Портал образования. Тематическая акция – как партнерская форма сотрудничества семьи и ДОУ

Звонарь Лидия Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №2 "Колосок"
Населённый пункт: ХМАО - Югра Тюменская обл., г. Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: "Экологические акции в детском саду
Дата публикации: 19.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Экологические акции в детском саду

Экологическое воспитание подрастающего поколения в последние годы выходит на

первый план, по причине ухудшения экологической обстановки в целом. Дошкольный

возраст считается наиболее благоприятным в плане формирования экологической

культуры. В дошкольном учреждении ребенок проводит большую часть своего времени,

что позволяет пропитывать каждое мгновение его нахождения в детском саду любовью и

уважением к природе. На сегодняшний день используются разнообразные формы

обучения детей, формирующие экологическое сознание и активизирующие

познавательную потребность дошкольников: экскурсии, разнообразные целевые прогулки,

экологические акции, праздники, развлечения, уроки доброты, выставки.

Интересной и эффективной формой работы я считаю проведение экологических

(природоохранных) акций - социально значимых мероприятий, проводимых сотрудниками

и детьми, родителями.

Что же такое экологическая акция?

Экологическая акция – это социально значимое комплексное мероприятие. Акция

может затрагивать круг слушателей и действующих лиц: дети одной группы детского сада,

дети и их родители одного и более детских садов, жители микрорайона, города страны и

даже всего мира. Акция позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для

решения одной проблемы и применять их на практике. Объектом акции могут стать

деревья, птицы, растения, территория детского сада. Эти мероприятия, как правило,

приурочены к каким - либо датам, событиям, имеющим общественное значение.

Цель : создание условий для формирования экологической культуры, сознания и

мировоззрения.

Задачи :

формировать познавательный интерес, коммуникативные способности, гуманистическое

отношение, эстетическую отзывчивость

развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и

заботиться о ней.

Алгоритм проведения акций

цель (каждая акция имеет свою цель);

задачи (выполняются общие и конкретные);

объект (на что направлены- птицы, деревья…);

участники (дети – родители- сотрудники- дети-родители);

Любая акция включает следующие этапы:

1. Подготовительный этап:

Составляется и вывешивается текст объявления о начале акции с указанием темы, цели,

периода, состава участников, условий;

Готовится оборудование и материал, план мероприятий.

2. Познавательно- исследовательский этап (организационный) :

Организация наблюдений, опытов, экспериментов, занятий, бесед, чтение

художественной литературы;

Решение логических, проблемных задач.

3. Этап практической деятельности:

Изготовление плакатов в защиту объектов акции;

- «экологическая почта»- переписка с объектами акции;

Выработка правил, упражнение в трудовых действиях; - инсценировка произведений,

досуги, праздники;

Выставка рисунков, книг

Самоделок, газет, коллажей, фотовыставка;

Аналитический

Подведение итогов,

Рефлексия. (может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома,

видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.).

ВИДЫ АКЦИЙ:

Осень:

«Семечко и зёрнышко про запас!» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов,

семеня для подкормки птиц);

«Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц. В группе стоит ёмкость, куда

дети и родители приносят корм для птиц. В «Панораме добрых дел» воспитатели

отмечают благодарность активным семьям).

Зима:

«Ёлочка – зелёная иголочка» (в защиту ёлочки дети изготавливают плакаты, несут

домой. По пути могут повесить в общественном месте. Заключительный этап

может выйти в форму

Витамины на подоконнике» конкурса и выставки – «Ёлочка – зелёная иголочка»);

« (выращивание лука для себя, наблюдение за ростом лука в разных условиях,

ведение календаря наблюдения общего и индивидуального).

Весна:

воды». Акция может начаться раньше, а закончиться праздником «Волшебница

вода». Плакаты, экспериментальная деятельность – вожжа живительная сила).

«Любимый – чистый город!» (это городская акция «Чистый город» проходит

традиционно, а мы активно подключаемся, родители + дети + сотрудники: убираем

территорию, благоустраиваем и озеленяем).

«Каждому певцу по дворцу!» (совместно с родителями изготовление и

прикрепление скворечников. Можно прилепить во дворе своего дома, на даче).

Весной начинает старт экологическая акция «Украсим планету цветами» (начало

акции в апреле, в праздник «День земли», когда дети сеют семена цветов).

Лето:

«Украсим планету цветами» (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады,

уход за посадками).

«Берегите лес и его жителей от пожара!» (призыв, как вести себя в лесу,

осторожное обращение с огнём в лесу. Пожар наносит неизгладимый вред природе,

его жителям, людям).

Широкий спектр структурных компонентов акции позволяет сделать данную работу

наиболее интересной и привлекательной.

Структурные компоненты природоохранных акций, являются и методами и формами

экологического воспитания. На наиболее интересных хочется остановиться подробнее.

Экологические экскурсии-экспедиции.

Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научить

формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности,

условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экспедиции

дети могут заготовлять лекарственные травы, собирать природный материал для

коллекций, исследовать растения, почву, воду в разных условиях (в том числе в

благоприятной экологической обстановке: вдоль забора, на пустыре и т.д.).

Объектами исследования, кроме живой природы, могут стать и объекты неживой

природы: гранитные валуны, камни; песчаные осыпи; ветер и вода, их разнообразное

воздействие на природу.

Для экологических экспедиций, как правило, требуется специальное снаряжение: лупа,

карандаш, фломастер; несколько пластинок оргстекла, папка для гербария; коробочки;

пакеты; фотоаппарат и т.д.

Экспедиции чаще планируются в подготовительной к школе группе. Результаты работы

оформлять в виде альбомов, рисунков, коллекций.

Экологические выставки и экспозиции.

Цель – ознакомление с природными явлениями, недоступными для наблюдения детям.

Выставки и экспозиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и

со взрослыми.

Тематика может быть самой разнообразной: «Лес – друг человека»; «Богатства недр

нашей Земли»; «Космос»; «Человек и его добрые дела на Земле»; «Родные просторы» и

На выставке могут быть представлены художественные произведения, работы детей и

воспитателей, разнообразные коллекции. Выставка обычно служит прекрасным фоном для

бесед с детьми, для экскурсий, которые в состоянии провести не только воспитатель, но и

Экологический музей.

Является для ребенка настоящей школой природы. В музее уместны следующие

экспозиции: растительный мир (гербарий); редкие, исчезающие виды растений и

животных (альбомы и фотографии); минералы и горные породы (коллекции детей); вода,

ее использование, охрана (иллюстрации); зеленая аптека (лекарственные травы);

экосистемы (модели); экологические катастрофы и бедствия (альбомы, иллюстрации).

Подобный материал позволяет наглядно представлять детям самые разнообразные

темы: «Кто такие защитники природы»; «Голубые и зеленые патрули, их деятельность»,

«Жизнь животных в лесу»; «Таинственный мир насекомых» и т.д.

Но ни один музей не заменит общения с живой природой. И здесь большое значение

имеют экологические наблюдения.

Экологические наблюдения.

Цель – сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах,

показать взаимосвязи, существующие в природе.

Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения: так, в наблюдениях за

растениями можно выделить следующие циклы: название (интересные сведения,

связанные с названием); классификация (дерево, кустарник, травянистое растение);

внешний вид, части, назначение; условия, необходимые для роста и развития; среда

обитания; растение как место обитания животных; растение как пища для животных;

способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека; как человек

помогает растениям; правила поведения в природе.

В наблюдениях за животными целесообразно выяснить следующее: название

(интересные сведения, связанные с названием); внешний вид, особенности;

классификация (насекомые, птицы, рыбы, млекопитающие); способ передвижения,

приспособление конечностей к способу передвижения; способ добывания пищи,

приспособление к способу добывания пищи; пища, среда обитания, приспособление к

среде обитания; размножение; взаимосвязи, существующие в природе; значение в жизни

человека; роль человека в жизни животных; правила поведения в природе.

Экологические знания являются основой экологического сознания, но заниматься только

просвещением детей недостаточно, необходимо приобщать их к практической

деятельности.

Уроки доброты.

Проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в

минуты их обращения к миру природы.

Цели: развить интерес к природе; формировать положительное эмоциональное

отношение к ней, желание беречь ее и заботиться о ней; воспитывать чуткость и чувство

сопереживания.

Такие мероприятия, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны;

могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.

Длительность не регламентируется (от одной до нескольких минут в зависимости от

настроенности ребенка на заданную тему).

Тематика уроков доброты: «Что значит быть добрым?»; «Когда я был добрым по

ребенок бережно относится к природе?»; «Что такое красота?»; «Чем красив цветок?»;

«Красота человека»; «Гармония красок»; «Гармония звуков»; «Чем удивительна

лягушка?»; «Что такое страх?»; «Как ведут себя животные, испытывающие страх?»;

«Когда они бояться?»; «Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»; «Как ты

чувствуешь любовь своих близких?»; «Как ты проявляешь любовь к животным?»;

«Любить – что это значит?»; «Украшение Земли»; «Нужны ли в жизни правила?»; «Что ты

чувствуешь, когда ступаешь на землю?»; «Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево?»;

«Что ты чувствуешь, когда смотришь в небо?»; «Что рассказала тебе природа?» и др.

Экологические игры.

Ролевые экологические игры основаны на моделировании социального содержания

экологической деятельности, например игра «Строительство города» (ее участники

выполняют роли строителей, архитектора, жителей города; цель игры – формировать

представление о том, что строительство может осуществляться только при условии

соблюдения экологических норм и правил).

Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической

деятельности. Игра «Экосистема водоема» позволяет проследить роль каждого

компонента этой системы, смоделировать последствия антропогенного воздействия на

биоценозы, а игра «Экологические пирамидки» помогает показать пищевые цепи (ребенок

наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведет к гибели

остальных).

Соревновательные экологические игры стимулируют активность их участников в

приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся:

конкурс-аукцион, конкурс-марафон, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д.

Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-путешествия, в

которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т.д.

В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где

живет?»; «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания);

«Живое – неживое»; «Птицы – рыбы – звери» (на классификацию заданным признакам);

«Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно

дорогу» (о правилах поведения в природе) и др.

Экологические плакаты.

Как пробуждать в детях гражданскую активность ко всему живому? Я думаю, что

каждый ребенок может «выговориться» на данную тему в рисунке, эскизе. Эскизная

работа является первоисточником пробуждения активности детей, направленной на борьбу

за защиту окружающей среды.

Многие узнав, что дети будут рисовать экологические плакаты, удивляются. Ведь

экологический плакат - серьезная вещь. Зачем он нужен ребенку? Но, подумав, поняли,

что это правильно. Ребенка нельзя изолировать от проблем жизни. Маленький человек

глядит в мир и часто видит (особенно по телевизору) то, что его воображение даже не

может принять (горящую тайгу, умирающих, испачканных нефтью птиц, загубленную

рыбу). Все это травмирует психику ребенка. Одним из способов освобождения от такого

нервного стресса и могут быть экологические рисунки-плакаты, в которых ребенок

призывает к действенной помощи окружающей среде, а значит, и сам делает попытку не

навредить своему «дому» и тем, кто живет и растет рядом с ним».

Рисунки детей не оставляют никого равнодушным. Можно назвать этот вид работы

гимнастикой для ума, которая, помимо всего прочего, формирует личностные качества

Природоохранные акции являются действительно эффективной формой работы

по формированию у детей представлений о взаимосвязи человека с природой,

Экологическая тропа

Экологическая тропа - это специальный образовательный маршрут в природных

условиях, где есть экологически значимые природные объекты.

Основными видами

деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение.

На этих маршрутах можно познакомить детей и взрослых с многообразием растений и

животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике

природоохранную деятельность. Экологическая тропа рассчитана преимущественно на

организованное прохождение. При выборе маршрута учитывается доступность,

эмоциональная насыщенность и информационная емкость.

Экологическая тропа занимает важное место в системе накопления каждым ребенком

личного опыта, экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего

окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со

своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития.

Объектами экологической тропинки могут быть: различные виды пород деревьев,

(аллеи, сад, уголок леса; кустарники; различные по форме и подбору растений цветочные

клумбы; альпинарии; небольшие водоемы (искусственные); уголок луга; уголок

нетронутой природы; муравейник; грядка с лекарственными растениями; огород,

отдельные красивоцветущие растения и др

Этапы создания и оформления тропинки:

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее

интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов:

общая, которая будет находиться в методическом кабинете, и схемы в группах с учетом

возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет

экологической тропинки.

3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки - сказочного персонажа.

4) Составление паспорта всех точек тропинки.

5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

Работа на экологической тропе позволяет решать следующие задачи: воспитывать

любовь и бережное отношение к природе родного края, формировать навыки поведения на

природе, ЗОЖ, заботы о природе и ее обитателях, расширять знания детей о значении

каждого объекта природы, дать представление о взаимосвязи явлений в природе.

Развивать эстетические чувства, воображение, внимание.

Дети наблюдают природу в разные сезоны года, живут в ней, наслаждаются ею. Чтение

сказок и стихов, разучивание пословиц и поговорок, исполнение песен, участие в играх

позволяют расширить представление детей о природном окружении, помогают выразить

отношение к нему в яркой эмоциональной форме. В летний период на экологической

тропе воспитатели прививают детям любовь к труду.

Трудовая деятельность на экологической тропе в летний период

1. Природоведческий труд

Уход за грядками на огороде (рыхление, полив, прополка, прореживание).

Уход за цветами на экологической тропе.

Сбор семян разнотравья для подкормки птиц в зимнем саду.

Уборка урожая на огороде.

Заготовка лекарственных трав.

Сбор опавших листьев, веточек для гербария - с разных деревьев и кустарников.

2. Хозяйственно-бытовой труд

Мытье исследовательского оборудования (баночки, стаканчики и т.д.)

3. Природоохранный труд

Изготовление природоохранных знаков и установка их на экологической тропе.

Осмотр овощных культур (нет ли вредителей) и обработка (педагогом) их настоем

их трав, луковой и чесночной шелухи.

Осмотр муравьиных дорожек и подкормка муравьев.

Операция «Сломанная веточка» (подвязывание и замазывание сломанных веточек).

4. Ручной труд

Изготовление поделок из природного материала.

Аппликация из природных материалов.

Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и

оздоровления детей на свежем воздухе.

Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств

каждого ребенка.

Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с

окружающим миром.

Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и

бережного отношения к природе.

Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в

рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии,

исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

В нашем дошкольном учреждении экологические акции проходят в течении всего

учебного

дошкольники

получают

природоведческие

формируют

экологической

культуры,

активную

жизненную

служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети

видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.

Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты,

памятки). В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки,

конкурсы, посвящённые объектам акции. (слайд)

Проведение природоохранной акции в детском саду позволяет способствовать

поступательному развитию у детей познавательного интереса к миру природы,

воспитанию бережного отношению к растениям, животным и птицам, формированию

навыков природоохранной деятельности, а также переоценке мировоззренческих

ориентиров (восприятие себя как части природы, понимание взаимосвязи человека и

природы). Таким образом, данная деятельность направлена на создание условий развития

ребенка, открывающих возможности для его успешной социализации, всестороннего

личностного развития.

Все экологические мероприятия и акции проходят под общим девизом: «Только вместе,

только дружно, помогать природе нужно!».

«Давайте друзья, везде, где живём,

Деревья посадим, сады разведём.

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь и птица,

И доверяли повсюду нам,

Как самым лучшим своим друзьям!».

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Акция "Дети детям!" инициирована детьми старшего дошкольного возраста с целью оказания помощи "особым" детям группы кратковременного пребывания для приобретения социального опыта в условиях ДОУ с помощью дошкольников из другой группы.

Любая социально-педагогическая акция направленанапривлечение внимания общества к существующей социальной проблеме. Социально-педагогические акции воздействуют на изменение сознания, поведения, отношения определенной категории населения к чему – либо. В нашем случае – это акция, прошедшая в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 249 компенсирующего вида» (для детей с тяжелыми нарушениями речи) города Красноярска. Инициаторами акции явились воспитанники подготовительной к школе группы ДОУ.

Также с детьми в группе обсудили, чего может не хватать новеньким детям в детском саду. И среди многообразия предложенных игрушек, поделок и прочего вдруг прозвучало: «Им не хватает друзей, они ничего и никого в детском саду не знают, им очень грустно». Именно из этих слов появилось желание провести социально-педагогическую акцию. Чуть позже, уже в группе придумали путем голосования название акции «Дети – детям!» , мероприятия в рамках акции и обозначили ее основную цель: помочь «особым» детям группы кратковременного пребывания приобрести социальный опыт в условиях ДОУ с помощью сверстников из других групп.

Задачи акции: установить эмоционально-личностный контакт, создать доверительные отношения, используя различные виды взаимодействия детей (совместные прогулки, организованные игры в группе, театральные постановки для детей ГКП силами «подготовишек»).

Сроки акции: 1,5 месяца (3,4 неделя сентября – октябрь).

Участники акции: дети, педагоги ДОУ, родители.

Ожидаемый результат для детей КГП: формирование навыков адаптивного коммуникативного поведения у детей;с оздание условий для развития творческого потенциала детей.Для детей – организаторов («подготовишек»): реализация детской идеи посредствомсоздания условий для проявления нравственных качеств;формирования представления о необходимости постоянной поддержки «особых детей»; с оздания условий для развития творческого потенциала детей; формирования умения наблюдать, фантазировать, совершенствовать навыки общения.

Задачи (для детей – инициаторов акции)

  • Образовательные: способствовать формированию представления о добре и благотворительности, добрых поступках.
  • Развивающие: развивать познавательную активность детей в процессе реализации акции; развивать связную речь, мышление; развивать воображение, фантазию, эмоции, творческие способности.
  • Воспитательные : воспитывать умение детей общаться и взаимодействовать между собой; воспитывать чувство сопереживания и поддержки; воспитывать способность размышлять над различными ситуациями, сопереживать, сочувствовать, делать нравственный выбор.

Элементарные задачи для «особых» детей: адаптацияк новым условиям; приобретение нового социального опыта, статуса; вовлечение в жизнь детского учреждения.

Этапы акции

1. Подготовительный этап акции

Информационная, методическая,организационная деятельность, подготовка социальной акции.

Задачи этапа: формировать элементы мотивации сотрудничества у всех участников акции; обосновать значимость предстоящей деятельности.

Деятельность педагога:

  • определение проблемы, на решение которой направлена акция;
  • определение целей и задач акции;
  • определение целевой группы;
  • выбор формы проведения акции;
  • выбор места проведения акции;
  • подготовка необходимой атрибутики;
  • распределение обязанностей между участниками акции.

Совместная деятельность с детьми в режиме дня: чтение художественной литературы на тему «Добро, доброта» с целью стимулирования проявления доброго, заботливого отношения к детям и вообще людям с особенностями; наблюдения за детьми ГКП; изучение разных техник изготовления поделок; подготовка к театрализованной постановке «Мешок яблок» В. Сутеева.

Деятельность с родителями: помощь родителей детям в изготовлении книжек-малышек, сувениров, игрушек разного плана и т.д. для детей ГКП.

Результат подготовительного этапа: В процессе подготовке к акции дети получили возможность узнать информацию о том, как можно проявить доброту и благотворительность по отношению к «особым» детям; познакомится с интересными поучительными литературными произведениями о добре (Эмма Мошковская «Кто самый добрый», Константин Паустовский «Теплый хлеб», Тамара Ломбина «Такое утро», Марина Евдокимова «Сказка о доброте для дошкольников», Георгий Скребицкий «Дружба», Виктор Драгунский «Друг детства», Виктор Голявкин «Настоящая дружба» и др.)

2. Основной этап: практическая деятельность.

Задачи этапа: обогащать представления детей новыми знаниями о жизни «особых» детей;формировать заботливое отношение к такой категории детей;вызвать у детей желание помочь такой категории детей.

Деятельность педагога: предполагает совместную деятельность с детьми.

Совместная деятельность педагогов и детей: посещение группы кратковременного пребывания (игровая деятельность, коммуникативная деятельность, двигательная деятельность, элементарный труд: уборка игрушек в групповом помещении, помощь в одевании детей на прогулку, организация игр и наблюдений на прогулке). Изготовление подарков. Театрализованная постановка (подготовка). Подготовка к «Празднику для новичков».

Результат основного этапа. Реализация детской идеи!

По итогу проведенных мероприятий у детей возникло желание поддерживать детей ГКП, приглашать их на свои праздники, помогать «особым» детям участвовать в творческих конкурсах. У детей группы кратковременного пребывания проявилась элементарная симпатия к своим новым друзьям. Они стали улыбаться им, приглашать к себе, научились прощаться. С удовольствием принимать помощь. Приглашать играть, рисовать. Спрашивать: «Где ты был (-а)? Почему е приходил (-а)? С легкостью прощаются с мамами и с желанием идут в детский сад. Сами теперь делятся своими игрушками, книжками. Приглашают к себе на прогулочный участок.

Временной отрезок

Проведенные мероприятия

Примечание

Знакомство с детьми ГКП (в их групповом помещении). Наблюдения. Беседы. Игры. Элементарный труд: совместная уборка игрушек, одевание на прогулку.

Знакомство с детьми ГКП (в их групповом помещении). Наблюдения. Беседы. Игры. Элементарный труд: уборка игрушек, одевание на прогулку. Подготовка к «Празднику для новичков».

Подготовка к театрализованной постановке.

На знакомство приходили по 3 детей. Ежедневно во время свободной деятельности.

Совместные прогулки.

Подготовка к «Празднику для новичков». Подготовка к театрализованной постановке.Театрализованная постановка «Мешок яблок» (по мотивам одноименной сказки В. Сутеева)

3. Заключительный этап

Для подведения итогов акции мы используем проведение рефлексии, где делимся положительными впечатлениями, положительными эмоциями, обсуждаем ожидания и результаты акции.

«Подготовишки» научились по-доброму относиться к «особым» детям». Возникла взаимность между детьми. Дети-инициаторы поняли, что дети из ГКП точно такие же, как и они! У них такие же игрушки, и все они делают точно также, только необходимо помочь, подсказать.

Заключение

Все запланированные в акции «Дети детям!» мероприятия реализованы. Важно, что реализована детская идея.

Главная цель акции:помочь детям группы кратковременного пребывания приобрести социальный опыт в условиях ДОУ с помощью сверстников из других групп достигнута.

Данная акция способствует развитию нравственного воспитания детей. Помогает вовлечь детей старшего дошкольного возраста в жизнь «особых» детей из группы кратковременного пребывания и непосредственно участвовать в социальном развитии этих детей, проводя с ними совместное свободное время.

Особый интерес был проявлен со стороны родительской общественности. Очень были удивлены родители детей из ГКП. Постоянно спрашивали: «Что такое у вас происходит? Почему так изменился мой ребенок? А разве можно, чтобы дети из другой группы играли с нашими?». И т.д. Особую гордость и удивление испытали родители и старших детей. По инициативе одной из мам, в нашем дошкольном учреждении организовали в помощь другим родителям по нравственному воспитанию детей книжную выставку «Литературные произведения классиков о добре», где были представлены такие авторы, как Валентина Осеева, В.А. Сухомлинский.

Надеемся, что ДОБРО, ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ наших воспитанников будут только увеличиваться вместе с их возрастом.

Галина Лакеева
Социально-значимые акции в практике ДОУ

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в перестройке экономики и смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о добре, великодушии, справедливости.

Сегодня как никогда необходимо совершенствовать способы и методы обогащения нравственного опыта ребенка в процессе вхождения его в мир людей. В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный разнообразными источниками воздействия, как позитивного, так и негативного, которые влияют на его формирующую нравственную сферу. Поэтому одним из направлений воспитательной работы детского сада является вовлечение детей в социально-значимую деятельность, формирование активной жизненной позиции. Социальные инициативы позволяют формировать у ребят такие ценности как милосердие, доброту, ответственность, активность, коллективизм, организованность. Именно готовность приносить пользу, выбор и направленность инициативы определяет ценностное самосознание дошкольника как гражданина и общественного деятеля.

АКЦИЯ – это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие, действия для достижения какой-либо цели.

Основная цель акций:

Привлечение внимания всех участников образовательных отношений детского сада к проблеме, консолидация усилий и формирование положительных взаимоотношений между коллективом ДОО и родителями.

Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки).

Алгоритм проведения акций:

Цель (каждая акция имеет свою цель);

Задачи (выполняются общие и конкретные);

Объект (на что направлено – птицы, деревья);

Участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);

1. Подготовительный (мотивация, разработка плана по достижению цели, сбор информации, накопление материала, смета расходов);

2. Организационно-практический (т. е. деятельностный, выполнение плана деятельности);

3. Аналитически – завершающий (подведение итогов, рефлексия); Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т. д.).

Принципы социальных акций:

Системность, последовательность - обязательная черта акций.

Согласованность. Акции должны проводиться на законных основаниях, следует заранее подумать о том, кого нужно поставить в известность (администрация). Причем сделать это можно вместе с детьми, предоставив им определенные полномочия. Дети сами могут рассказать об идее акции, передать план акций в администрацию.

Мероприятие оформляются документально, особенно если оно связано с выходом за пределы детского сада.

Отсутствие духа соревнования. Участники должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получения лучшего места в рейтинге.

Безопасность. Нельзя, например, убирать битое стекло или шприцы детьми.

Акция «Украсим планету цветами»

Цель: Создание качественной внешней среды для воспитанников, их семей и педагогического коллектива, наполненной экологически полноценными и эстетически выразительными объектами.

Разработка и внедрение мероприятий по преобразованию и оформлению участка детского сада.

Формирование командного духа среди родителей детей разных групп.

Консолидация усилий работников детского сада и родителей по благоустройству территории детского сада.

Формирование положительных взаимоотношений между коллективом ДОО и родителями

Этапы реализации акции:

1 этап (Подготовительный)

1. Творческая деятельность: генерирование идей, составление планов-чертежей ландшафтных фитокомпозиций, определение партнеров, расчет бюджетной сметы;

2. Сбор информации о рынках сбыта семенной продукции, выбор видов цветов с учетом климатических условий.

3. Принятие решения о приобретении семян, грунта, ящиков для рассады;

4. Приобретение удобрения;

2 этап (Практический)

1. Посадка семян для рассады

2. Уход за рассадой

3. Высадка на клумбы

3 этап (Завершающий)

1. Подведение итогов акции организационным комитетом.

Итоги акции: В результате нашей акции мы получили целую аллею цветущих клумб, сформировали командный дух среди родителей и добились продуктивного развития взаимоотношений между педагогическим и родительским составами.

В дошкольном учреждении акции могут, проходит в течение всего учебного года.

1 «Наш дом – земля».Цель: Проведение экологического субботника.

2 «Птичья столовая».Цель: Воспитание экологической культуры, накопление социального опыта, укрепление семейных традиций

3 «Театр и дети».Цель: Создание условий для развития творческого потенциала детей и совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

4 «Наш новогодний детский сад».Цель: Создание новогоднего интерьера в группах и помещениях ДОУ с привлечением родительской общественности и совместное проживание Нового года в стенах ДОУ.

5 «Аллея выпускников».Цель: Возрождение и укрепление традиций ДОУ в озеленении территории силами выпускников, родителей и педагогов.

6 «Развеселое лето».Цель: Придание эстетического вида летним участкам, путем консолидации усилий работников детского сада и родителей

Для формирования продуктивного сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив детского сада как единое целое, как большую сплоченную семью, жизнь которой интересна, если организована совместная деятельность взрослых и детей.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с родным городом в подготовительной группе «С днем рождения, любимый Ангарск!» Конспект занятия по ознакомлению с родным городом в подготовительной группе. Тема: «С днем рождения, любимый Ангарск!» Цель: Развивать.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк». Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической.

Использование ИКТ в логопедической практике В последние годы наблюдается увеличение числа детей с различными видами речевой патологии. Основной целью логопедической службы образовательного.

Использование здоровьесберегающих технологии в логопедической практике Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике становится важным условием коррекционно-развивающей работы с детьми,.

Конкурс «Воспитатель года» Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Музей безопасности» Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Музей безопасности». Составила:.

Конспект совместной образовательной деятельности Чукавиной Екатерины Юрьевны, воспитатель МБДОУ №90 г. Ижевск Образовательная деятельность во второй младшей группе. Цель: Совершенствование умения произносить звук Ф Ход занятия Воспитатель: Дети,.

План экологического проекта «Спасем леса от пожаров» МБДОУ №90 г. Ижевск Чукавина Екатерина Юрьевна, воспитатель СОЦИАЛЬНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ МБДОУ № 90 ПРОЕКТ «СПАСЕМ ЛЕСА ОТ ПАЖАРОВ» для детей старшего дошкольного возраста

Профессионально-значимые качества воспитателя дошкольной общеобразовательной организации В конце XIX века в исследованиях П. Ф. Каптерева, выдающего русского педагога и психолога, доказано, что одним из важнейших факторов успешности.

Номинация «Работа с родителями» (в ДОУ)

Работая психологом в детском саду, все чаще задумываюсь о том, как загружен распорядок дня ребят: детский сад, бассейн, кружки, секции. Поэтому я стала искать новые эффективные формы работы, которые привносили бы в бесконечную череду занятий лучик света, тепла, заботы. С этой задачей прекрасно справляются акции.

Особенности акции

Акция охватывает всех родителей группы/детского сада, ведь далеко не все из них способны выделить 1,5-2 часа на посещение тренинга, тем более состоящего из нескольких встреч, из-за объективных и необъективных причин.

Акция имеет сугубо индивидуальную направленность. Мероприятия затрагивают непосредственно каждого ребенка, родителя и педагога.

Акция экономична по времени проведения (длительность до 2 недель), действует по методу погружения, ненавязчиво сопровождает в процессе воспитания и обучения, поднимает настроение детей, родителей и педагогов, сплачивает коллектив, объединяет семью и детский сад.

Акция «Елочка желаний»

Цели акции:

  • Укрепить детско-родительские отношения;
  • формировать ценностное отношение к близким людям.

Формы и методы проведения:

  • индивидуальная беседа с детьми на тему «Новый год;
  • стенд в виде елочки;
  • письма к Деду Морозу с пожеланиями детей в виде новогодних шаров.

Подготовительная работа:

  • оформление бумажных елочных шаров, на лицевой стороне которых написано имя ребенка, на обратной - пожелания;
  • объявление для родителей, привлекающее внимание к елочке желаний;
  • организация выставки.

Перед новогодними утренниками с каждым ребенком индивидуально проводится беседа.

Ты знаешь, какой скоро праздник? Правильно, Новый год! Праздник исполнения желаний и подарков. Самый главный волшебник - Дед Мороз. Что бы ты попросил у Деда Мороза? А для мамы? Для папы? Для своих близких и друзей? (ответы ребенка записываются) Спасибо. При встрече с дедом Морозом я обязательно передам ему твои пожелания.

Ответы ребят записываются на обратные стороны елочных шаров. Шары крепятся к елочке так, чтобы прочитав имя ребенка, можно было перевернуть и узнать его пожелания. Стенд с елочкой и объявлением для родителей помещается на видное место.

Конечно, многие дети хотят, чтобы им подарили на Новый год игрушки (машинки, куклу, конструктор). Но есть и такие ответы: «Хочу, чтобы мама с папой не ругались. И папа снова жил с нами», «Хочу, чтобы мама нашла работу и больше не переживала». Они вызывают у родителей ответную реакцию: кто-то плачет, кто-то задумывается…

Вместо елочки можно с ребятами смастерить бумажную гирлянду пожеланий или мешок с подарками от деда Мороза.

Акция «Аптечка для души»

Цель акции: Создание положительного эмоционального фона в детском саду.

Формы и методы проведения: Стенд в виде домика с окошками - кармашками и вывеской «Аптечка для души».

Подготовительная работа:

  • изготовление эскиза для стенда;
  • подготовка листовочек с позитивными высказываниями, установками, пословицами, поговорками, крылатыми фразами, которые вкладываются в кармашки «Аптечки». Например:

Улыбнись и весь мир улыбнется тебе.

Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего её заслуживает.

Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью.

Лучшее, что отец может сделать для своих детей - это любить их мать.

Все золото мира не имеет никакой ценности; вечны лишь те милосердные деяния, которые мы способны сотворить ради ближних.

Святая наука - расслушивать друг друга.

«Аптечку для души» можно использовать самостоятельно и как вступительную часть перед семинаром, тренингом, групповой консультацией, круглым столом.

Акция «Солнышко настроения»

Цели акции:

  • укрепить детско-родительские отношения;
  • формировать ценностное отношение к близким людям через совместную оценку своего эмоционального состояния.

Формы и методы проведения:

  • беседа с детьми и родителями на тему «Наше настроение»;
  • стенд в виде солнышка с косичками-лучами, на концах которых прикреплены фотографии ребят и их родителей; атласные ленточки четырех основных цветов.

Родителям и детям, пришедшим утром в детский сад, предлагается определить, какое у них сейчас настроение, и завязать из соответствующей ленточки бантик на косичке солнышка. Красному цвету соответствует веселое, бодрое настроение, зеленому - спокойное, уравновешенное, синему - грустное, желтому - сердитое, раздраженное. Данный прием помогает родителям понять свое настроение и эмоциональное состояние ребенка.

Попробуйте провести акцию в вашем детском саду, вы увидите её позитивное действие и сами получите удовольствие.

Организация: МКДОУ д/с «Золотой ключик»

Населенный пункт: Кировская область, г. Слободской

Работа с родителями это ведущее направление, которое решает вопросы семейного воспитания. Работа с родителями позволяет найти решение в проблеме воспитания и привлекает к организации воспитательной работы. Целью работы с родителями является превратить интерес детского сада в интерес семейный, сделать родителей своими союзниками и помощниками. Формы работы с родителями, которые проводятся в группе: консультации, родительские собрания, мастер класс, ширмы передвижки, открытые мероприятия, почтовый ящик, акции.

На мой взгляд, одной из форм работы с родителями, которая отличается оригинальностью, востребованностью, интерактивностью, является акция. Она направлена на сотрудничество семьи в решении проблем, образования и воспитания детей, повышение роли в ответственности родителей в делах гражданского образования и воспитания ребенка.

Акция – это мероприятие, которое призывает к оказанию помощи. Акция охватывает всех родителей группы детского сада. Каждая акция, которая проводилась, имеет своё название (девиз). Перед родителями стояли такие задачи: повышение педагогической культуры родителей.Приобщение родителей к участию в жизни детского сада, через поиски внедрения наиболее эффективных форм работы, изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания. Вовлечение родителей и детей в активную практическую деятельность.

Акции проводила со всеми родителями и детьми. По продолжительности: 1 месяц, связанные с календарным планированием. Первоначально изучив литературу, мною был разработан и составлен ход и перспективный план работы с детьми и родителями. Ход работы таков:

  1. Определение темы
  2. Составление плана работы
  3. Работа с детьми
  4. Работа с родителями.
  5. Поощрение родителей и детей за участие в проведении акции (грамоты, благодарственные письма).

В начале года родителей познакомила с перспективным планом, о проведении акции, где они единогласно проголосовали «за» их участие.

«Проведение акции с детьми и родителями»

В сентябре была проведена первая акция «Подари книгу». Главной целью этой акции было обогащать предметно-пространственную среду в группе. Задачи: прививать любовь и интерес к книге. Работа с родителями и детьми, в которой, проводилась экскурсия в библиотеку; оформление книжного уголка в группе; книжки – малышки для малышей; консультация «Детские писатели детям»; брошюрки «Читаем дома»; памятка о книгах для детей; подарки для группы. Результатом после проведения акции стало: пополнение книжного уголка в группе.

В октябре месяце посчитала нужным провести акцию «Осенний калейдоскоп» . Целью, которой было: формировать интерес к природе. Задачи: расширять знания детей об овощах, их кругозор. Расширять представление детей об осени. Была проведена работа с родителями и детьми: изготовление поделок из природного материала; поделки «Сударыня картофелина»; мастер класс «Поделки из овощей и фруктов»; оформление выставки поделки из овощей и природного материала (конкурс). Итогом акции стало оформление выставки для развлечения «Осенние чудеса».

В ноябре месяце, мы выяснили с детьми, что птицы нуждаются в помощи и была проведена акция «Помоги птицам». Цель, которой: формирование экологических знаний дошкольников о зимующих птицах, бережное отношение к ним. Задача заключалась в формировании экологической культуры, научить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц. Работа с родителями и детьми: занятие «Наши пернатые друзья»; аппликация зимующие птицы; организация столовых для птиц (развешивание кормушек); изготовление кормушек (выставки); изготовление плакатов «Помоги птицам». В результате, благодаря проведенной акции папы изготовили кормушки своими руками, которые развесили вокруг детского сада.

В декабре провели акцию «Новогодняя сказка» в связи с развлечения наступающего Нового года, це лью было оформить группу, раздевалку к новому году. Задача, которой находить нестандартные подходы к оформлению группы и окон; создать благоприятные условия для воспитания эстетических, нравственных качеств домов; праздничная атмосфера внутри ДОУ. В ходе работы с родителями и детьми стало вырезывание снежинок для украшения группы; макет в группе по сказке «лисичка сестричка, серый волк»; совместное украшение группы к новому году; изготовление с родителями «Мой любимый сказочный герой»; подарок родителей (помогите Деду Морозу исполнить подарок детей). В итоге акции оформили группу к Новому году, нарезали разнообразные снежинки для украшения окон, сделали выставку мой любимый сказочный герой.

В связи с ДТП особенно в зимнее время, провели акцию «Ребенок-пассажир». Целью, которой была профилактика детского дорожно транспортного травматизма. Была поставлена задача: сохранение жизни и здоровья маленьких пассажиров, профилактика ДТП. В ходе работы с родителями и детьми: рисование «Мой автомобиль»; изготовление листовок «Пристегни меня»; выставка «Светоотражающие элементы»; газета «Мой ребенок в автомобиле»; гость группы (инспектор); анкетирование «Безопасность маленького пассажира». Закрепили результат по правилам дорожного поведения, родители стали более ответственными при перевозке своих детей.

В нашей группе поставлена задача нравственно-патриотического воспитания, в связи с этим провели акцию «Моя семья». Целью, которой учить любить и уважать близких. Была поставлена задача, познакомить детей со своим «деревом семьи». Провели работу с родителями и детьми: беседа «Чем мы с семьей занимаемся вечером»; рисование «Моя семья»; дерево семьи; создание герба своей семьи; изготовление поделок «Папа может всё что угодно». В итоге дети вместе с родителями изготовили и познакомились с древом семьи и гербом.

Продолжили работу по нравственному воспитанию и провели акцию «Птица дружбы и добра». Цель: формировать представление, что такое добро и зло. Работа с родителями и детьми: макет «Волшебного дерева»; изготовление птицы своими руками; конкурс «Самая необыкновенная птица»; рисование сказочных птиц. В результате: дети четко различают плохие и хорошие поступки, понимают понятие дружба, зло.

Во всей стране отмечается праздник день Земли и в связи с этим в группе провели акцию «Земля наш общий дом». Цель которой формировать экологические знания дошкольников. Задача расширять знания детей о планете Земле. Беречь природу нашего родного края. В ходе работы с родителями и детьми провели тематическое развлечение «Земля наш общий дом»; изготовление поделок на выставку «Мусорная фантазия»; дефиле костюмов из бросового материала; проведение субботника в ДОУ; изготовление плаката, листовок «Берегите планету земля» (жители города Слободского). Результат: дети узнали, почему нельзя загрязнять нашу планету, приняли участие в выставке поделок «Мусорная фантазия, и костюмов из бросового материала».

В мае провели акцию «Посади дерево». Цель, которой воспитание экологической культуры, озеленение территории ДОУ. Работа с родителями и детьми заключалась в изготовлении плаката «Берегите природу»; посадки саженцев и деревьев с детьми. В итоге посадили саженцы и деревья вокруг детского сада и изготовили плакат «Берегите природу».

После проведенной работы заканчивались акции словами благодарности и благодарственным письмом в адрес родителей, которые вывешивала в родительском уголке.

По результатам работы родители получили много новых знаний и научились правильно вести наблюдения. На мой взгляд, работа с родителями в акции дала положительные результаты. Родители стали активными участниками педагогического процесса и помощниками педагога.

Анализ совместных мероприятий показывает: родители стали проявлять искренний интерес к группе, эмоционально поддерживать своего ребенка.



 

Возможно, будет полезно почитать: