«Оживи волшебный лоскуток «Чудо-коврик». Занятие с детьми старшего возраста. Мини – проект “Волшебный лоскуток” Опыт работы волшебный лоскуток в доу

Министерство образования Московской области

Управление образования Ступинского муниципального района

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Семёновский центр эстетического воспитания детей»

Согласовано Утверждаю

педагогическим ___________Е.В. Прищеп

советом школы

протокол №____ от ________

Дополнительная образовательная программа творческого объединения:

"ВОЛШЕБНЫЙ ЛОСКУТОК"

Педагог дополнительного образования:

Рязанова Надежда Николаевна

Срок реализации 3 года

(возраст детей от 7 до 15 лет)

Сентябрь 2013г.

с. Семёновское

  1. Пояснительная записка
  2. Учебно-тематический план
  3. Учебно-тематический план 1 года обучения
  4. Содержание программы 1 года обучения
  5. Учебно-тематический план 2 года обучения
  6. Содержание программы 2 года обучения
  7. Учебно-тематический план 3 года обучения
  8. Содержание программы 3 года обучения
  9. Методическое обеспечение программы

10.Литература

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА1.Концептуальная часть программы

Данная программа модифицированная. Программа имеет направленность декоративно – прикладное творчество и ИЗО. Шитьё из лоскутков, корни которого уходят в далёкое прошлое, среди известных видов рукоделия занимает особое место. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явились бедность и бережливость (в славянской культуре не принято было ничего выбрасывать). Именно это вынуждало женщин из остатков кроя, старой одежды делать изделия окружающего быта. С годами отношение к такому виду рукоделия как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций постепенно отошло в прошлое.Во многих странах шитье из лоскута стало национальным видом декоративно-прикладного искусства. В России лоскутное творчество стало интенсивно развиваться во второй половине XIX века. В 20-е годы этот вид искусства не вошёл в перечень народных промыслов, поддерживаемых государством, и сохранялся только усилиями немногих мастериц в основном на севере и на юге России.

Сегодня этот незаслуженно забытый вид красочного творчества начинает постепенно возрождаться, о чем свидетельствуют Всероссийские фестивали лоскутного искусства в Санкт-Петербурге, Иваново и др. городах. Ритм сегодняшней обыденной жизни, искусственная индустриальная среда городов создают дисбаланс природной и социальной среды. Сегодня силы компьютерного века угрожающе соединяются с моралью века "каменного".Опыт работы с детьми показывает, как пагубно действует на детские души виртуальная агрессия, управляющая их эмоциями. Поэтому сегодня назрела необходимость обратиться к нравственному опыту нашего народа и использовать потенциал народной педагогики. По данной программе дети имеют возможность не только обучаться лоскутному творчеству, но и изучать этикет, обряды, отдельные предметы культуры, принимать участие в народных праздниках, играх, которые способствуют погружению в удивительный мир славянской культуры. Опыт работы с детьми показывает, как порой не хватает им духовного общения со взрослыми.

Данная программа предполагает деятельный подход к освоению традиционной культуры не только детьми, но и родителями, и педагогами. По уровню освоения эта программа является обще развивающей, так как способствует формированию духовного мира детей, коммуникативной культуры, самостоятельного мышления, развитию творческих способностей и эстетического вкуса.

Актуальность занятий таким видом рукоделия, особенно важно для детей небольших городов и сельских населенных пунктов, проявляется не только в решении проблемы свободного времени, но и в существенной помощи семейному бюджету, а главное в целенаправленной и осознанной ориентации в выборе профессии.

По целевой установке программа является образовательной (знания не только усваиваются детьми, но и активно используются в их жизнедеятельности). Возраст детей: от 7 до 15 лет. Срок реализации: 3 года. Занятия первого и второго года обучения проводятся 3 раза в неделю по 2 часа, всего 216 ч.

2.Цели и задачи образовательного процесса

Целью данной программы является создание условий для духовного и нравственного развития личности каждого ребенка на основе постижения им нравственных основ народной культуры и раскрытия его творческого потенциала посредством освоения техники традиционного лоскутного искусства.

Творчество для любого человека – это вдохновение, замысел, логика, сопоставление, чувство. Развитие этих качеств с детского возраста станет тем фундаментом, который обеспечит успешность жизни ребенка в будущем.Важной задачей является приучение детей к аккуратности, воспитание терпения на трудном пути постижения мастерства, чувства, бережного отношения к природе.

Задачи:

Образовательные:

- Формирование специальных знаний по предмету (основы цветоведения, материаловедения, портновские термины).

Приобретение технических знаний, умений и навыков (подготовка материалов к работе, стежки и строчки, виды простых лоскутных орнаментов "Елочка", "Колодец" и др.).

Воспитательные:

- Приобщение детей к истокам русской народной культуры, народному декоративно-прикладному творчеству.

Формирование внимания, уважения к людям, терпимости к чужому мнению,культуры поведения и общения в коллективе.

Развивающие:

Повышение деловой активности обучающихся и других качеств, необходимых подрастающему поколению.

Подготовка обучающихся в рамках центра будущей семейной жизни, прививаем практические навыки в работе с иглой, нитью, тканью.

Развитие творческой активности через индивидуальное раскрытие художественных способностей каждого ребенка.

Развитие эстетического восприятия художественного вкуса, творческого воображения.

Обогащение разнообразие досуга таким популярным рукоделием, как лоскутная техника.

Социальные:

Создание благоприятной атмосферы для неформального общения детей, увлеченных общим делом.

Помочь ребенку найти друзей и самореализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами и родителями.

Научить детей интересно и полезно организовывать свой досуг

3.Формы подведения итогов реализации образовательной программы и критерии оценки

К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов. Способы и методики определения результативности образовательного процесса разнообразны и направлены на определение степени развития творческих способностей каждого ребенка, сформированности его личных качеств(любовь и уважение к Родине, умение общаться со сверстниками и взрослыми и т.д.).

На протяжении всего учебного процесса предполагается проводить следующие виды контроля знаний:

Беседы в форме вопрос-ответ, с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного. Опрос проводится доброжелательно и тактично, что позволяет снимать индивидуальные зажимы у детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие.

Беседы и лекции с элементами викторины или конкурса, позволяющие повысит интерес обучающихся и обеспечить дух соревнования.

Контрольные работы на время. Устраиваются для проверки навыков шитья, умения подбирать ткани по цвету и фактуре, самостоятельного вычерчивая схемы и выполнения простейшего изделия.

Основной формой проведения итогов обучения является участие детей коллектива в районных, городских всероссийских и международных выставках и фестивалях.

Овладеть видами простейших техник лоскутного шитья ("Елочкой", "Колодец" и др.).

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1. Учебно-тематический план 1-го года обучения

№ п/п

Название разделов и тем

теория

практика

общее кол-во часов

Вводное занятие "Кто мы?"

Историческая память народа

Народная культура

Декаративно-прикладное искусство

Лоскутное искусство

техника безопасности

осеннее новолетие

"всякому лету аминь!"

Красота Земли-Матушки (основы цветоведения)

Щедрая осень

III.

"Хозяйка Мира"

"Матушка Покрова"

"Как рубашка в поле выросла?" (основа материаловедения)

"Вслед за солнышком живем"

Ритм в народном орнаменте

Лоскутный орнамент. Лоскутные орнаменты из полос

Древняя техника лоскутного шитья на Руси - "Треугольники"

Народные обряды и обычаи зимних святок

Рождественские подарки

Рождественская звезда. Лоскутная схема "Звезда"

Повторение пройденного

символика народной одежды

компоненты старинного костюма. Тряпичная кукла в народном костюме

Повторение пройденного

VII.

"Душа ль моя Масленица"

Веселая ярмарка

VIII.

"Мост на семь верст"

Обряды и обычаи Великого Поста. Пасхальные подарки

К Светлому дню

Повторение пройденного

Весеннее новогодье

"Вот пришел к нам Егорий"

"Весна-красна"

Итоговое занятие

Всего часов

Вводное занятие

Ознакомление с содержанием программы. Режим работы. Основные темы. Необходимое оборудование.

"Кто мы?"

Историческая память народа

Понятие о роде человеческом как творческой, призывающей к жизни силе природы. Понятие"народ".Беседа с элементами игры.

Народная культура

Многообразие видов народной художественной культуры. Культура как форма общенародной памяти.

Декоративно-прикладное искусство

Понятие ДПИ, его отличие от других видов искусства. Показ видеофильма"Прикладное искусство".

Лоскутное искусство

история мирового лоскутного искусства. Техника безопасности. Подготовка ткани и инструментов к работе. Виды стежков и швов.

Осеннее новолетие "Всякому лету аминь!"

Знакомство с осенними праздниками народного календаря. Знакомство с древними обрядами и обычаями жатвы. Праздник"Капустник".

Красота Земли-Матушки

Начальные сведения о цвете. Эмоциональные свойства цвета. Какие бывают краски и имеют ли они характер.

"Как рубашка в поле выросла?"

Начальные сведения о ткани. Откуда берется нитка? Знакомство с видами натуральных волокон. Виды, фактура тканей, узоры.

"Вслед за солнышком живем".

Ритм-способ организации явлений природы и человеческой деятельности

Представление о ритме в жизни природы и человека. Меры природных ритмов. Образ петуха как вестника восхода солнца в народной культуре.

Ритм в народном орнаменте

Отображение ритма человеческой жизни в народной культуре(древо жизни).Выполнение портретов разных времен года(работа с красками).Орнаменты на старинных предметах быта. Игра "напиши письмо в прошлое".

Лоскутный орнамент

Основные составляющие лоскутных орнаментов. Коллективная контрольная работа "Дом из кирпичиков".

Символика народных орнаментов. Лоскутные орнаменты из квадратов

Знаки земные и знаки воды, воздуха, души. Составление из элементов-знаков "рассказа" о мире, природе. Шитье образца салфетки по придуманной схеме.

Древняя техника лоскутного шитья на Руси-"Треугольник"

Составление схем из треугольников. Шитье образца(подушечка) по схеме "русский квадрат".

Народные обряды и обычаи зимних святок. Рождественские подарки

Знакомство с праздником "Зимние святки".Сложный состав праздника. Народные обычаи Рождественские подарки. Составление схемы и шитье "Сапожка".

Повторение пройденного

Выставка и обсуждение работ за полугодие

О чем расскажет нам народный костюм?

Компоненты старинного костюма. Тряпиная кукла в народном костюме.

Знакомство с типами женского костюма, Компоненты костюма. Изготовление куклы из лоскутов. Изготовление народного костюма для куклы. Выставка "Кукольный хоровод".

"Душа ль моя масленица"

Образ праздника "Масленица" в русской народной традиции

Особенность обычаев на Масленицу как прощание со старым и ожидание нового. Значение солнечных знаков. Изготовление "Солнышка".

Весенние заклички (лоскутная пластика)

Знакомство с обычаями заклинания весны. Изготовление птиц (лоскутная пластика).

К светлому дню

Роспись пасхальных яиц и изготовление открыток(лоскутная пластика).

Повторение пройденного

Выставка и обсуждение работ

"Весна-красна"

Какого цвета весна? Природа цвета, гармоничные сочетания. Составление "портрета" весны(коллективная работа).Изготовление открыток на тему "Весенний первоцвет" (лоскутная пластика)

Итоговое занятие. Выставка лучших работ за год.

Ожидаемые результаты к концу первого года обучения.

По окончании 1 года обучения дети должны:

Знать

Уметь

Освоить ритмическую последовательность традиционного народного календаря, особый символический язык народной культуры, образы словесного и изобразительного искусства, возникшие в результате осмысления мира природы нашими предками.

Открыть для себя нравственные и эстетические ценности, которые порождены ритмом ежегодного круговорота в жизни природы и человека.

Научится понимать свою причастность к вечному циклическому движению природы и бережно относиться к ней.

Научится понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним

Научится правильно подготавливать ткань к работе подбирать ее по цвету и фактуре.

Освоить простые портновские термины и виды швов.

Получить навыки шитья на швейной машинке.

Овладеть видами простейших техник лоскутного шитья ("Елочкой","Колодец" и др.).

3. Учебно-тематический план 2-го года обучения

№ п/п

Название разделов и тем

Теория

практика

общее кол-во часов

Вводное занятие "Откуда мы? Чем живы?"

Повторение тем. Народная культура. ДЛИ нашего города

Лоскутное искусство России

Осеннее новолетие

Какого цвета осень?

С "Новым годом", с новым урожаем!

III.

"Хозяйка Мира"

Матушка Природа

В гостях у Василисы Примудрой

Повторение пройденного

Дом, открой свою тайну!

Дом как Мир

Готовимся к зимним святкам

Зимние сказки (лоскутная аппликация)

Рождественские открытки

VII.

Повторение пройденного

VIII.

О чем расскажет нам народный костюм?

Женский костюм, его символы, и составляющие

"Широкая Масленица"

"Веселая карусель" (цветоведение)

"Ярмарка"

"Мост на семь верст"

Великий пост-золотые руки

Пасхальное яйцо (лоскутная пластика)

Повторение пройденного

XII.

Во поле, во зеленом дубровье

"Не бывать весне на Руси святой без Егория!"

"Ай, ай, месяц май"

Итоговое занятие

Всего часов

Вводное занятие:

Основные темы 2-го года обучения. Режим работы. Необходимое оборудование. Техника безопасности.

Откуда мы? Чем живы? Повторение тем. Народная культура. ДЛИ нашего народа.

Народные промыслы: Хохлома, Гжель, дымковская игрушка Путешествие в историю русского быта по русским народным сказкам.

Лоскутное искусство России.

Лоскутное искусство.Особенности его развития в России. Просмотр видео-фильма Всероссийского фестиваля "Лоскутный стиль".

Осеннее новолетие. Какого цвета осень?

Красота и неповторимость осенних деревьев. Осенние листья из лоскутков. Коллективная работа (лоскутная мозаика)

С Новым годом, с новым урожаем!

Календарная обрядовая культура народа как форма взаимоотношений человека и природы.

Хозяйка Мира матушка природа

Образ женщины в народном изобразительном искусстве, загадках, сказках. Материаловедение.

В гостях у Василисы Премудрой

Отражение идеи трудолюбия, доброты и добросовестности в русских народных сказках. Шитье мини-коврика.

Повторение пройденного

Выставка и обсуждение работ.

Дом, открой свою тайну! Дом как Мир.

Образы природы, Вселенной и человека в конструкции дома, его убранстве. Композиция на тему "Крестьянский дом"(работа с красками и лоскутом).

"Кто, кто в теремочке живет?"

Текстильное убранство дома. Продолжение темы "Лоскутные орнаменты".

"Скатерть бела, весь Мир одела"

Основы композиции "Тайна Белого листа".Рисование композиционных схем и образцов. Создание эскиза. Составление композиций на темы Рождества и зимних сказок.

Готовимся к зимним святкам. Зимние сказки(лоскутная аппликация)

Повторение темы "Зимние святки","Святочные посиделки", "Коляда".Выполнение аппликации (панно) на темы зимних сказок.

Рождественские открытки

Изготовление Рождественских открыток с применением лоскута и клея.

Повторение пройденного.Выставка лучших работ за полугодие. О чем расскажет нам народный костюм? Женский костюм, его символы и составляющие.

Русский народный костюм -художественный язык народной культуры. Одежда как цельный образ народа. Смысловое значение орнаментов и деталей одежды. Изготовление девичьей повязки на голову.

"Ах, сошью я, матушка, красный сарафан"

Снятие мерок, изготовление выкройки и шитье сарафана.

"Широкая масленица"."Веселая карусель".

Повторение темы "Цветоведение"

"Ярмарка"

Повторение пройденных тем. Изготовление небольших изделий (салфетка, подушка, прихватка).

"Мост на семь верст". Великий пост-золотые руки

Смысл поста в народной традиции. Пост как благодетельная норма жизненного поведения. Витражные аппликацию

Жавороночки, прилетайте к нам!

Весенние заклички птиц как способ заклинания весны. Изготовление птиц (лоскутная пластика).

Пасхальное яйцо(лоскутная пластика)

"Роспись пасхальных яиц".Изготовление объемных салфеток для куличей и яиц.

Повторение пройденного. Во поле, во зеленом дубровье. "Не бывать весне на Руси святой без Егория!".

Народные обряды Егорьева дня, его связь с идеей весны. Выполнение небольших изделий по пройденным схемам.

"Ай, ай, месяц май"

Коллективная творческая работа на тему "Весна-красна".

Итоговое занятие: подведение итогов года, выставка лучших работ.

Ожидаемые результаты к концу второго года обучения.

По окончании 2 года обучения дети должны:

5. Учебно-тематический план 3-го года обучения

№ п/п

Название разделов и тем

Теория

Практика

Общее кол-во ч.

Вводное занятие «Все мы живем на Божьей росе; под красным солнышком»

«С кем поведешься,от того и наберешься»

Что сторона, то новина

Лоскутное искусство стран Европы и Америки

осеннее новолетие

Осень велика,зима долга(геометрическая композиция лоскутных изделий)

Льняные смотрины(объемные лоскутные элементы)

III

Повторение пройденного

3

3

IV

Дом,открой свою тайну

1

Мир как дом(пэчворк)

3

9

12

2

Счастье тому,кто в этом дому

2

12

14

V

Повторение пройденного

3

3

VI

Готовимся к зимним святкам

1

Добро творить-себя веселить

2

12

14

VII

Повторение пройденного

3

3

VIII

О чем расскажет нам народный костюм?

1

Лоскутная техника в костюме

3

6

9

2

Традиции в моделировании одежды

3

15

18

IX

Широкая масленица

1

"Как потрудился,так и повеселился"

3

15

18

X

Повторение пройденного

3

3

XI

Мост на семь верст

1

"Учись доброму, худое на ум не пойдет"

3

15

20

2

"В день свят суеты спят"(традиции пасхального подарка)

4

10

10

XII

Повторение пройденного

3

3

XIII

Весеннее новогодье

1

Пора землю будить(современные мозаичные узоры)

2

7

9

2

"Доброе семя-в добрую пору"

9

9

XIX

Итоговое занятие

4

5

Всего часов

66

150

216

6.Содержание программы 3 -го года обучения.

Вводное занятие

Основные темы программы третьего года обучения. Режим работы. Техника безопасности.

"Все мы живем по божьей росе, под красным солнышком"."С кем поведешься, от того и наберешься".

Взаимный обмен в области материальной культуры разных народов мира. Чувство единства с природой.

"Что сторона, то новина".

Своеобразие культур народов мира. Сравнение техник гавайской и персидской аппликации.

Лоскутное искусство стран Европы и Америки.

Сравнение техник пэчворка и квилинга. Художественное и техническое выстегивание.

Осеннее новолетие. "Осень велика, зима долга".

Обрядовость осенних работ. Глубина народной памяти. Вычерчивание орнамента, изготовление образца одного из орнаментов.

Льняные смотрины

Покровские вечерки. Осенне-зимние женские рукоделия. Лоскутные объемные элементы. Шитье небольших изделий.

Дом, открой свою тайну! Мир как дом

Образ вселенной как обычного дома. Внешнее и внутреннее убранство дома. Пэчворк.

"Счастье тому, кто в этом дому".

Текстильные предметы интерьера. Шитье небольшого комплекта интерьера (скатерть, салфетки, прихватки).

Готовимся к зимним святкам."Добро творить-себя веселить".

Повторение темы "Зимние святки".Изготовление аппликаций на рождественские темы.

О чем расскажет нам народный костюм? Лоскутная техника в костюме.

Традиции применения лоскутных узоров и аппликаций для украшения одежды.

Широкая масленница. "Как потрудился, так и повеселился"

Традиционные техники в лоскутных узорах русского лоскутного искусства. Шитье покрывала.

Мост на семь верст."Учись доброму, худое на ум не пойдет"

Духовный смысл поста в народной традиции. Характера ручного труда во врем поста.

"Вдень свят суеты спят"

Традиции пасхального подарка. Изготовление салфетки - мелажницы.

Весеннее новогодье. "Пора землю будить"

Сила пробуждения природы. Современные сложные мозаичные узоры.

"Доброе семя в добрую пору"

Коллективная работа на тему "Мировое древо".

Итоговое занятие. Подведение итогов и выставка лучших работ за год.

Ожидаемые результаты к концу третьего года обучения.

По окончании 3 года обучения дети должны:

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Основной формой работы творческого объединения «Волшебный лоскуток» является учебное занятие.

В процессе освоения курса используются следующие типы учебных занятий: изучение нового материала (объяснение, обобщение, выполнение работ с использованием предложенных образцов), самостоятельного применения знаний, умений и навыков (аттестационные работы, выставки, ярмарки). Также проводятся занятие-праздник, занятие-игра. Высокая работоспособность детей обеспечивается за счет поддержания интереса в течение всего занятия различными формами и методами преподавания используются индивидуальные и групповые формы. Чтобы создать атмосферу творчества используются беседы, викторины, конкурсы.

Основными методами обучения в творческом объединении являются:

- объяснительно –иллюстративные, метод консультирования, практическое закрепление полученных на занятиях знаний, метод проверки и контроля знаний за их выполнением, использование для обучения различных пособий и журналов. Наряду с этими традиционными методами, программа обучения предполагает так же использование и других форм и методов обучения и воспитания: это и диспуты, и обмен мнениями, и посещение выставок.

Одним из методов, способствующих достижению поставленных в ходе занятий декоративно-прикладным творчеством задач, является индивидуально комплексный подход к учащимся, который заключается:

-в создании разновозрастных групп, когда дети младшего и среднего возраста, занимаясь одновременно, осваивают программу, выполняя задания разной степени сложности изделий (в зависимости от возраста и способностей

-в возможности освоения каждым учеником различных техник отделки изделий, что значительно расширяет у детей диапазон их теоретических познаний и практических навыков.

Работа с разновозрастными группами дает возможность подключать более опытных и умелых учащихся к процессу обучения младших

то формирует такие черты характера, как взаимопонимание, взаимовыручка, умение сочетать индивидуальное творчество с коллективным сотрудничеством. Кроме того, этот метод облегчает дифференцированный подход к обучению ребенка, не ущемляя при этом достоинства менее способных учащихся и в то же время, позволяя более полно раскрыть творческий потенциал талантливых детей.

Отличным фоном на занятиях является тихая, спокойная музыка, создающая детям хорошее настроение и работоспособность. У детей есть время подумать о своих близких и друзьях, приготовить им сюрпризы и подарки.

Вопросы эстетического воспитания присутствуют на каждом занятии: расположение узора, соответствие декора назначению оформляемого изделия, его особенности. Важны цветовая гамма, соотношение размера цветной отделки с размерами вещи.

Особенно важно развитие художественного вкуса, гармонии, колоритных цветовых сочетаний, кроме того, все изделия получаются неповторимыми, т.к. для каждого вариант отделки свой, индивидуальный. В процессе работы над изделием дети предлагают свои интересные варианты украшения изделий.

Опыт показал, что только тогда усвоение материала будет прочным, если оно сопряжено с интересом учащихся, с их творческой активностью. Ребёнку важно сохранить свою индивидуальность, самостоятельность и инициативу, для этого применяются формы и методы, при использовании которых развивается и поддерживается интерес к занятию:

1. организация образовательного процесса с вовлечением в процесс поиска, решение задач проблемного характера;

2. связь изучаемого материала с жизнью;

3. увязка материала с ранее приобретёнными знаниями;

4. обучение от простого к сложному;

5.частая проверка и оценка труда детей;

6.поддержка ребёнка похвалой и одобрением, после которого ребёнок работает с двойным усердием;

7.яркость и эмоциональная окраска, вложенная педагогом в учебный материал;

8.понимание того, что игровая деятельность предшествует учебной, а значит лежит в её основе.

Структура занятий такова, что 30-35% времени идёт на теорию и 65-70%-на практическую работу, поэтому, чтобы процесс изготовления изделий не проходил однообразно, его необходимо обогащать другими занятиями интеллектуального и физического плана. С этой целью детям предлагается прочесть стихотворение, рассказать забавную историю, поиграть в игру на развитие памяти и воображения, вспомнить народную пословицу или поговорку.

Для лучшего усвоения детьми учебного материала используются все виды наглядности: демонстрация образцов, изделий, эскизов, схем, иллюстрированной печатной продукции. Такой способ подачи материала повышает внимание учащихся, углубляет их интерес к изучаемому материалу, способствует развитию воображения, наблюдательности, мышления.

Принцип систематичности, последовательности обучения выражается в том, что на каждом занятии дети обучаются от простого к сложному, с учётом умственных, физических возможностей, достигнутого уровня знаний и умений.

Важным моментом в занятиях ручным трудом являются мероприятия, способствующие мышечной разгрузке ребёнка в перерывах между занятиями, устранение гиподинамии. С этой целью педагог проводит специальную гимнастику для позвоночника, глаз и рук, которую дети с удовольствием выполняют.

В течение учебного года воспитанники принимают участие в тематических выставках лучших творческих работ, ярмарках, благотворительных акциях.

В обучении приемам лоскутной техники, как и в других областях декоративно- прикладного искусства полезна повторяемость полученных знаний для закрепления в памяти определённых навыков. Поэтому учащимся предлагается изучение техник в таком порядке, где каждая новая техника требует повторения знания предыдущей. Техники разные, а приёмы одни и те же. На своих занятиях последовательно усложняю задания в зависимости от индивидуальных способностей. В таких случаях видно, кто на что способен и как этим способностям надо помогать.

Эффективность обучения повышается при введении элементов проблемности. Постановка и решение проблемных задач развивает творческие способности, делает труд более осмысленным. Стараюсь озадачить ребенка поиском самостоятельного решения, а не сразу даю готовый ответ.

Для этого воспитанникам предлагаю схемы, с помощью которых они сами создают варианты изделий. Когда навыки будут сформированы, предлагаю детям создавать различные композиции из отдельных элементов. Таким образом, комплексное использование методов обучения повышает надёжность усвоения информации, делает учебный процесс более эффективным.

На своих занятиях использую педагогические образовательные технологии: игровые, проблемные, технологии группового обучения, педагогика сотрудничества, технология творческой деятельности.

III. ИНСТРУМЕНТЫ:

1. Иголки разной величины (несколько наборов);

2. Нитки катушечные разных цветов (№ 40, 60, 10);

3. Мулине разных цветов;

4. Шелковые нитки разных цветов;

5. Суровые нитки (лучше кордовую нитку);

6. Наперстки детские (10-15 шт.);

7. Круглогубцы (2 шт.);

8. Ножницы обычные (5 шт.);

9. Круглые деревянные палочки для набивки сшитых форм ватой;

10. Швейная машина (по возможности);

11. Проволочные цветки для расчесывания искусственного меха (3 шт.);

12. Электрический утюг для разглаживания ткани.

IV. ЛИТЕРАТУРА, используемая педагогом для разработки программы.

1.Новицкая М.Ю. "Введение в народоведение("Родная земля").-М.:"Дрофа",1998.

2. Пармон Ф.М. "Композиция костюма".-М:Легпромбытиздат,1997.

3. Муханова И.Ю. "Лоскутное шитье".-М: МИЧ,1998.

4. Лысенко О.В, Комарова С.В. "Ткань. Ритуал. Человек."-СПб,1992.

5. Бондаренко Э.О."Праздники христианской Руси".-Калининград,1993.

1. Чудина Е.В. «Волшебные лоскутки» - Феникс, 2012г.

2. Вали Б.Д., Риколфи Р. «Лоскутное шитье», 2004г.

3. Бегун Т.А. «Увлекательное рукоделие», Каро, 2008г.


Программа кружка

(5 - 7 классы)

Руководитель кружка:

Черемисина Т.Н.

ПРОГРАММА

кружка «Волшебный лоскуток»

Характеристика образовательной программы

    Статус программы: экспериментальная.

    По возрасту: для среднего школьного возраста.

    По половому признаку: для девочек.

    По продолжительности реализации: 1 год.

    По форме реализации: групповая.

    По виду деятельности: технического творчества.

    По образовательной области: профильная.

    По способу реализации: творческая.

    По уровню усвоения: общекультурная.

    По направлению деятельности: прикладная.

Учитель технологии:

Черемисина Т.Н.

г. Благовещенск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная учебная программа предоставляет подростку условия: среду активного освоения деятельности, пробы себя и своих сил, поиска интересного творческого занятия и обучения, выбора своего дела и достойного его завершения в виде реального, осязаемого результата, свободного проявления изобретательства и фантазии. Законченные работы могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления интерьера школы или других целей. Общественное значение результатов деятельности школьников играет определенную роль в их воспитании.

Цель программы – развитие индивидуальных творческих способностей, художественной инициативы обучающихся.

Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:

    Знакомство обучающихся с видами работ, выполненных в технике лоскутной пластики, практическое освоение способов и приемов работы с лоскутами ткани.

    Выявление склонностей и способностей обучающихся, оказание социально-педагогической помощи для наиболее полного раскрытия личностного потенциала.

    Воспитание уважения к народным обычаям и традициям, стимулирование социальной активности, участие в общественно значимых делах коллектива.

    Организация самостоятельной работы обучающихся.

    Развитие инициативы и творческой активности.

Искусство лоскутного шитья известно многим народам мира с древних пор. Лоскутное шитье как вид домашнего рукоделия естественным образом возникало везде, где работали с тканью. Обрезки тканей, выпады от кроя – тот материал, бережное отношение к которому и явилось мотивом зарождения и существования шитья из лоскута.

В деле воспитания подрастающего поколения народные художественные промыслы имеют огромное значение. Эта сокровищница народной культуры способствует развитию хорошего вкуса и любви к прекрасному.

Предлагаемая программа художественного лоскутного шитья направлена на развитие творческой деятельности обучающихся, на их эстетическое, грамотное, разумное отношение к предметной среде, способствует профессиональной ориентации. Изучение традиций, особенностей русского народного и зарубежного лоскутного шитья приобщает детей к художественному творчеству, позволяет ощутить связь времен. Посещение ими выставок, музеев декоративно-прикладного искусства повышает общий культурный уровень, способствует эстетическому развитию.

Использование текстильного лоскута в качестве изобразительного материала предполагает ознакомление обучающихся с художественно-теоретическими основами декоративно-прикладного творчества.

Работа с красочными, многоцветными узорчатыми лоскутами позволяет ввести ребенка в мир цвета, раскрыть закономерности цветовых сочетаний, познакомить с основами цветовой грамоты, научить создавать своими руками оригинальные декоративно-прикладные изделия.

Лоскутное шитье – это, как правило, орнаментальные композиции. Следовательно, дети знакомятся с понятиями, закономерностями построения орнаментов. На этапе составления, поиска оптимальных композиционных решений возможно использование компьютера.

Выполнение обучающимися изделий с использованием текстильного лоскута, может превратиться в увлекательное занятие, так как каждый этап сопряжен с творческим поиском. Кроме того, этот вид рукоделия позволяет использовать отходы текстильного и швейного производства, ткань, бывшую в употреблении.

Большое внимание уделяется технологическому аспекту лоскутного шитья. Без овладения технологией трудно добиться высокого качества изделий. На этом этапе дети знакомятся с материалами, инструментами и оборудованием для работы с лоскутом; с характеристиками тканей, с подготовкой ткани к работе; с организацией рабочего места; с технологией лоскутного шитья.

В процессе изучения программы обучающиеся знакомятся с различными видами техники и приемами лоскутного шитья: «полоска», «квадрат», «треугольник», «свободная техника».

Знакомство с этапами работы над лоскутным изделием обеспечивает технологичность на протяжении всей работы, а в итоге – высокое качество изделий из текстильного лоскута.

Структура занятий включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предполагает проведение бесед, где необходимо раскрыть обучающимся удивительный мир красоты и гармонии народного искусства, вобравший в себя многовековые традиции художественного творчества. Важно умело сочетать наглядный показ способов и приемов лоскутного шитья с рассказом об искусстве, с демонстраций изделий народных мастеров.

Полученные теоретические знания необходимо тут же закреплять, выполняя практические работы. Следует приветствовать творческий нестандартный подход обучающихся к выполнению задания (к выбору композиции, цветовой гаммы и т.д.). Необходимо привлекать обучающихся к коллективному творчеству, что способствует развитию коммуникативных качеств личности. Коллективное творчество по созданию декоративно-прикладного изделия предполагает включенность каждого участника процесса на каждом этапе работы, от замысла до последнего штриха. Особое значение имеет коллективное обсуждение, позволяющее повысить интеллектуальный уровень творческой группы.

В практической части обучающиеся выполняют различные варианты, салфеток, прихваток, панно и т.д.

Лоскутное шитье открывает простор для организации проектной деятельности. Это могут быть как индивидуальные, так и масштабные коллективные декоративные композиции, помогающие детям понять преимущества совместной работы повысить их самооценку. Они могут использоваться в оформлении класса, школы, что, в свою очередь, является дополнительным стимулом к развитию детского творчества.

Небольшой объем учебного материала, заложенный в программу, предполагает организацию самостоятельной работы обучающихся. Эта работа предполагает выполнение эскизов для изделия, написания рефератов. Творческая деятельность школьников помогает им в усвоении учебного материала и организации досуга. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена дома.

Своеобразным отчетом о достижении кружковцев являются годовые выставки работ обучающихся.

Для эффективного проведения занятий кружка выпускаются методические рекомендации, приобретается специальная литература, фотографии, обучающиеся вместе с педагогом готовят раздаточный материал.

По окончании учебы в коллективе дети способны сами разработать узор изделия или композицию, технологию изготовления, выполнять сложные, многоэлементные и многоцветные лоскутные изображения.

В целом работа с детьми в области художественной обработки текстильного лоскута сводится к тому, чтобы пробудить в них творческое начало, научить понимать и любить красоту.

Программа предназначена для обучения девушек 5-7 классов. По программе могут обучаться как новички, так и обучающиеся уже знающие навыки лоскутного шитья.

Программа рассчитана на 1 год (34 часа) по 1 часу в неделю. На теоретическую часть отводится 13 часов, на практическую – 21 час.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема

Общее

кол-во

часов

Теорети-ческие

часы

Практи-ческие

часы

Вводное занятие

Лоскутное шитье как вид декоративно-прикладного творчества

Технологические основы лоскутного шитья.

Цвет. Цветовой круг.

Гармоничные сочетания цветов. Техника полоска.

Орнамент. Виды орнаментов. Свободная техника.

Законы орнаментальной композиции. Техники «квадрат», «треугольник».

Приемы получения разнообразных фактур. Воспроизведение образцов традиционного лоскутного шитья.

Технология работы над лоскутным изделием.

Современные формы лоскутного шитья.

Заключительное занятие. Подведение итогов.

Итого:

1. Вводное занятие (1 ч).

Сообщение цели и задач коллектива, знакомство с учащимися, с планом работы на год. Показ готовых изделий, фотографий, эскизов. Вводный инструктаж по технике безопасности. Санитарно-гигиенические требования при выполнении работ. История развития лоскутного шитья.

2. Лоскутное шитье как вид декоративно-прикладного творчества (1 ч).

Традиционное лоскутное шитье России. Термины. Ткань как материал для творчества.

3. Технологические основы лоскутного шитья (2 ч).

Материалы, инструменты и оборудование. Работа с тканью. Характеристика тканей. Подготовка ткани к работе. Организация рабочего места. Основные технологические понятия лоскутного шитья. Технология лоскутного шитья. Изготовление шаблонов. Выкраивание лоскутных деталей. Стачивание лоскутных деталей. Влажно-тепловая обработка (ВТО).

4. Цвет. Цветовой круг (1 ч).

Хроматические и ахроматические цвета. Цветовой тон. Светлота. Тон. Тоновое изображение. Насыщенность. Теплые и холодные цвета. Локальный и обусловленный цвета. Цветовой круг. Основные и составные цвета.

5. Гармоничные сочетания цветов (1 ч).

Гармония в цвете. Колорит. Гармонии родственных цветов: одноцветная гармония, смежная гармония, тональная гармония. Контраст. Гармонии контрастных цветов: парная гармония, гармония триады. Цветовая гамма.

6. Техника «полоска» (3 ч).

Общие правила при работе с полоской. Выполнение рисунков из полосок одной ширины, «диагональная раскладка», «прямая раскладка», «паркет», «колодец», «американский квадрат», «цветные кольца», «полосы», «внутренние дворики», «русский квадрат», «ананас», «мельница». Составление лоскутного полотна из блоков с диагональной раскладкой полосок. Рисунки из наборных полос. Перевод рисунков вышивки в лоскутные рисунки из наборных полосок.

7. Орнамент (1 ч).

Виды орнаментов. Закономерности орнаментальных построений. Понятие о композиции орнамента. Пропорции. Ритм и пластика. Симметрия. Статичные и динамичные композиции. Композиционные решения лоскутных полотен.

8. Свободная техника (3 ч).

Варианты сборки лоскутов в «свободной технике»: сборка от середины основы, схема «Роза», сборка от края основы, сборка лоскутов в рисунок, вписанный в треугольник. Применение «свободной техники» лоскутного шитья в швейных изделиях бытового назначения.

9. Законы орнаментальной композиции (1 ч).

Закон прпорциональности. Закон соподчинения. Закон трехкомпонентности. Закон контраста. Закон орнаментального контрапункта. Закон простоты.

10. Техника «квадрат» (2 ч)

Выполнение рисунков в технике квадрат. Выполнение пуфиков. Выполнение грелки на чайник «Малинка». Выполнение прихватки.

11. Техника «треугольник» (2 ч)

Выполнение рисунков в технике «треугольник». Способы соединения треугольников в квадрат. Способы сборки рисунков из треугольников. Составление рисунков по сеткам. Составление рисунков из отдельных элементов.

12. Приемы получения разнообразных фактур (3 ч)

13. Технология работы над лоскутным изделием (7ч)

Замысел, поиск композиционного решения. Выбор, подготовка и определение расхода материала. Выполнение схемы в М 1:10. Выполнение рабочего чертежа. Выкраивание деталей из ткани. Сборка лоскутного полотна. Решение и сборка каймы. Подготовка изнаночной стороны и прокладки к сборке. Соединение трех слоев изделия. Обработка края изделия. Стежка.

14. Современные формы лоскутного шитья (5 ч).

15. Заключительное занятие (1 час). Подведение итогов.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Учащиеся должны знать:

Общие сведения о различных направлениях декоративно-прикладного искусства;

Требования безопасности труда;

Инструменты, материалы и приспособления для работы;

Основы цветоведения;

Основные понятия об орнаменте;

Законы и правила орнаментальной композиции;

Закономерности орнаментальных построений;

Основные технологические понятия лоскутного шитья;

Технологию лоскутного шитья;

Основные приемы и техники лоскутного шитья;

Технологию работы над лоскутным изделием.

Учащиеся должны уметь:

Планировать свою работу;

Соблюдать правила техники безопасности;

Выбирать, подготавливать и определять расход материала;

Составлять схемы, эскизы орнаментов;

Выполнять рабочий чертеж;

Выполнять соединение блоков;

Выполнять основные приемы лоскутного шитья (полоска, квадрат, треугольник);

Выполнять сборку лоскутного полотна;

Выполнять сборку каймы;

Соединять три слоя изделия;

Обрабатывать край изделия;

Выполнять ручную и машинную стежку.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Нагель, О.И. Художественное лоскутное шитье: учебно-методическое пособие для учителя / О.И.Нагель. – 2-е изд., доработанное. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 96 с.

    Хворостухина, С.А. Золотая книга домашнего рукоделия / С.А.Хворостухина. – М.: Вече, 2005. – 512 с.

СОЗДАНИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ БАЗЫ

Ведущая идея программы – помощь растущему человеку в образовании, духовном и интеллектуальном развитии. Основу содержательной деятельности составляет детский коллектив, занимающийся в сфере декоративно-прикладного искусства. Основу организационно-методической деятельности составляет складывающаяся система работы учителя с детским коллективом.

В целях обеспечения учебной части программы создается научно-методическая база: это методические рекомендации и разработки по темам, наглядные пособия, учебная литература, раздаточный материал в виде карточек, схем, эскизов, образцы готовых изделий, фотографии, сбор материалов по другим видам декоративно-прикладного искусства, проводятся выставки.

Программа находится в стадии эксперимента. Вследствие этого она будет дополняться и совершенствоваться.

Цель: Сформировать у детей представление о лоскутном шитье, вызвать у детей интерес к истории возникновения лоскутного шитья, приобщать к культуре русского народа, к семейным традициям, воспитывать интерес к рукоделию.

Задачи:

  • формировать уважительное, бережливое отношение к вещам;
  • развивать рефлексивные навыки;
  • способствовать развитию познавательного интереса;
  • закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник.

Место проведения: групповое помещение.

Возраст детей: 5 лет.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Двигательная».

Предшествующая работа: чтение русских народных сказок о рукодельницах, рассматривание иллюстраций в книгах и фотографий с изображением различных видов рукоделия.

Оборудование и материал: кусок ткани, ножницы, изделия сшитые из лоскутков ткани, кусочки ткани, нарезанные треугольниками, квадратами, прямоугольниками, костюм для бабушки.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы выкроим новое платье для нашей куклы Даши.

Воспитатель раскладывает на столе ткань и вырезает детали платья.

Раздается стук в дверь и входит бабушка в народном костюме с большой сумкой сшитой из лоскутков.

Бабушка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут бабушка Марфа. А что вы делаете?

Дети: Да вот бабушка, кроим платье для куклы.

Бабушка: Молодцы! Ой, сколько у вас кусочков ткани осталось! Можно я их себе заберу.

Дети: Конечно, бабушка Марфа. А зачем они тебе?

Бабушка: О, ребята, из этих кусочков можно сделать много красивых и полезных вещей. Вот видите какая у меня яркая, красивая сумка? Она сшита из кусочков ткани-лоскутков. Но чтобы сшить вещь из лоскутков, нужно остатки ткани нарезать квадратами, прямоугольниками, треугольниками.

У меня в сумке есть такие лоскутки, но они все перепутались. Помогите мне, ребята, разобрать их.

Дидактическая игра «Собери лоскутки по форме».

На стол вперемешку выкладывают лоскутки ткани нарезанные квадратами, прямоугольниками, треугольниками. На полу лежат треугольник, квадрат, прямоугольник. Дети берут со стола по одному лоскутку и называют его форму. По сигналу воспитателя ребята начинают двигаться по групповой комнате, по второму сигналу находят свои домики: те, у кого в руках треугольник, бегут к треугольнику, те у кого квадрат, - к квадрату, у кого прямоугольник к прямоугольнику. Когда дети разбегутся по местам, воспитатель просит их обосновать свой выбор и дать объяснение, чем квадрат отличается от прямоугольника, а треугольник от квадрата и прямоугольника.

Бабушка:

Спасибо, ребята, помогли бабушке Марфе. Ну, а теперь смотрите, что можно сшить из лоскутков. (Достает из сумки детское одеяльце, коврик, прихватку, подушечку, грелку на чайник и т.д. - все сшитое из лоскутков).

Дети рассматривают эти изделия, трогают руками.

Бабушка:

Садитесь, ребята, и послушайте. Давным-давно русские мастерицы, оставшимися после кроя рубахи или платья кусочками ткани стали украшать одежду, удлинять детские рубашонки и, конечно шить из них лоскутные одеяла. Лоскутные одеяла были почти во всех крестьянских домах. Под лоскутным одеялом так тепло спать в холодные ночи. Лоскутное одеяльце дарили при рождении малыша, оно обязательно входило в приданное невесты. В них, как в калейдоскопе, можно было увидеть и мамино платье, и бабушкину юбку, и отцовскую рубаху. Лоскутное шитье в России имело свои особенности. Выполненные из лоскутков изделия всегда были яркими, в них обязательно присутствовал красный цвет. Лоскутные одеяла, коврики, подушечки и другие изделия не только согревали своим «разноцветьем», но и украшали скромный быт крестьян, в короткие зимние дни напоминали о солнечном лете.

Ох, засиделись что-то мы, все косточки затекли. Ну-ка давайте подвигаемся!

Подвижная игра «Бояре».

Две группы детей становятся рядами напротив друг друга. (Воспитатель становится в первую группу, а бабушка Марфа в другую). Берутся за руки и идут навстречу друг другу, потом назад. При этом поется такая песня:

Первые: «Бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли».

Вторые: «Бояре, а зачем пришли, молодые, а зачем пришли?»

Первые: «Бояре, нам невесту выбирать, выбирать».

Вторые: «Бояре, а какая вам мила, вам мила?»

Первые: «Бояре, нам вот эта мила, нам мила» (указывают на кого-либо из противоположного ряда).

Выбранная невеста поворачивается к выбирающим спиной.

Вторые: «Бояре, она шалунья у нас».

Первые: «Бояре, а мы плеточкой ее».

Вторые: «Бояре, она плеточки боится».

Первые: «Бояре, а мы пряничком ее».

Вторые: «Бояре, у ней зубки болят».

Первые: «Бояре, а мы к доктору сведем».

Вторые: «Бояре, она доктора боится».

Так идет своеобразная торговля. Слова можно изменять, добавлять свои.

Заканчивается игра так:

Первые: «Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда».

Невеста разбегается и старается разорвать ряд выбирающих, которые крепко держаться за руки. Если ее удержат, невеста переходит в ряд к выбирающим, а если нет-невеста возвращается к своим.

Затем команды меняются ролями. Игра заканчивается.

Хорошо с вами, ребята, весело. Но мне пора возвращаться домой, шить лоскутное одеяльце для своей внучки. До свидания.

Заключительная часть.

Воспитатель:

Ребята, понравилось вам лоскутное шитье?

Дети:

Воспитатель:

А почему это шитье называется лоскутным?

Дети:

Потому что шьют из лоскутков.

Воспитатель:

Правильно. Ребята, а давайте мы тоже на занятии по изобразительной деятельности создадим лоскутное одеяло. У нас после занятий остается много обрезков цветной бумаги. Мы не будем их выбрасывать, а будем собирать, а потом нарежем из них квадраты, прямоугольники, треугольники. И каждый, наклеив эти «лоскутки» на лист бумаги, создаст свое красивое, неповторимое лоскутное одеяльце.

Список литературы.

  1. Денисова Л.Ф. Изысканный лоскут. Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.
  2. Монина Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трех до семи лет.-СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 01.12.2015).

Учебно-методический план занятия

Тема: Волшебный лоскуток.

Цель урока: познакомить учащихся с основами техники лоскутного шитья, выполнить мини-проект «Корпе».

Задачи урока:

Образовательная:

1. Познакомить учащихся с одним из видов народных ремесел, получившего распространение у многих народов мира.

2. Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроке.
3. Проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности.

Развивающая:
1. Развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся.

2.Развивать эстетический вкус.

Воспитательная:
1.Воспитывать уважительное отношение к народным обычаям и традициям.

2.Воспитывать толерантность.

3. Воспитывать дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе.

Методы обучения: проблемного изложения, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, репродуктивный.

Формы учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование урока: образцы изделий из лоскутов, презентации«Что нас объединяет и делает разными», «История лоскутного шитья», «Лоскутные одеяла в картинах художников» , экран, записи народной музыки, таблицы гармонирующих цветов, цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш, линейка.

Ход урока

I.Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствия учащихся (по журналу), проверка готовнос­ти учащихся к уроку.

II. Сообщение темы и цели урока.

Девочки, для того, чтобы определить тему урока, поставить его цель и задачи, я хочу предложить вам посмотреть презентацию, которая называется «Что нас объединяет и делает разными?». /Просмотр мотивационной презентации/.

1 слайд. «Что нас объединяет и делает разными?».

2 слайд. Мы – люди, наш общий дом планета Земля.

3,4 слайд. Самое главное в жизни человека это семья.

5-10 слайд. Мы рождаемся, ходим в детский сад, школу, университет, на работу, создаём свою семью.

11 слайд. Мы разной национальности.

12 слайд. У нас разная культура, обычаи, традиции.

13-24 слайд. Каждый народ славится своим ремеслом.

25 слайд. Всё это делает нас индивидуальными.

26слайд. Но всех нас объединяет любовь к творчеству, желание создавать красоту своими руками. Мы любим свою культуру, с уважением относимся к культуре других народов. Мы хотим жить в мире!

Учитель: тема нашего урока «Волшебный лоскуток». (Слайд 27) На уроке мы познакомимся с одним из народных промыслов – поджаги, пэчворк, или курак, или квилт, или лоскутное шитье. Девочки, а как вы думаете, почему техника лоскутного шитья носит разные названия? /Ответы детей/. Совершенно верно, этот народный промысел был распространен у народов разных национальностей. Это искусство нас объединяет и делает одновременно разными, а почему мы узнаем в течении урока. Ещё вы выполните минипроект «корпе».

Записать в тетради тему урока и ключевые слова: пэчворк, курак, квилт, лоскутное шитье.

III. Изучение нового материала. Актуализация знаний.

Сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. (слайд №28). Вероятно везде, где человек работал с тканью, возникала необходимость использовать обрезки и выпады кроя, и лоскутное шитьё появлялось в том или ином виде. Известен египетский орнамент, созданный из кусочков газельей кожи около 980 года до н. э., в одном из музеев Токио экспонируется сшитый примерно в то же время костюм с украшениями из лоскутов. В 1920 году в Пещере тысячи Будд был найден ковёр, собранный приблизительно в IX веке из множества кусочков одежд паломников.

Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия, содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники - Patchwork*. (Слайд № 29-31). Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в России, в музее имени А. Кастеева в Казахстане. (Слайд №32-34). По всему миру созданы ассоциации мастеров лоскутного шитья.

В XVI веке в Англию начали поступать красочные ткани разнообразных узоров из индийского хлопка. Одеяло, декорированное вышивкой или набойкой, считалось модным украшением домашнего интерьера. Шитьё из лоскутов появилось в результате дефицита ситца, возникшего из-за запрета продажи в Англии индийских тканей в 1712 году. Таким образом, правительство намеревалось сохранить отечественные мануфактуры, на которых производились шерстяные и шёлковые ткани. Ситец попадал в Англию контрабандными путями и его цена резко выросла. Обрезки, оставшиеся после кроя одежды из ситца, не выбрасывали, а использовали для создания других изделий. Крупными фрагментами декорировались шерстяные либо льняные ткани в технике аппликации. Самые мелкие остатки сшивались друг с другом, образуя единое полотно. Так появился Patchwork.

На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома (до XVIII века в основном в стране использовалось домотканое полотно), так и покупной. Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75-80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков. В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла), создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию - защищали от холода.

В подготовке этого урока принимала участие творческая группа девочек, которая занималась исследовательской работой. Девочки решили выяснить, как изделия из лоскутов нашли отражение в творчестве поэтов, художников, какие техники лоскутного шитья известны. Давайте предоставим им слово. /Выступление группы девочек. Они демонстрируют презентацию, где на картинах художников запечатлены лоскутные одеяла. Все картины наполнены теплом, уютом, радостью, светом. Также девочки декламируют стихотворения и презентацию о технике лоскутного шитья /.

ОДЕЯЛО /Лена/

Шила бабушка внучатам
Из лоскутьев одеяло.
В сундучишке небогатом
Разбирала, узнавала:

Вот горошек старой шторки,
Вот остаток покрывала…
Вот кусок от гимнастёрки –
В ней когда-то воевала.

В этом – радостно плясала…
В этом – горько голосила…
В небольшое одеяло
Жизнь нелёгкая вместилась.

Гелия Маура.

Я лоскутное шью одеяло
Из озер, рек, травинок и тучек.
Шью такое, каких не бывало,
Чтобы мир стал нарядней и лучше.
За стежком шью стежок кропотливо.
Солнце – верный помощник мой светит.
Я стараюсь, чтоб было не криво,
И не смог разорвать его ветер.
У природы расцветки, что надо,
Много зелени и голубого.
Есть вкрапленья цветущего сада
И чего-то давно дорогого.

Я лоскутное шью одеяло.
Подмигнули мне с ткани цветочки.
Я в единое ловко спаяла
Слишком разные эти кусочки.

Зинаида Маркина

С полки бабушка достала
Непростое одеяло:
Развернул его я... Ах!
Всё в цветастых лоскутках!

Разлетелись лоскутки,
Точно это мотыльки:
Желтый, красный, полосатый,
Фартук, галстуки, халаты,
Занавески, покрывало -
Что здесь только ни бывало!

Шерстяные и из ситца -
Всё для дела пригодится.

Вот, пришит наискосок
От костюма лоскуток;
Пиджаком была когда-то
Темно-синяя заплата.
Вот, букетик васильков
На одном из лоскутков.

Вот, зеленый, мягкий самый -
Лоскуток от платья мамы!
Рядом с ним (случайно вдруг...)
От моих парадных брюк,
Чтоб я помнил каждый раз,
Что с гвоздем в заборе лаз!..

А вот этот лоскуток
Выцвел вдоль и поперёк,
Он за много-много лет
Потерял свой прежний цвет.

Вот, еще один, большой;
Полюбуйтесь, он какой -
Треугольный, из фланели,
Мой любимый, в самом деле.

Ох, какое одеяло!
Все секреты рассказало;
Лоскуточек к лоскутку,
Уголочек к уголку!

Подрасту еще чуток
И пришью свой лоскуток!

Мария Федоренкова

Учитель: я тоже хочу прочитать вам стихотворение Татьяны Ковальчук, которое называется «Оберег».
Сошью в подарок детям одеяла,
Укрывшись ими будут сниться только радостные сны-
Ведь каждый шов и яркий лоскуточек
Хранят тепло моей руки, души.

И пусть прослужит рук творенье
Красивый свой лоскутный век,
Согреет самых дорогих мне
С любовью сшитый оберег.

Вот такие замечательные картины и стихи были созданы в честь лоскутных одеял. Слово предоставляется Даше, она расскажет нам о техниках лоскутного шитья.

/Записать в тетради техники лоскутного шитья/

Ну а мы продолжаем наш рассказ о лоскутном шитье. Слово предоставляется Анофриевой Наде, она подготовила сообщение о лоскутном шитье в Казахстане.

« Техника пэчворк у казахов называется курак. От тюркского «кура», означающего «сшитый вместе – собранный из отдельных кусков» Из лоскута в старину казахские рукодельницы шили головные уборы, одежду, конские попоны, коврики для сидения – корпе, принадлежности для колыбели, одеяла, подушки, наволочки. (слайд №19, 20). Куракам казахи приписывали магические свойства. Считалось, что чем большее количество лоскута использовано в изделии, тем больше у его хозяина будет детей, скота, богатства. Поэтому кураки часто преподносили в подарок. Чтобы защитить новорожденного ребенка от злых духов, ему шили одеяло из 40 лоскутов, а детям постарше – халатики и тюбетейки. Много кураков заготавливалось и в приданое невесте».

Учитель: Я хочу подробнее рассказать о корпе. /Просмотр презентации 36-46/. Казахские корпе – традиционный вид народного прикладного творчества. Яркие лоскутки собранные вместе напоминают о ярких цветах в весенней казахской степи, о тихой глади озер. В бескрайних степях каждую весну зеленеет трава, расцветают подснежники, красные и желтые тюльпаны, в горах цветут колокольчики и эдельвейсы. Когда смотришь на яркие корпешки, понимаешь, что в них собрана вся красота казахской природы и именно поэтому, они зажигают дом энергией и счастьем.

Несмотря на то, что казахи уже давно не кочуют так, как предки, традиции сохранились, и казахские умелицы так же шьют в приданое своим дочерям как минимум шесть напольных корпе и два больших одеяла. Как правило, все эти корпе складываются в стопку до возникновения надобности, причём, чем выше стопка, тем выше «рейтинг» невесты. И ещё одна интересная особенность: кроме стандартных напольных корпе (в среднем 2,5 м* 0,75м), в приданом невесты обязательно есть шай-корпе (0,75*0,75 м) - это личная вещь невестки-снохи, на которой сидит только она, когда разливает гостям и домочадцам чай. Лоскутные одеяла, корпе, стелили на полу, поверх текемета (казахский ковер ручной работы, сделанной из войлока), рядом с невысоким столиком во время обеда, для того, чтобы было мягче и теплее сидеть за столом. Корпе использовали на кроватях вместо или поверх матраса или, большого размера – в качестве одеяла.

Для изготовления корпе используют шерсть овец или верблюжью шерсть для внутреннего заполнения. Для этого шерсть предварительно очищают от мусора, стирают, сушат, чешут и затем используют для заполнения корпе. Для создания чехлов для корпе используются разные способы: аппликация и вышивка по бархату или плюшу, лоскутное шитье, с мозаичным, растительным, геометрическим, зооморфным орнаментом. Само собирание в лоскутном шитье отдельных частей в единое целое имеет положительный импульс, отличный настрой в будущее, это символ единения. Лоскуты вырезались в форме ромба, квадрата, треугольника, в виде полос и сшивались. У каждой рукодельницы свой орнамент и способ лоскутной техники или вышивки. Изначально предполагалось, что такие корпе не только будут использоваться замужней женщиной в быту, но и будут напоминать об отчем доме и родном крае.

IV. Практическая работа.

Я предлагаю вам выполнить мини – проект «Корпе» из цветной бумаги. Я предлагаю вам для корпе выбрать технику «квадрат». Быстро подобрать цвет бумаги, а в дальнейшем ткани для из­делия из лоскутков, поможет цветовой круг (Слайд №47). Цвет имеет ре­шающее значение в зрительном восприятии композиции. (Учащимся раздается материал в виде карточек с примерами цветового сочетания.)

Родственное цветовое сочетание имеет общий цветовой тон с раз­личной насыщенностью. Это цветовое сочетание вызывает в компо­зиции состояние покоя, равновесия. Контрастное сочетание - не имеют общего цветового тона. Создают яркие, сочные, живые компо­зиции. Родственно - контрастные сочетания имеют один общий цве­товой тон и два различных цветовых тона. Вызывают чувство тепла, веселое настроение.

Работа проводится в парах, необходимо сделать эскиз в цвете и наклеить квадраты в соответствии с эскизом. Соблюдайте технику безопасности при работе с клеем. Если клей попал в глаза, необходимо сразу промыть в большом количестве воды.

V. Защита проектов.

Учащиеся демонстрируют свою работу, дают ей название. Рассказывают, какое сочетание цветов и почему использовали, что хотели передать.

VI. Закрепление нового материала. (слайд № 48).

Какое название получило лоскутное шитьё в Англии? (Пэчворк).

Как называется лоскутное шитьё в Казахстане? (Курак).

Какие изделия можно выполнить в технике лоскутного шитья? (Одеяла, подушки, одежда).

Что такое корпе? (Коврик для сидения на полу за столом).

Какую ткань используют для изготовления корпе? (Бархат, велюр, ситец).

Лоскуты какой формы используют мастерицы для корпе? (Квадраты, ромбы, полоски).

VII. Анализ урока.

Девочки, вам понравился урок?

Что было интересным?

Что вызвало затруднение?

Вы справились с поставленной целью урока?

Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание: принести разноцветную ткань для изготовления корпе, картон, швейные принадлежности.

« Техника пэчворк у казахов называется курак. От тюркского «кура», означающего «сшитый вместе – собранный из отдельных кусков». Из лоскута в старину казахские рукодельницы шили головные уборы, одежду, конские попоны, коврики для сидения – корпе, принадлежности для колыбели, одеяла, подушки, наволочки. Куракам казахи приписывали магические свойства. Считалось, что чем большее количество лоскута использовано в изделии, тем больше у его хозяина будет детей, скота, богатства. Поэтому кураки часто преподносили в подарок. Чтобы защитить новорожденного ребенка от злых духов, ему шили одеяло из 40 лоскутов, а детям постарше – халатики и тюбетейки. Много кураков заготавливалось и в приданое невесте. Выполненные вручную лоскутные произведения приносят в дом ощущение устойчивости, традиционности и спокойствия. Такие изделия и раньше были незаменимым атрибутом быта кочевников и теперь не выходят из моды в среде современных казахов, являясь гордостью каждой семьи. ».

Накануне Дня защитника Отечества в Доме ученых ННЦ состоялся праздник с концертом и выставками творчества клубов по интересам. Благодарные зрители, в основном пожилые люди, были растроганы таким вниманием до слез. Понравилось все. А зрительницы подолгу рассматривали изделия клуба "Витраж", который ведет Людмила Ивановна Щеглова.

В семидесятых годах Людмила Ивановна начала вести в Доме ученых курсы вязания. Оригинальные, со вкусом выполненные модели, обращали на себя внимание и занимали призовые места на выставках. Сама Людмила Ивановна, инженер по образованию, ее специальность "гироскопические приборы и устройства", закончила Томский политехнический. Из-за детей вынуждена была оставить работу, но мириться с положением домохозяйки не хотелось. Что она умела делать? Немного рисовала, хорошо вязала. Этому ее научила бабушка. Вои и решила она предложить свои услуги Дому ученых.

Желающих учиться вязанию оказался полный зал. На курсы записывались заранее. В то время умение вязать было и ремеслом и творчеством. Вязали все -- от детских шапочек до пальто, ковров и покрывал. Вся интеллигенция ходила в вязаных свитерах и пуловерах. Главная забота была -- достать пряжу, в дело шли любые нитки. Вязали на остановках, на работе, в гостях. Помните, в "Служебном романе" вяжущую секретаршу Верочку? Зарплата маленькая, а одета во все заграничное... Это штрих времени.

В общем, интерес у Людмилы Ивановны перерос в профессию, она закончила факультет общественных профессий НГУ, отделение искусствоведения, Московский народный университет искусств. Ее стараниями многие женщины Академгородка овладели искусством одеваться стильно, имея зарплату 120 рублей. Со временем кружок превратился в клуб: встречи, обсуждения, общение, но само вязание уже не приносило прежнего удовлетворения.

Года три назад на глаза Людмиле Ивановне попался журнал "Quilt", по технике изготовления изделий из лоскутков -- "пэчворку", и она загорелась: вот чем бы я с удовольствием занялась. Поделилась своими мыслями в клубе, ее поддержали. Она выписала все книги, журналы, узнала кажется все об этом старинном прикладном искусстве. Лоскутное шитье с подстежкой сначала имело утилитарные цели -- утеплить изделие. Потом приобрело декоративную окраску: холст, шерсть украшали кусочками ситца, шелка, бархата. Ткани были дорогими -- берегли каждый лоскуток. Особенно в создании лоскутных изделий преуспели американские переселенцы. В Американском Национальном музее до сих пор хранятся знаменитые одеяла. Да и в нашем детстве души согревались, когда мы видели на фоне убого быта яркое лоскутное одеяло.

В последнее время интерес к пэчворку возродился во всем мире. Старый рисунок приобрел новую форму. Появились различные технологии и приспособления -- лекала, линейки, машинки для стежки. Даже компьютеры стали использовать для разработки рисунка. Вместе с шитьем из лоскутков используются аппликации, стежка, вышивка, подключается фантазия -- и готова прихватка или салфетка для кухни, штора, занавес. Скатерть, семплер -- большое покрывало или панно требуют очень много времени.

Для того, чтобы освоить технику "пэчворка", Людмила Ивановна изучила большинство современных методик кроя. На первом же занятии женщины взялись за изготовление мини-квилта "звездная тропа", состоящий из блоков размером в 1 см, который шьется из 24 деталей. Пришлось повозиться, но получилось. Как потом выяснилось, это был один из самых сложных вариантов изделий. В всего существует около 300 блоков -- картинок, из которых составляются изделия.

Пэчворк -- это возможность выразить себя, постоянный поиск. Рисунок, сочетание цветов, тщательность отделки -- во всем чувствуется вкус и фантазия мастера. Чем бы Людмила Ивановна не занималась, вязанием или пэчворком, -- она создает особый стиль, который можно назвать "академическим". Это умение не приносит денег, но дает радость и душевный комфорт, ощущение осуществленной мечты. В клуб ходят женщины разных возрастов, разной судьбы -- молодые и те, кто вынужден был уйти на пенсию. У них есть время заняться домом, но сначала этот дом нужно полюбить, сделать уютным и теплым, в том числе и с помощью волшебного лоскутка.

В.Михайлова.



 

Возможно, будет полезно почитать: