Открытый урок по технологии "Квиллинг - бумажные узелки. Путешествие по бумажной стране". Методическая разработка. Учебного занятия «Плоскостная работа в технике квиллинг. «Цветок» Занятие в начальной школе квиллинг

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Квиллинг. История возникновения. Инструменты и материалы. Приемы работы.

Цель :
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи :
Обучающая : Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге. Ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга.
Развивающая : Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.
Воспитывающая : Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать; коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.

Инструменты и материалы :
нарезанные полоски цветной бумаги для принтера, линейка с шаблонами окружностей разного диаметра, зубочистки с расщепленным концом, клей ПВА, салфетки,

Методы обучения :

интерактивный (рассказ, показ, беседа, практическое выполнение);
исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия, его способа, свобода творчества).


Форма организации занятия :
Работа в группе, презентация своих работ (мини-выставка).

Ход занятия .

1. Организационный этап .

Организация начала занятия, создание психологического настроения на учебную деятельность и активизация внимания, быстрое вхождение группы в рабочий ритм; приветствие.

Сообщение темы занятия :

Первый материал для творчества ребенка – это бумага. Бумага - необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее известно в нашей стране японское искусство складывания фигурок из бумажного листа - оригами. Сегодня я познакомлю вас еще с одной, пока малоизвестной у нас техникой - искусством бумагокручения или, как ее называют на Западе квиллинг.

История квиллинга.

На английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.

В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества. В 15 веке это считалось искусством. В 19 - дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.
В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - не развалится и не сломается. В общем, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.


Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. Также, у детей хорошо получается накручивание на зубочистку.


Бумага. Бумага должна быть цветной с двух сторон. Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах. Если же такой возможности нет, то пропустите листы цветной бумаги через уничтожитель документов (paper shredder) или нарежьте. Стандартная ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие. Еще очень важный момент. Если вы сами делаете полоски, то важен вес бумаги - самое меньшее 60 грамм на квадратный метр (обычно на упаковках бумаги указан вес), иначе она не будет аккуратно скручиваться и держать форму.

Инструменты для квиллинга.

Для освоения техники бумагокручения не требуется, какого - либо специального инструмента. На начальном этапе вполне достаточно посещения обычного магазина. Вот краткий список самого необходимого для начала обучения:

Материалы и инструменты.
Что для всего этого нужно?



Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели.
Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.
Ножницы. Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы.
Клей. Особых рекомендаций нет. Однако он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Попробуйте начать с ПВА.
При разметке будущей композиции понадобятся простейшие чертёжные инструменты:
циркуль, линейка, карандаш.

Инструктаж по технике безопасности:
При работе с бумагой понадобятся ножницы, клей, кисточка; всё это надо аккуратно хранить, не размахивать ножницами, не играть ими, потому что ножницы – это режущий предмет и обращаться с ними надо осторожно.

Хранить ножницы целесообразно в коробке или высокой подставке кольцами вверх.

Употребляй инструменты только по назначению.

Не просверливай ножницами отверстия.

Не работай неисправными и тупыми инструментами.

При работе держи инструмент так, как показал учитель.

Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить инструменты и оборудование навалом.

Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.

Техника квиллинга.

На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квиллинга на кончик острого шила. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квиллинговая фигура.
Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.
Всего существует 20 базовых элементов для квиллинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию, Вы всегда сами можете придумать новые элементы квиллинга.

Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся выполняют работу по образцу или придумывают композицию самостоятельно.
Текущий инструктаж педагога, (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы)
Проверка организации рабочих мест учащихся;
Проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;
Инструктирование по выполнению задания в соответствии с инструкционно - технологической картой; оказание помощи слабо подготовленным учащимся.

После выполнения заданий организовать выставку работ и их коллективное обсуждение.
Вместе с участниками занятия просмотреть выполненные задания с использованием выразительных возможностей. Активизировать ответы участников после выполнения практической творческой работы.
Заключительное слово учителя.
Вот и подошёл к концу наше занятие. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу.
Что нового для себя вы узнали на занятии? Чему учились? Что понравилось на занятии? Как проявились творческие способности на занятии? Какое у вас сейчас настроение?
Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на наших занятиях, но и в жизни.


Занятие в объединении "Филигрань" по теме "Квиллинг".

Тема занятия: «Ветка боярышника» - квиллинг.
Цель: Закрепление понятия «тугой ролл» в технике квиллинг при выполнении композиции «Ветка боярышника»
Задачи:
Закреплять умения и навыки скручивания тугих роллов.
Закреплять знания правил ТБ труда при работе с инструментами для квиллинга, ножницами, клеем
Воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость.
Прививать навыки культуры труда, взаимопомощи, взаимооценки, культуры общения.
Развивать творческое мышление, фантазию, воображение, память наблюдательность.
Развивать стремление к объективной самооценке, навыки контроля и самоконтроля, самостоятельной творческой деятельности.
Оснащение и оформление занятия:
проектор, экран;
Картинки и фотографии по теме «Боярышник»


презентация «Выполнение композиции «Ветка боярышника», выполненный образец.
У каждого обучающегося:
бумажные полосы для квиллинга
инструменты для квиллинга (крутилка, пинцет, деревянные зубочистки)
ножницы
клей ПВА
кисть для клея
салфетка бумажная
клеенка
основа для композиции
План занятия
1. Организационный момент (10 минут)
2. Работа по теме занятия (35 минут)
3. Динамическая пауза (10 минут)
4. Самостоятельная работа (35 минут)
5. Итоги занятия (10 минут)
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
- Сообщение педагога о структуре занятия:
- Сегодня мы с вами постараемся с помощью полученных на прошлом занятии знаний выполнить композицию.
Давайте посмотрим несколько изображений на экране и поговорим о том, какое это растение.
(Просмотр слайдов, сообщение общих сведений о боярышнике).
- Но прежде, чем вы начнете работать, ответьте на вопрос: Что такое боярышник? А вы сами видели когда-нибудь это растение? Попробуйте представить ягоды боярышника. Каковы они? (Ответы детей)
- Представьте ягодку в руке. Плотную, упругую, сопротивляющуюся нажатию пальцев. Значит и в нашей работе должны появиться упругие ягоды.
- А как вы думаете, что же за работа у нас получится? («Ветка боярышника»)
Проверка готовности обучающихся к занятию.
- А теперь пришла пора проверить, все ли готово для нашего занятия?
Бумажные полосы для квиллинга, инструменты для квиллинга: крутилка, пинцет, деревянные зубочистки, клей ПВА, кисть, салфетка бумажная, клеенка, основа для композиции. Все готово. Тогда пора начинать!
II. Работа по теме занятия
(На экране – презентация выполнения композиции)
1. Вам необходимо склеить в одну полосу 5 полос красного цвета. Всего 6 штук – для выполнения ягод
2. Скрутить полосу в тугие роллы
3. Чтобы роллы стали похожи на ягоды, необходимо аккуратно надавить на их середину, чтобы роллы стали выпуклыми. Промазать аккуратно клеем с вогнутой стороны
4. Пока роллы сохнут, надо сделать листья боярышника
Дети, легко справляющиеся с заданием, выполняют форму «капля» из полос зеленого цвет (в зависимости от уже известных возможностей каждого обучающегося, предлагаются трафареты целого листа растения, который они вырезают из зеленой бумаги).
5. Из зеленых полос (10-15 штук) скрутить форму «капля». При необходимости вырезать 3-4 зеленых листика боярышника по трафарету
6. По количеству ягод, склеить пополам зеленую полосу, оставив открытым край, в который вклеивается «ягода»
7. Зеленые «капли» склеить по 2, 3, 5 штук так, чтобы стали похожи на листочки
8. Внутри ягод вклеить уплотняющие полоски
9. Разложить ягоды на основе, сформировав красивую ветку
10. К ветке добавить листья
11. Все подклеить
III. Динамическая пауза
IV. Самостоятельная работа
Вам все понятно по ходу выполнения работы? Давайте повторим Правила техники безопасности при работе с инструментами для квиллинга (крутилка, пинцет, деревянные зубочистки), ножницами, клеем ПВА, кистью для клея.
1. Анализ образца
Внимательно рассмотрите образец, какие формы квиллинга использовались при изготовлении сувенира?
2. Самостоятельная работа обучающихся
Начинаем работать.
(Индивидуальная помощь, консультация педагога во время самостоятельной работы).
V.Итоги занятия
Педагог: Вот и закончилась наша работа. Молодцы!
Выставка работ.
Вопросы:
О чем вы думали, когда выполняли свою работу?
Какие чувства вы испытывали в процессе работы?
Понравилась ли вам?
Молодцы, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы – это ваши сувениры, которые вы можете подарить своим близким.

Презентация на тему: «Ветка боярышника» - квиллинг

Тема: Квиллинг: волшебные завитки. Объемная аппликация «Цветок».

Цели :

Создать условия для активной совместной творческой деятельности учащихся в различных учебных ситуациях посредством технологии сотрудничества;

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги;

Научить делать объемную аппликацию из бумажных полос;

Развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук, глазомер, эстетический вкус, способность действовать согласно алгоритму;

Воспитывать аккуратность и терпение, любовь и бережное отношение к природе;

Формирование умения организовывать рабочее место, соблюдая правила безопасной работы;

Развивать самостоятельность и активность в групповой работе, подводить итоги выполненной работы.

Вид учебного труда : работа с бумагой, скручивание деталей.

Объект труда : объемная аппликация «Цветы».

Оборудование:

для учителя : образец целый и в деталях объемной аппликации «Цветы», полоски бумаги, картон, ножницы, клей, зубочистка, фломастеры, салфетка, ТСО-мультимедиа.

для учащихся : картон, бумажные полоски, клей,зубочистка, салфетка, фломастеры.

План

1. Вводная часть: (5 мин)

Приветствие.

Организация рабочего места.

Повторение правил безопасности при работе, с клеем.

2. Основная часть: (30 мин)

Сообщение темы.

Беседа учителя «Техника квиллинг».

Анализ изделия.

Гимнастика для пальцев рук.

Подготовка деталей.

Физминутка.

Алгоритм выполнения. Сборка.

3. Подведение итогов. Выставка (коллективное панно) . (10 мин)

Уборка рабочего места.

Ход занятия

I. Вводная часть:

1. Приветствие .

Добрый день, мои друзья!

Перед вами снова я.

Очень рада видеть всех.

Ждёт сегодня всех успех.

А ещё скажу я вам:

Улыбнитесь всем гостям.

Соберитесь, подтянитесь

И тихонечко садитесь.

Ребята у нас с вами сегодня занятие по внеурочной деятельности «Город мастеров». Но сегодня оно еще необычно тем, что гости будут работать вместе с вами. В конце занятия полюбуемся и на их поделки.

Человек начинает трудиться с малых лет и трудится всю свою жизнь. Какие пословицы о труде вы знаете? (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Без труда нет добра. Волка ноги кормят. Всякая работа мастера хвалит. Глаза страшатся, а руки делают. Сделал дело – гуляй смело. Делу – время, потехе – час. Золотые руки у того, кто обучился хорошо. Каков мастер, такова и работа. Кто не работает, тот и не ест.)

- «Без труда ничего не дается», - гласит народная мудрость.

Какое настроение у вас в начале занятия?

Мотивация на занятие (повторяют за учителем)

Мы готовы к занятию

Мы внимательны

Мы успеем сделать всё

У нас хорошее настроение

Всё будет хорошо.

Я думаю, что в конце занятия, когда вы увидите результат своего труда,у вас будет хорошее настроение. Желаю всем успеха.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

Давайте проведем проверку готовности к работе. Проверять будем, отвечая хором на мои вопросы. Вы глазками следите, все ли необходимые инструменты и материалы лежат на рабочем столе?

1.Толстая и очень твердая бумага (картон)

2.Липкое вещество для плотного соединения чего-либо (клей)

3.Платок из ткани или бумаги для вытирания губ или рук после еды (салфетка)

4.Длинная узкая ленточка из бумаги (полоска)

5.Заостренная палочка для удаления остатков пищи, застрявших между зубов (зубочистка)

Молодцы. У всех всё на рабочем месте? Чтобы четко и правильно выполнять работу нужно соблюдать определенные Правила

    С какими правилами вы знакомились на уроках технологии и внеурочной деятельности? (с правил а ми рабочего человека, правилами работы в группе и правилами безопасности)

А какие правила рабочего человека?

Правила рабочего человека

    Прежде чем начать работу приготовь свое рабочее место правильно.

    Во время работы содержи свое место в порядке: где взял – туда и положи

    Всегда думай, как сделать работу лучше: экономь материалы, береги инструменты.

    Закончил работу, убери свое место быстро и аккуратно.

Работайте дружно.

Правила работы в группе:

    слушай,что говорят другие.

    Делай выводы об услышанном, задавай вопросы

    говори спокойно, ясно, только по делу

    анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки

    помогай товарищам,если они об этом просят

    точно выполняй возложенную на тебя роль

    Сегодня на занятии нам необходимо повторить правила безопасности с чем? (с клеем) (слайд)

при работе с клеем пользуйся кисточкой,если это потребуется

бери то количество клея,которое потребуется.

Излишки клея убирай мягкой тряпочкой(салфеткой)

    кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом

II. Основная часть

    Сообщение темы урока:

Сегодня, ребята, мы встретимся с уже хорошо известным вами видом работы с бумагой- аппликацией. Видов аппликаций много. Мы будем работать с видом «объемная аппликация», которая достигается при помощи техники работы с бумагой, «скручивание», эта техника называется – квиллинг. Это английское слово обозначает «птичье перо» - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спирали длинных и узких полосок бумаги. (слайд)

    Беседа «Квиллинг»

Слайд Квиллинг - это одно из самых древних видов искусств, основанное в Китае. Именно с помощью этого ремесла, мы начнем творить такую желанную красоту.

Ваша задача – быть внимательным, аккуратным при выполнении работы.

Итак, цель нашего занятия: повторить и научиться технике скручивания бумажных полосок.

Слайд - А начинается все с закручивания полосок бумаги и создания небольших по размеру спиралек, из которых складываются такие красивые композиции.

Аппликации из квиллинга не погладишь рукой; они не плоские.

Почему эти аппликации я назвала «объемными»? (они выпуклые)

Совершенно верно, ведь скрученная полоска наклеена лишь с одной стороны и имеет выпуклое строение.

Слайд Основные элементы

Слайд Итак: Объектом нашей работы будет аппликация «Цветы».

3. Анализ изделия

Взгляните на эту работу: лепестки выполнены из скрученных полос, которым потом придается необходимая форма.

Все заготовки для создания композиции – «капли», «шарики», – выполнены способом кручения.

Техника бумагокручения выполняется при помощи специального шила – толстой иглы, вставленной в деревянную основу. Но это очень опасно и я предлагаю вам воспользоваться зубочисткой.

Прежде чем приступить к работе, нам необходимо разогреть пальчики.

4. Гимнастика для пальцев рук «Колокольчик».

В прятки пальчики играют
И головки убирают,
Словно синие цветки,
Распускают лепестки.
Наверху качаются,
Низко наклоняются.
Колокольчик голубой
Повернулся к нам с тобой.
Пальчики вы не зевайте
И к работе приступайте.

5. Подготовка деталей :

Итак: наше рабочее место готово.

Предлагаю нашим гостям тоже поработать с нами и составить аппликацию.

Слайды – Начнем знакомиться с новой техникой кручения с самой простой заготовки «шарик».

Еще одна деталь-«капелька»

Итак: мы научились делать детали.

Я вижу, многие уже справились с заданием. Давайте отдохнем.

6. Физминутка.

Раз - мы встали, распрямились.

Два - согнулись, наклонились.

Три - руками три хлопка.

А четыре - под бока.

Пять - руками помахать.

Шесть - на место сесть опять.

7. Алгоритм выполнения работы.

Сейчас закройте глаза, представьте свой цветок, какие детали нужно заготовить, какого цвета, как украсить, как сделать так, чтобы ваша поделка была единственной и отличалась от других? Откройте глаза. Мы должны заготовить 1 шарик и 5 глазиков или капелек.

Алгоритм выполнения сборки нашей аппликации «Цветок» у вас на столах

Вы будете работать в группах, выберите лидера.

Еще раз прочитайте, пожалуйста, план работы.

    Есть вопросы?

    Приступайте к работе, строго выполняя наш алгоритм. Самостоятельная работа учащихся.

Целевые обходы учителя :

    Контроль организации рабочего места.

    Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасности работы.

    Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднение.

    Контроль объема и качества выполнения работы.

III . Подведение итогов. Выставка работ .

1. Заключительное слово учителя.

Цветы во все времена – символ любви, верности, памяти. Дарить красоту, пожалуй, основная задача цветов. Конечно, имеют они и другие назначения. Многие из них лекарственные, из некоторых варят варенье, делают духи. И все-таки главное – это украшать жизнь человека. Стоит посмотреть на цветочную клумбу, как сразу улучшится настроение, и даже в пасмурный день погода не будет казаться столь ужасной. Леса, вольные степи, бескрайние поля и луга всегда украшали ландыши, тюльпаны, васильки и многие другие цветы. Жаль, что этих полевых, лесных, степных цветов с каждым годом становится все меньше. Люди вырубают леса, распахивают степи, и цветам негде расти.

Наша задача сберечь то, что осталось. Не рвите цветы, не топчите! Пусть они радуют людей еще многие века, ведь без них земля не будет такой красивой.

2. Итог занятия. Выставка работ.

Несколько бумажных полос, немного терпения и умения вот перед вами очень интересные изделия (коллективное панно). Ваше творческое отношение к делу, ваша фантазия позволили вам создать аппликацию, цветы, непохожие друг на друга. И всё это своими руками. И не надо рвать цветы в лесу, чтобы иметь такую красоту у себя дома!

Какие красивые цветы украсили наш класс! От ярких, фантастической окраски цветов разбегаются глаза. Молодцы, ребята! Все вы справились с сегодняшним заданием.

А что скажут ребята? (обсуждение с объяснением)

Давайте теперь послушаем наших гостей. (Обсуждение)

Спасибо всем!

Практическое использование работы: коллективное панно для выставки.

Самоанализ занятия «Квиллинг: волшебные завитки.

Объемная аппликация».

Занятие проходит в рамках проведения внеурочной деятельности «Город мастеров» (3 класс) раздела «Работа с бумагой и картоном». Выбор темы обусловлен тем, что занятия детей квиллингом очень актуальны, так как нацелены на решение следующих проблем: - проблема первая - слабое развитие мелкой моторики рук у детей;

Проблема вторая - слабая творческая активность и самостоятельность в художественно-эстетическом развитии ребенка;

Проблема третья - неумение детей договариваться между собой;

Тема: Квиллинг – волшебные завитки. Объёмная аппликация «Цветы»(1занятие – 45 мин)

Класс: 3

Технологии: ТСО-мультимедиа, технология сотрудничества

Методическая цель: технология сотрудничества, как средство развития коммуникативных и регулятивных УУД у младших школьников.

Планируемые результаты: продолжить знакомить учащихся с новым приёмом работы с бумагой, с техникой «скручивание», познакомить с историей квиллинга; научить делать объёмную аппликацию из бумажных полос;

развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук, глазомер, эстетический вкус, способность действовать согласно алгоритму, развивать самостоятельность и активность в групповой работе, подводить итоги выполненной работы;

воспитывать аккуратность и терпение, любовь и бережное отношение к природе; формирование умения организовывать рабочее место, соблюдая правила безопасной работы.

Метапредметные: развивать универсальные учебные действия.

Личностные: воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость, развивать эстетический вкус, бережное отношение к природе,

Познавательные: творческий подход к работе, ознакомление с историей возникновения квиллинга, научиться технике квиллинг и выполнить объёмную аппликацию из полосок, действовать согласно алгоритму, соблюдать правила техники безопасности и правила рабочего человека, самоконтроль, подвести итог выполненной работы.

Коммуникативные: работа в группах, распределение обязанностей.

Регулятивные : умение работать по составленному алгоритму, делать итог выполненной работы.

Занятие нацелено на формирование теоретических и практических навыков работы с бумагой, развивает творческие способности, расширяет кругозор. Дети продолжают знакомиться с видом творчества квиллинг, страницами истории. Выполняя данную работу, учащиеся разрабатывают мелкую моторику рук, творческие способности, художественный и эстетический вкус, логическое и образное мышление, воспитывают аккуратность, усидчивость, любовь и бережное отношение к природе. Дети учатся определять поэтапное выполнение и работать по составленному алгоритму. Большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. В содержание занятия включены: гимнастика для пальчиков, физкультурная пауза. Результат урока групповые работы (коллективное панно) с индивидуальным учётом мнений и способностей каждого ребёнка.

Оптимальный темп занятия позволил выполнить все запланированные этапы урока.

Использование мультимедиа на уроке позволило поддержать познавательный интерес и активность учащихся на протяжении всего урока. Использование ИКТ экономит время, вносит элементы занимательности в учебный процесс.

    1. Выбрать цвет полоски для цветка

    2. Сделать 5 лепестков (капля) для цветка

    3. Скатать тугой ролл для середины цветка

    4. Собрать свой цветок, склеить его

    5. Собрать все цветы от своей группы на лист картона

Алгоритм выполнения сборки аппликации «Цветок»

    1. Выбрать цвет полоски для цветка

    2. Сделать 5 лепестков (капля) для цветка

    3. Скатать тугой ролл для середины цветка

    4. Собрать свой цветок, склеить его

    5. Собрать все цветы от своей группы на лист картона

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Из истории техники

На английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.

В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества.

В 15 веке это считалось искусством. В17 веке квиллинг все чаще применялся для отделки стен, как замена более дорогих картин и панно. Гербовые щиты окаймляли широкими бордюрами из тоненьких полосок искусно скрученной бумаги. Дамы времен Регентства украшали, таким образом, экраны для каминов, коробочки для чая, мебель, ширмы. Люси, героиня романа Джейн Остин «Разум и чувство», плетет для Аннамарии ажурную корзиночку в технике квиллинга. Этим искусством владели также сестры Бронте. Отцы-пилигримы привезли квиллинг в Новый Свет, в американских музеях хранятся образчики старинных подсвечников, шкатулок и картин, отделанных в технике квиллинга.

В 19 - дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.

У этой техники много поклонников во всем мире. В Англии в 1983 году был создан «Квиллинг союз Англии», настоящая корпорация квиллинга, которая получает письма со всех континентов. По ее инициативе в 1992 году был организован Первый Международный фестиваль квиллинга, во время которого можно было полюбоваться старинными изделиями и современными творениями. В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению не развалится и не сломается. В общем, квиллинг это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги. На протяжении многих веков люди украшали свой быт, одежду, народные мастера создавали утварь, разукрашивая её, придумывали игрушки для детей. Современные школьники, не смотря на загруженность все равно остаются детьми, фантазерами, выдумщиками и творцами. Для детей очень важно и полезно приобщать детей к изучению декоративно - прикладного искусства, воспитать в них любовь к прекрасному. Квиллинг, как один из видов декоративно - прикладного искусства, на наш взгляд, имеет большие возможности: развивает мелкую моторику, успокаивает, снимает агрессию и развивает вкус. Кроме того, он полезен для развития пространственного воображения и, наконец, просто фантазии человека. Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей.

2. Материалы и оборудование

Инструмент для квиллинга также бывает различный. В Европе для скручивания полосок используют пластмассовую или металлическую палочку с расщепленным концом. Некоторые и сами делают подобный инструмент, например, из стержня для шариковой ручки, на конце которого сделана прорезь. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. Также, у детей хорошо получается накручивание на зубочистку.

Бумага используется особой плотности, окрашенная в объёме, чтобы обе стороны и срез выглядели одинаково, хотя иногда срезу специально придают другой цвет. Наборы готовых нарезанных полосок бумаги можно купить в специализированных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно нарезать полоски самостоятельно.

Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели.

Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.

Ножницы. Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы.

Линейка. Специальная с кругами разного диаметра, а также и обычная линейка на 30-40 см. Специальная линейка, которую иногда называют «пластиковая подложка» с кругами, применяется для предварительной укладки роллов, придания им необходимо диаметра. Обычная линейка может быть пластиковой или железной.

Зубочистки. Используются для нанесения клея на заготовку. При разметке будущей композиции понадобятся: карандаш.

3. Послед овательность выполнения техники

На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Перед скручиванием роллов следует подготовить бумажные полосы. Стандартные полоски для квиллинга должны иметь длину в 270 мм и ширину от 3 до 30 мм. Но, в принципе, полосы можно нарезать самостоятельно и произвольной величины. Для этого лист бумаги нужного размера размещается на ровной поверхности и размечается, используя иглу с колечком на конце и линейку. Далее линейка (желательно металлическая) прикладывается к двум точкам разметки по одной линии и прижимается к листу левой рукой. Правой рукой берется макетный или канцелярский нож, приставляется лезвием к дальней точке разметки в вертикальном положении и проводится, надавливая и прорезая бумагу, вдоль линейки по линии. Таким образом, нарезаются все полоски. Но нужно следить, чтобы линейка при разрезе не сдвинулась, а лезвие ножа шло строго по линейке. Если же есть возможность, то берется специальная бумага для квиллинга, уже нарезанная тонкими полосками.

Изготовление роллов:

Ролл - это основной элемент квиллинга. Он представляет собой туго скрученную спираль из бумажной полосы. Кончик полоски бумаги подклеивается для закрепления к роллу капелькой клея. Базовый ролл выполняется следующим образом. В левую руку берется подготовленная полоса бумаги, а в правую - специальный инструмент для скручивания. Кончик ленты помещается в щель инструмента и зажимается в нём. Или же (если используется шило) кончик полосы прикладывается к инструменты и, поддерживая и прижимая его пальцами, начинается скручивание, поворачивая инструмент против часовой стрелки. Делается 1-2 витка. Затем, придерживая инструмент в правой руке и удерживая навивку, бумажная лента помещается между подушечкой указательного пальца левой руки и ногтей большого, сжимая не слишком сильно, и протягивается снизу вверх. Полоса немного скрутится. Накручивание ролла следует продолжить, пока не останется «хвост» длиной в 3-4 мм. На кончик «хвоста» с внутренней стороны наносится капелька клея, и он прижимается к роллу, фиксируя сцепление пальцами рук. В завершении ролл берется большим и указательным пальцами левой руки и аккуратно снимается с инструмента. Ролл может быть и свободным. Делается он таким же образом, что и базовый, только в конце свободный кончик не приклеивается. Придерживая ролл, чтобы не распустился, он помещается в круглое отверстие шаблона требуемого диаметра и, удерживая пальцами, осторожно раскручивается, чтобы его внешняя навивка прилегала к контуру шаблона. С помощью пинцета навивка ролла расправляется и равномерно распределяется. И только теперь свободный конец можно приклеить к роллу. Готовый ролл вынимается из шаблона.

Из базовых и свободных роллов можно получить всевозможные элементы различной формы. Формирование элементов достигается путем сжатия роллов в разных направления и местах.

«Капля». Делается свободный ролл требуемого диаметра. После ролл берется большим и указательным пальцами правой руки за плоские стороны, чтобы его витки равномерно распределились по сторонам относительно пальцев. Пальцами левой руки берется одна из свободных сторон ролла и несильно сжимается. Навивке необходимо дать возможность распределиться при сжатии, и сгибание завершается, сжав пальцы более сильно. Элемент отпускается и навивка окончательно должна разойтись, приняв нужную форму.

«Глаз». Скручивается свободный ролл определенного диаметра. Он берется указательными и большими пальцами обеих рук с двух боков за вертикальные стороны, чтобы ролл расположился симметрично. И одновременно пальцами рук несильно сжимается, давая виткам равномерно распределиться. Завершается сгиб элемента сильным сжатием пальцев и последующим свободным расхождением витков.

«Изогнутый глаз». Свободный ролл сгибается в элемент «глаз». И, не выпуская его из рук, пальцами передвигаются его кончики, как бы смещая симметрию по вертикали. Далее элементы сжимается в горизонтальном направлении, сделав сдвиг рук, и ролл отпускается, дав навивке немного разойтись.

«Квадрат». Сворачивается свободный ролл необходимого диаметра и сгибается в «глаз», не завершая элемент более сильным сжатием. Ролл поворачивается на 90 0 и сжатие повторяется, как при выполнении элемента «глаз». Заканчивается сгибание сильными нажатиями пальцев. Затем нужно вернуться к первоначальному сгибу и закончить его. Элемент отпускается для свободного расхождения.

«Треугольник». Делается свободный ролл и сгибается в «каплю», но не заканчивая сильным сжатием. «Капля» за узкую часть берется пальцами левой руки и сжимается подушечками пальцев правой руки. Сгибание заканчивается сильным сжатием каждой вершины поочередно, помещая для сжатия вершину треугольника между пальцами левой руки. Элемент оставляется для равномерного распускания навивки.

«Ромб». Сделать «глаз» и сжать оба уголка, чтобы придать заготовки форму ромба.

«Стрелка». Сделайте «Треугольник» и концом указательного пальца вдавите внутрь середину короткой стороны.

«Полумесяц». Выполняется почти, как «Глаз», но изогнутой формы. Уголки защипываются не друг напротив друга, а со сдвигом.

«Лист». Сделать свободную «спираль», сжать ее в виде «глаза» и загнуть уголки в разные стороны.

«Спираль». Намотайте узкую полоску бумаги на инструмент, сняли, взяв за оба конца, развели в стороны.

«Тугая спираль». Скрутить ленту и приклейть кончик, не снимая спирали с инструмента, чтобы лента не раскрутилась.

«Свободная спираль». Скрутить ленту, снять спираль с инструмента и, прежде чем приклеить конец, дать ей раскрутиться.

Открытые формы:

«Сердечко». Согните полоску в середине. Закрутите обе половинки внутрь.

«Рожки». Согните полоску в середине. Закрутите обе половинки наружу.

«Завиток». Слегка наметьте середину полоски, не делая складку. Закрутите концы к середине, но в разные стороны.

«Веточка». Согните полоску в соотношении 1: 2. Закрутите концы в одну сторону.

Базовые формы

Объемные роллы. Обычно объем придаётся роллам, у которых большой диаметр. Этот процесс называется «вытягиванием объема». Подобные элементы можно использовать для составления композиций, складывания крупных предметов, таких как шкатулки или декоративные вазы. Для изготовления объемного ролла необходимо склеить в одну длинную полосу несколько стандартным внахлест. При этом прослеживая, чтобы концы бумажных полос заходили друг на друга не более чем на 2 мм и верхние концы всегда располагались с одной из сторон длинной полоски. Ролл накручивается обычным способом. И, когда его диаметр будет превышать 10 мм, его нужно снять с инструмента и подклеить свободный конец. Перед вытягиванием ролл нужно немного размять пальцами, чтобы навивки перемещались свободно относительно друг друга. Вытягивание начинается из центра ролла и постепенно продвигается к краям. Выполняется оно аккуратно, подушечками пальцев, равномерно распределяя всю нагрузку на элемент. Вытянут а точнее выгнув ролл до желаемого объема, его нужно смазать с внутренней стороны клеем и дать ему просохнуть. Объемному роллу также можно придать самые разные формы. То есть во время выгибания на нём не только вытягивается объем, но и изменяется форма основания. Таким методом, к примеру, получают объемную «каплю», вытянув объем до шарика, а после немного сжав основание элемента вокруг одной точки.

Последовательность наклеивание квиллинг элементов:

· Подготовленный элемент берется аккуратно пинцетом. При этом одна губка пинцета должна быть внутри элемента, а другая - снаружи. Губки пинцета сжимаются, захватывая элемент.

· На нижнюю сторону выбранного элемента кисточкой наносится клей.

· Элемент прикладывается к основе поделки. Пинцет вынимается, и элемент прижимается к основе подушечками пальцев. Необходимо дать время на высыхание клея.

Процесс склеивания квиллинг элементов между собой выполняется следующим образом:

· Соседние элементы наклеиваются на основание так, чтобы соприкоснулись их боковые стороны.

· На кончик толстой иглы набирается капелька клея.

· С помощью пинцета навивки одного соседнего элемента слегка отодвигаются от другого и на вертикальную сторону второго наносится клей в точке соприкосновения.

· Навивки первого элемента отпускаются. В случае необходимости место склеивания фиксируется сжатием пинцетом.

Таким образом, склеиваются не только базовые элементы между собой, но и подклеиваются к ним отдельные бумажные полосы.

Данная техника не требует значительных материальных затрат для начала её освоения. Однако и простым бумагокручение не назовёшь, так как для достижения достойного результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость, аккуратность и конечно выработать навыки скручивания качественных модулей.

4. Использование т ехники в практике детского сада

квиллинг технологический детский

Дети дошкольного возраста очень охотно выполняют изделия в технике квиллинга, несмотря на то, что на начальном этапе обучения процесс бумагокручения кажется довольно сложным. Но уже после выполнения нескольких работ ребенок достаточно легко справляется с накручиванием бумажной полоски на инструмент и увлекается превращением заготовки в ту или иную форму, а затем и в различные изображения.

Занятия по квиллингу можно начинать со старшего дошкольного возраста, постепенно усложняя уровень выполнения работ.

Для успешной организации занятий по обучению художественной технике квиллинг необходимо учитывать возрастные особенности детей: прежде всего, надо позаботиться о том, чтобы поделка была практически значима для ребенка и он мог ее использовать в качестве сувенира или игрушки. Кроме того, работа не должна быть особенно сложной, утомляющей ребенка, для этого первые поделки в технике квиллинг должны состоять из небольшого количества деталей, или можно предложить ребенку вырезать из бумаги отдельные детали. Изучение основных элементов квиллинговой техники необходимо проводить по принципу: от простого к сложному, в последствии, комбинируя разные элементы, у детей будут возникать новые образы, которые они смогут воплотить с помощью бумажных полосок. Наилучшим вариантом будет выкладывание узора, после чего каждый из элементов квиллинга необходимо приклеить на своё место.

Удачной формой организации занятий по созданию аппликаций, детали которой выполняются детьми в технике квиллинг, является коллективная работа. Обучение технике квиллинга должно быть постепенным и последовательным. Выполнение каждой новой формы (приема) следует закрепить на нескольких занятиях и только после этого продолжать знакомить детей с новыми приемами. В работе квиллинга у старших детей группы эффективно развивается тонкая моторика руки. Уровень развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук становится более целенаправленным. Особо важен показатель улучшения развития сложно-координированных движений ведущей руки (дети хорошо держат ручку-карандаш в качестве рабочего инструмента). Значительно улучшаются показатели развития речи, мышления, памяти, внимания, связной речь. Тематика занятий строится с учетом интересов дошкольников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания работы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Работа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В результате работы квиллинга у детей старшего дошкольного возраста.

· научатся различным приемам работы с бумагой;

· будут знать основные геометрические понятия (круг, квадрат, треугольник, угол, и.т.д.) и базовые формы квиллинга;

· Обогащает словарь ребенка специальными терминами.

· научатся следовать устным инструкциям, зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

· будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

· разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

· познакомятся с искусством бумагокручения;

· овладеют навыками культуры труда;

улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Ребенок узнает на практике понятие слова «технология».

· Значительно влияет на формирование таких познавательных процессов как, восприятие, внимание, память, логическое мышление.

· Формирует у ребенка принципов коллективизма в процессе совместной деятельности, с одновременным развитием качеств, свойственных индивиду самостоятельности, саморазвития, самоопределения.

· При занятиях квиллингом ребенок в процессе работы создает игровую ситуацию на листе бумаги, используя готовые формы.

· Сам процесс скручивания бумаги является увлекательным действием, насыщающим жизнь детей в детском саду игровыми приемами.

· Развитие самостоятельной творческой деятельности.

· Развитие эстетического вкуса.

· Первичные знания о композиции: формирование чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги.

· Квиллинг дает возможность создавать принципиально новые элементы декора, придать современное значения традиционным народным промыслам Создание иллюстраций к литературным произведениям.

Важным для дошкольника является возможность создания с помощью квиллинга элементов декорирования группы, оформления зала к утренникам, создание высокохудожественных композиций, украшение элементов народного костюма.

Список литературы

1. Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей: пособие для родителей и педагогов». Издательство «У - Фактория». Екатеринбург 2003 г.

2. Зайцева А. «Квиллинг». «Новые идеи для творчества». Издательство «Эксмо». Москва 2010 г.

3. Букина С. Букин М. «Квиллинг». «Волшебство бумажных завитков». Издательство «Феникс».Ростов на - Дону 2011 г.

4. Хелен У. «Узоры из бумажных лент». Издательство «Ниола-Пресс» Москва 2006 г.

5. Белкина В.Н. «Развитие и обучение. Воспитателям и родителям: пособие для родителей и воспитателей». Издательство «Академия развития» Ярославль 1998 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Виды связей детского сада и семьи Дуброва. Этапы работы воспитателя с коллективом родителей. Социально-психологическая подготовка воспитателей к взаимодействию с родителями. Формы, методы, условия оптимизации взаимодействия детского сада и семьи.

    реферат , добавлен 30.05.2012

    Законодательные рамки возможностей воспитателя детского сада. Возможности самореализации воспитателя. Обеспечение коллективной, групповой и индивидуальной работы. Разработка методов работы детского сада. Образовательное и социальное развитие ребёнка.

    эссе , добавлен 03.03.2016

    Понятие и методика проведения экскурсий в средней группе детского сада, их значение в экологическом развитии детей и место в образовательно-воспитательной работе. Основные природные элементы участка детского сада и требования к подбору растений.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2009

    Особенности психического и физического развития детей старшей группы детского сада. Значение двигательной активности для роста и развития ребенка. Организация и структура проведения прогулки детей в ДОУ, использование упражнений динамического характера.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2016

    курсовая работа , добавлен 18.11.2014

    Основная функция детского сада. Описание ситуации в системе дошкольного образования. Роль детского сада в воспитании и образовании ребенка. Влияние воспитателей на развитие ребенка в детском саду. Влияние детского коллектива на развитие ребенка.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2008

    Совместная работа детского сада c cемьей – важное условие правильного математического развития детей. Содержание работы дошкольного учреждения с семьей по развитию элементарных математических представлений у детей. Конспект родительского собрания.

    контрольная работа , добавлен 09.02.2015

    Характеристика русских народных праздников, обрядов и игр, оценка их необходимости и значения в воспитании подрастающего поколения. Отличительные особенности русских игр для дошкольников, их классификация и разновидности, используемые материалы.

    контрольная работа , добавлен 05.01.2011

    Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада, в начальной школе, в средних и старших классах. Структура занятий, учебная, развивающая и воспитательная цели, оборудование и наглядные пособия, последовательность изложения учебного материала.

    конспект урока , добавлен 10.09.2010

    Формы организации работы по ознакомлению с природой. Занятия первично-ознакомительного, углубленно-познавательного, обобщающего и комплексного типа. Конспект мероприятия по ознакомлению с природой в старшей группе детского сада "Прогулка на природу".

На занятии учащиеся знакомятся с новым видом творчества - квиллингом, инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы в данной технике. У учащихся формируется представление о новом виде декоративно-прикладного искусства - квиллинге, развивается интерес к предмету. Дети осваивают процесс изготовления основного базового элемента "свободная спираль", собирают композицию в виде грозди рябины, у учащихся развиваются навыки и умения работы с бумагой, аккуратность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования

Администрации г.Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Центр развития детей и юношества «Досуг»

Конспект открытого занятия

По программе дополнительного образования

«Вдохновение»

Тема: «Квиллинг. Будем знакомы!»

Евдокимова Н.В.

Должность: педагог дополнительного образования детского клуба им.А.Х.Бусыгина

Г. Нижний Новгород

2014 год

План-конспект занятия.

ФИО педагога: Евдокимова Наталья Владимировна.

Название и направление деятельности коллектива: «Фантазия», декоративно-прикладное (квиллинг).

Название программы: Дополнительная образовательная программа «Вдохновение».

Место учебного занятия в программе: раздел – введение в образовательную программу.

Тема занятия: «Квиллинг. Будем знакомы!»

Место проведения: в рамках городского фестиваля открытых занятий и мероприятий «Новые вершины».

Дата и время проведения: ____________________________________ .

Краткая характеристика группы: 10 лет, 10 человек (девочки).

Цель: формирование представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге; знакомство с понятием «квиллинг», вызвать интерес детей к художественному способу конструирования из бумаги.

Задачи: Образовательные:

Поз накомить с понятием «квиллинг», вызвать интерес детей к художественному способу конструирования из бумаги;

- ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга.

Развивающие:

- развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка;

Развивать интерес к предмету;

Развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, мелкую моторику рук.

Воспитывающие:

Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда;

Материалы и оборудование:

Для обучающихся: двусторонняя цветная бумага (полоски), картон, трафарет окружностей разного диаметра, специальный инструмент для накручивания бумаги, клей ПВА, зубочистки, клеёнка на стол;

Для педагога: интерактивная доска или мультимедиаустановка для показа слайдов презентации, наглядное пособие «Рябинка», плакат для рефлексии «Дерево».

Тип занятия: комбинированное занятие.

Форма занятия: учебное занятие.

Методы, используемые на занятии: репродуктивный, словесный (объяснение), метод практической работ.

Дидактические средства: схема грозди рябины, выставка работ в технике квиллинг, мультимедийная презентация.

План занятия.

  1. Организационный этап – 3 мин.
  2. Основная часть – 35 мин.
  1. Новый материал. Введение в тему – 7 мин.
  2. Практическая часть. Выполнение работ – 25 мин.
  3. Контрольный этап. Проверка – 3 мин.
  1. Общий анализ продуктивности занятия (рефлексия) – 7 мин.

Ход занятия.

Этап занятия.

Задача этапа

Основная деятельность педагога.

Прогнозируемая деятельность обучающихся.

1.Организа-ционное начало учебного занятия

Сообщение темы занятия. Психологический настрой учащихся на предстоящее занятие.

Здравствуйте, ребята. Проходите. Садитесь за столы.

Я рада вас приветствовать. Меня зовут Наталья Владимировна. Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным видом творчества, название которого вы узнаете, разгадав кроссворд. (слайд №2-10).

Как вы думаете, чем мы сегодня займёмся?

Действительно, ребята, сегодня я хочу познакомить вас с техникой квиллинг. (слайд №11).

Дети заходят в кабинет. Садятся за столы.

Разгадывают кроссворд.

Квиллингом.

2.Основная часть

2.1.Новый материал. Введение в тему.

Знакомство с новым материалом. Понятия «квиллинг», базовые элементы.

Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге.

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Это очень интересная техника выполнения композиций из бумажных полосок.

На английском языке данный вид рукоделия называется "quilling" - от слова "quill" или "птичье перо". Еще в средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. В 15 веке это считалось искусством. В 19 - дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. (слайд №13-15).

Приглашаю посмотреть выставку работ моих учеников.

Вы видите, что владея техникой квиллинга можно красиво оформить поздравительную открытку, создать картину или небольшой сувенир.

Дети слушают рассказ педагога. Просмотр слайдов с образцами.

Дети рассматривают экспонаты выставки.

2.2.Практи-ческая часть. Выполнение работ.

Развивать воображение, творческие способности.

Охрана здоровья ребенка.

Развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой

Развивать мышление.

Инструктаж по технике безопасности на занятиях.

Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда.

Воспитывать коммуникабельность, аккуратность, культуру труда.

Ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга.

Развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, мелкую моторику рук.

В квиллинге всё очень красиво. Базовые элементы квиллинга – могут выполнить любую работу: и цветок, и дерево, и причудливых птиц. Сегодня предлагаю сделать композицию в виде грозди рябиновых ягод. (слайд №16).

Стройную рябину вижу во дворе,
Изумруд на ветках утром на заре.
Много ягод красных,
Спелых и прекрасных
Гроздьями висят,
Их красив наряд.

Посмотрите, какая красота! (рассматривание наглядного пособия «Гроздь рябины») Скажите, из каких частей состоит композиция?

Обратите внимание, что ягоды круглой формы, а листочки - вытянутой. Сколько ягодок в грозди?

Их вы скрутите самостоятельно, а вот листочки приклеите, которые я вам приготовила. Листочки одного размера?

Правильно! И перед началом работы предлагаю немного размяться.

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Вместе с ребенком имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.

Предлагаю вам попробовать свои силы в этом виде творчества.

Для работы нам понадобятся:

  • двусторонняя бумага (полоски бумаги);
  • клей ПВА;
  • зубочистки;
  • картон;
  • линейка с шаблонами окружностей разного диаметра;
  • специальный инструмент для накручивания бумаги.

Будьте внимательны при работе. Кто знает, как работать с данными инструментами?

  1. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
  2. В процессе работы следует следить за осанкой.
  3. Для работы на стол постелить клеенку.
  4. Передавать колющие и режущие предметы (инструмент для квиллинга, зубочистка, линейка) осторожно.
  5. Избегать попадания клея в глаза, в рот, в нос.
  6. По окончании работы инструменты, бумагу, клеенку убрать на место, вымыть посуду для клея (или выбросить).

Молодцы. У вас отличные знания ТБ.

Приступим к выполнению нашей работы.

Рассмотрите трафарет окружностей и найдите окружность диаметром 12 мм. Такого размера будут наши ягодки.

Возьмите полоску бумаги и инструмент, скрутите тугую спираль, положите её в отверстие трафарета.

Вы видите, что спираль распустилась до нужного нам размера. Аккуратно вынимаем её и подклеиваем. Вот одна ягодка готова! Такой базовый элемент называется «свободная спираль».

Трафарет окружностей необходим для того, чтобы ягоды получились одного размера.

Педагог показывает. Оказание индивидуальной помощи ребятам.

Сделайте 12 таких ягодок.

Отлично! Ягоды готовы. Теперь приступим к сборке композиции и приклеим на картон листья и ягоды.

Обратите внимание, что ягоды расположены рядом друг с другом и образуют гроздь, а листья на веточке попарно.

По схеме приклеиваем. Замечательно!!!

Ягоды, листочки.

12 ягодок.

Нет, есть побольше и поменьше.

Выполнение упражнений физкультми-нутки.

Дети рассматривают инструменты для выполнения работ.

Клей нельзя везде мазать, пробовать.

Зубочистки использовать осторожно, можно уколоться.

Выполнение базовых элементов квиллинга при помощи педагога или самостоятельно.

Выполнение итоговой работы.

2.3. Контроль-ный этап. Проверка выполненных работ.

Развивать мышление ребенка.

Воспитывать коммуникабельность.

Посмотрите на свою работу.

Сравните с работой на экране. Поднимите руку, у кого получилось так же. Отлично!

Скажите, в какой технике мы выполнили композицию?

Какие базовые элементы квиллинга нам в этом помогли?

Чем мы пользовались?

Сравнение детьми своей работы с образцом.

В технике квиллинга.

Свободная спираль.

Использовали полоски бумаги, картон, клей, инструмент, зубочистку, трафарет.

3.Анализ занятия, Подведение итогов.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели.

Рефлексия.

Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка.

Развивать интерес к предмету.

Воспитывать коммуникабельность, аккуратность, культуру труда.

Что вы сделали в технике квиллинг?

Молодцы! Думаю, что с таким же успехом вы справитесь и с другими работами в технике квиллинг.

Посмотрите на плакат. Здесь вы видите дерево рябину.

Давайте украсим его нашими гроздями.

Чудесная рябинка у нас получилась!

А теперь давайте дополним нашу картину листочками. Выберите жёлтые и оранжевые, если вам понравилось заниматься квиллингом, красные, если нет.

Спасибо! Надеюсь, вам было интересно.

До свидания! До новых встреч!

Рябинку.

Грозди приклеивают на плакат.

Приложения.




 

Возможно, будет полезно почитать: