Конспект урока изготовление тряпичной куклы. Конспект занятия «Тряпичная кукла Закрутка. I. Организационный момент
Описание материала : предлагаю вам конспект занятия для детей 10-13 лет. Данный материал будет полезен для проведения тематических занятий, направленных на воспитание народной культуры, развитие интереса к народному творчеству.
Цель: развитие интереса к истокам народного творчества.
Задачи:
Образовательные : сформировать представление о русской тряпичной кукле, об истории её возникновения.
Развивающие : развивать творческое мышление, память, наблюдательность.
Воспитательные: воспитывать интерес к памяти предков, своей истории.
Демонстрационный материал: тряпичные куклы, материалы для их изготовления.
Ход занятия.
2. Лекция педагога.
Издревле на Руси для того, чтобы оградить себя и свой дом от злых духов и болезней, люди изготавливали обереги в виде кукол. Каждую куклу- оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух, который в дальнейшем будет оказывать плохое влияние на хозяина и дом. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.
Обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток. Её "крутила" мать для дочери, ждущей ребенка. Когда появлялся малыш, куклу клали ему в колыбель. Тогда, по поверью, у кормилицы всегда было молоко, и ребенок рос сытым и здоровым.
Крестовушку делали на Троицу. Она символизировала Троицкий Семик - единство девушки, креста и березы. Как на березу, на куклу повязывали ленточки, крест делали из березовых веточек. Такую куклу ставили в доме на Троицу на видное место.
Здравницу (травницу ) делали как оберег здоровья. В зависимости от недуга ее наполняли полезной, душистой травой и ставили к кровати у изголовья, рядом с теплым местом. От куклы исходил травяной дух. Запах сосны, чебреца, ромашки убивал вредных микробов, укроп, мелисса, душица успокаивали, запах герани и мяты снимал усталость. С такой куклой дети меньше болели.
Кувадка была одной из первых кукол, которую видел ребенок. Её "крутили" из лоскутка яркой цветной ткани. Подвешивали таких куколок над колыбелью, как погремушки. Число кувадок в связке было обязательно нечетным. Считалось, что только тогда они будут оберегать малыша.
Зерновушку делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам в Красный угол. На следующий год она должна была принести хороший урожай. Такую же куклу делала молодая женщина, если у нее долго не было детей. И через год, по поверью, у нее должен был родиться ребенок.
Покосницу "крутили" к сенокосу. Кукла была нарядной, яркой. Издавна в деревнях покос считался праздником. Крестьяне, отправляясь косить, надевали светлую праздничную одежду. Руки у этой куклы старательно перематывали красной обережной нитью. Такая куколка оберегала руки косцов от ран.
Были оберегом семейного счастья. Их делали на свадьбу и хранили всю жизнь. Общая перекладина в виде рук символизировала единство жениха и невесты, кисточка - первенца в семье. С появлением второго и последующих детей кисточки добавлялись. Красный цвет придавал кукле обереговую силу.
Чтобы успеть выполнить всю домашнюю работу, придумали женщины себе помощниц - многоручек. Таких кукол делали в день Покрова, когда заканчивались работы в поле и женщины садились за рукоделие. Каждой руке наказывали, в каком деле она должна быть помощницей. Кукла - шестиручка оберегала мастерицу в работе, помогала ей по хозяйству.
Делали в Сильвестров день рано утром всей семьей. Куклы сворачивались из лоскутков ткани разного цвета и перевязывались красной нитью. Каждая из них символизировала человеческий недуг и имела свое имя: Ленея, Авея, Агнея, Ледея, Желтея, Немея, Ветрея, Трясея, Глухея, Глядея, Дряхлея, Дремлея - всего 12 штук. Подвешивались куклы на нитке над печной трубой или дверью. По поверью, в этот день из преисподни вылетали злые лихорадки. Они влетали в дома, принося с собой болезни, но, увидев этих кукол, улетали прочь.
О куклах - оберегах слагали сказки, в которых они охраняли, спасали, давали мудрые советы, выполняли работу за своих хозяек. В русской народной сказке "Василиса Прекрасная" тряпичная кукла во всем помогает Василисе: "Василиса сама, бывало, не поест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, когда все улягутся спать, она запрется в своём чуланчике и потчует её, приговаривая: "На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?" Куколка покушает, да потом и утешит её в горе и даст ей советы, а наутро всякую работу за Василису справит…"
Татьяна Коршева
Введение
Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Что такое кукла ? В словаре русского языка С. И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека , она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы берёт на себя серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаённым эмоциям. Каждая девочка любит играть в куклы , да и многие взрослые женщины не отказались бы вернуться в детство. Не зря же на Руси существовало поверье : «Чем дольше девочка играет в куклы , тем счастливее она будет». Но в древние времена славянские куклы служили и мощными оберегами и сопровождали наших предков с рождения до смерти.
Была даже такая примета – когда дети много и усердно играют в куклы , в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, в доме быть беде. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек , так как кукла считалась ещё и символом продолжения рода. На Руси считалось плохой приметой прерывать игравшего ребёнка. Чем дольше дети играли в куклы , тем спокойнее была атмосфера в семье.
Традиционной игрушкой в быту русской деревни в крестьянских семьях с давних времён была тряпичная кукла . В иных домах их до ста штук накапливалось. Играли в куклы до 7-8 лет все дети , пока ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки – юбки, их роли и сами игры строго разделялись.
Изготовление кукол было сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Все куклы изготавливались без ножниц, иголок и ниток. Использовались не только тряпочки, и глина, дерево, кость, солома и даже творог.
Однако все славянские куклы обереги были похожи в одном : у них не было лица. Кукла без лица считалась предметом неодушевлённым, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредной. Кукла изготовлялась быстро : туго скручивались тряпочки или солома, перевязывались верёвочкой, надевался платочек, и кукла готова .
На Руси, да впрочем, и у всех славянских народов . Было большое многообразие кукол.
Цели :
Развивающая : воспитание в учениках любви к Родине, ее истории и национальной культуре. Приобщение к традициям семейного уклада наших предков.
Дидактическая : Знакомство учащихся с многообразием традиционных русских кукол – оберегов.
Воспитывающая : Развитие творческой фантазии, познавательной активности и художественного вкуса.
Задачи урока :
Сформировать понятие о народной кукле , ее разновидностях и типах.
Научить простейшим приемам изготовления куклы без использования иголки.
Вид урока : комбинированный – Теоретическая часть и практическая работа.
Объект работы : Кукла – пеленашка , выполненная из натуральных тканей без использования иголки.
Материально-техническое оснащение :
Презентация, проектор, экран;
Куклы различных типов ;
Хлопчатобумажная ткань различных расцветок и белая, суровая нить, тесьма или ленточка.
Ход урока:
Теоретическая часть :
Здравствуйте, садитесь.
Сегодня мы познакомимся с замечательным видом народного творчества и на практике освоим приемы работы по изготовлению кукол – оберегов.
С самого раннего детства вас окружают игрушки, большинство из них изготовлены на заводе. Чаще всего такие игрушки изготовлены из синтетических материалов, они имеют стандартную форму и окраску. А вот игрушки, которые мы сейчас увидим, все разные, потому что они сделаны вручную . С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа . Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию : считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой . По старинным поверьям, в кукле без лица (т. е. без души) не может поселиться нечистая. Большинство кукол на Руси были оберегами. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
Сейчас мы с вами познакомимся с такими куклами .
Пеленашка - Когда женщина ждала ребенка, изготавливала куклу и клала в люльку , что бы та согревала ее. А когда рождался ребенок, подвешивала пеленашку над люлькой, чтобы малыш смотрел на неё и не плакал, пока мама занята делами по хозяйству.
Неразлучники - Муж и жена - две половинки одного целого. Их дарили молодым на свадьбу. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни. Кукол изготовляли подруги невесты из лоскутков белой, красной ткани, используя обрывки разноцветных нитей.
Крупеничка - эту куклу делали полной с большим животом. Она символизировала богатство - хороший урожай хлеба. Поэтому и набивалась кукла пшеницей или гречей .
Вепсская кукла (капустка, рванка) - это обрядовая кукла , символизирующая плодородие и достаток. Она охраняла ребёнка с колыбели. С этой куклой устраивали обрядовые проверки парней : смотрели, как парень берет эту куклу , на что обращает внимание, готов ли к женитьбе.
Закрутка-Кувадка (или Кувадка) – одна из самых простых обережных куколок. Ее делали накануне рождения ребенка (за две недели максимум) и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Позже кукол стали укладывать в колыбельки. Кувадки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками.
День и Ночь – связанные одной веревочкой две куколки разных цветов (черная и белая, позже – синяя и белая, подвешивались к потолку. Они упорядочивали семейную жизнь и, заодно, внутренний мир своих обладателей.
Домашняя Масленица– её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. "Домашняя Масленица ’’символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, "Домашней Масленицей’’встречали жениха и невесту.
Мартинички- раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда "закликания"весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами : из белых ниток– символ уходящей зимы, из красных– символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев.
Некоторые обрядовые куклы были лечебные . Это Козьма и Демьян. Изготавливали их из лечебных трав : тысячелистник, ромашка и других трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата – погодки. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение. Но однажды один из братьев взял за работу немного еды. Другой брат очень обиделся на него и просил после смерти похоронить их в разных местах, но народ рассудил по– своему . Ведь еда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому их захоронили вместе. За добрые поступки их возвели в ранг святых. Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили благо и здоровье в дом.
Десятиручка - кукла , предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж) . Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы , соломы, лыка и красиво оформляли.
Лихоманки- куклы особенные ,это своего рода приманки. Их роль – привлечь к себе внимание злодейки-болезни залетевшей в дом. Верили наши бабушки, что залетит злой дух болезни в дом в поисках своей жертвы, увидит ярких нарядных кукол Лихоманок, подумает, что это человек, и вселиться в одну из них. Поэтому кукол Лихоманок делают из ярких, очень бросающихся в глаза тканей.
Слайд № 9, 10, 11.
Практическая часть :
А теперь ребята я вам предлагаю самим сделать куклу пеленашку . Демонстрация схемы изготовления куклы и пошаговая инструкция.
Эта кукляшка - пеленашка делается быстро и очень просто. Отрываем полоску ткани шириной не более 5см. Цвет ткани : от белого, до бежевого,
Пелёночку делаем размером немногим больше самой скатки - лялечки. Подойдёт ситец с мелким рисунком или однотонный. Детали все отрываем, не режем
Укладываем лялюшечку прямо посередине пелёночки.
Верхним срезом пелёночки огибаем голову нашему младенчику. Край можно чуть-чуть подогнуть, чтобы не свисала бахрома. Все складочки на пелёнке формируем симметрично, равномерно.
Заключение :
С обрядовыми куклами никогда не разрешалось играть. В крестьянской семье скапливалось до 500 обрядовых кукол. Хранились они в ларце или туеске подальше от чужих глаз. И если в дом приходила беда, доставали определенную куклу и просили у нее благополучия, а потом снова убирали на место.
Литература
1. Берстенева Е. В, Н. В. Догаева, «Кукольный сундучок» , Белый город, 2010 г.
2. Дайн Г. Л., М. Б. Дайн, «Русская тряпичная кукла » , Культура и традиции, 2007 г.
3. Даль В. И Толковый словарь живого великорусского языка. - М, 2009.
4. Забылин М. «Русский народ » , М, 1992;
5. Котова И. Н., Котова А. С. "Русские обряды и традиции. Народная кукла " - СПб. ,2006;
6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М, 1996.
7. Ушаков Д. Н. Толковый словарь. - М, 1998.
8. И. Н. Котова, А. С. Котова. «Русские обряды и традиции. Народная кукла » . Санкт-Петербург. «Паритет» . 2003г
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Тема урока: «Обрядовая кукла». В теме «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках» .
Цель урока :: Пробудить познавательный интерес к народным традициям, духовным ценностям народа нашей страны, познакомить учащихся с русской обрядовой куклой, с элементами украшения; изготовить традиционную русскую куклу-берегиню «Желанницу»
Тип урока : комбинированный, с использованием ИКТ.
Форма урока: На уроке используется индивидуальная, парная и групповая работа, сообщения учащихся.
Методы ведения занятия: беседа, рассказ-объяснение с презентацией, показ наглядностей, демонстрация трудового приема, самостоятельная работа учащихся.
Дидактическое обеспечение: образцы кукол, инструкционные карты.
Оборудование: компьютер, проектор
Межпредметне связи: изобразительное искусство, история, литература.
Ключевые слова: тряпичная кукла, кукла-закрутка, игровая кукла, обереговая кукла, обрядовая кукла.
Оформление в классе: выставка “Народная кукла”
Звуковой ряд:
● вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;
Материалы для работы: Лоскут ткани ≈ 20x20 – белого цвета (ткани все х\б), разноцветные кусочки ткани, тесьма, кружева, ленты, нитки белого цвета х/б, нитки-мулине красного цвета, ножницы, нитки.
План урока:
1.Организационный блок (2 мин)
2.Мотивационный блок) (6 мин)
3. Информационный блок (7 мин).
4.Физминутка (1мин)
5.Аналитический блок (практический). (20 мин) 6.Выставка и оценивание работ (3мин) 7.Информация о домашнем задании (2 мин) 8.Рефлексия. (3 мин)
Тема урока: «Обрядовая кукла ».
Задачи: Образовательная : закрепить знания геометрического орнамента на глиняных игрушках; способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства; формировать умения и навыки учащихся при использовании различных художественных материалов;
Развивающая: Развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное ; использование в собственной художественной деятельности различные материалы, развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся;
Воспитательная : воспитывать художественно-образное мышление, интерес к русскому народному творчеству; приобщение учащихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, через использование декоративной символики как обозначении жизненно важных для человека смыслов.
Здоровьесберегающая:
Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности
Планируемые достижения:
Предметные: ученик научится осознанно понимать условно-символический характер народного декоративного искусства; самостоятельно изготавливать традиционную русскую куклу-оберег;
Личностные : осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров и работ учащихся.
Метапредметные(УУД): Личностные: у обучающегося будет сформировано проявление эмоциональной отзывчивости на роль искусства в эстетическом и интеллектуальном развитии, осмысленное эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов –символов народного искусства для дальнейшего использования в учебно-познавательной деятельности знаково-символической формы.
Познавательные: научится выделять познавательные цели о характерных особенностях славянской символики, поиску информации в учебнике и средствах ИКТ. выбирать способы решения: поиск композиции; выбор материалов; знаково- символических изображений; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, составлять цельный образ из характерных элементов - символов. Регулятивные: ученик научится определять проблему и правильную постановку учебной задачи; адекватно оценивать свои возможности самостоятельной деятельности, добывать новые знания.
Целеполагание: Будет уметь планировать свою учебно- познавательную и практическую деятельность; Будет иметь возможность прогнозировать и предвидеть конечный результат.
Коммуникативные: Научится развивать навыки сотрудничества, разрешения конфликта, принимать участие в работе парами и группами, получит возможность воспринимать различные точки зрения, с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, управлять поведением партнера.
Домашнее задание . Русские народные обряды. Индивидуальные задания по просьбе учащихся, рекомендации. Занести в словарь и выучить определения, найти в интернете понятие «оберег» и рассказать о значении в народном творчестве, сделать презентацию «Обрядовые куклы».
Оборудование:
Для учителя: 1. образцы традиционной русской куклы-оберега, открытки; 2.Карточки- опросники; 3.мультимедийная презентация «обрядовая кукла» .
4.Сундучок
Для учащихся:
1.Справочный материал, карточки
2.Лоскут ткани ≈ 40x25; 20*20 – белого цвета (ткани все х\б);
3. Разноцветные кусочки ткани для юбки – 15 x25 см; 8 x10см;
4. треугольный лоскут яркой однотонной ткани для косынки ½ 15x15см;
5.Тесьма, кружева,ленты;
6. Нитки белого цвета х/б, нитки-мулине красного цвета;
7.Ножницы;
8.Правила техники безопасности.
Музыкальный ряд:
1.вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;
«Золотое кольцо» Н. Кадышева
«Русская песня» Н. Бабкина
Л. Зыкина, народные песни
Литературный ряд:
1.Стихи о обрядовых куклах; 2.Сообщения (о традиционных обрядовых куклах) учащихся выполненные дома (заранее)
Индивидуальная работа : во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ этапов выполнения работы, оказывает помощь учащимся.
Оценочное ориентирование : перед практической частью учитель озвучивает, какую оценку ученик может получить за правильно выполненную работу и что
Для этого необходимо.
Этапы урока
1. Организационный момент.(2 мин)
Проверка готовности учащихся к уроку.
Мобилизующее начало урока:
Добрый день 5 класс
Мне приятно видеть вас
Встаньте ровно, подтянитесь
И друг, другу улыбнитесь
Молодцы теперь садитесь
Прежде чем начать урок мы попросим выйти из класса лень, рассеянность, страх, а позовем на помощь кого? смелость, сообразительность и вдохновение.
Для успешной работы нам просто необходимо хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу и приступим к работе.
2.Мотивационный блок (5мин)
-Актуализация знаний. Введение в тему (2мин)
Ребята, а чтобы узнать, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии, я предлагаю вам отгадать загадки.
Это детская площадка.
Мячик здесь, ведро, лопатка.
И мальчишки, и девчушки
Принесли с собой... (игрушки)
У моей сестренки - дочка:
Кудри, розовые щечки.
Если доченька болеет,
То сестра ее жалеет.
Эта дочка - понарошку,
Ведь сестра пока что крошка. (Кукла)
Да действительно речь сегодня пойдет об игрушках а, именно о куклах.
Ребята, а вы любите играть в игрушки? А что вы испытываете, когда играете в игрушки?
В игрушки вы играете сейчас и играли во все времена.
Слайд-2,3
Но и куклы бывают разные и назначение у них разное. Есть куклы игрушки, А какие еще? Как вы думаете? Давайте посмотрим на экран: вот куклы сувенирные, статуэтки, ростовые куклы, куклы для кукольного театра, и еще куклы- манекены которые демонстрирую нам одежду на витринах магазинов, и еще куклы обереги. Вот о них сегодня у нас с вами и пойдет речь.
Слайд-4
А как вы думаете, что такое оберег?
Оберег - это предмет или символ, призванный защищать своего владельца и его дом от бед, приносить в дом счастье и достаток.
Вопросы:
-Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь сегодня на уроке?» Слайд №5 (тема урока)
Русская тряпичная куколка простая.
Славила Россию игрушка удалая.
Бодрая, веселая, немного озорная,
А по нраву русская, значит нам родная.
-Определение целей урока (2 мин)
Исходя из темы, сформулируем цели урока:
Почему, на ваш взгляд, ребята, мы будем изучать тему «Ообрядовая кукла- оберег?
3. Информационный блок (8мин)
Изучение нового материала (Восприятие учащимися учебного материала).
Чтобы познакомиться с русскими традициями
Чтобы познакомиться с русской обрядовой куклой, с элементами украшения; изучить технологию изготовления традиционной русской куклы-берегини
Учитель: Кукла имеет многовековую историю. Появившись в далеком прошлом, тряпичная кукла сохранила отголоски древнейших представлений и верований. В ней отразились народные представления о мире, добре, красоте. Они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь большому урожаю. Так и появились первые куколки-обереги. Кукла была берегиней, хранительницей доброго духа. Бергиня – от слова «беречь», «оберег». Человек брал такую куклу-берегиню, три раза оборачивался против часовой стрелки и приговаривал: «Отвернись злом, повернись добром».
Малышей с пяти лет учили самих делать таких кукол. В наряде куклы всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья и радости. Еще древние считали, что красный цвет обладает охранительным действием, оберегает от сглаза и травм.
Кукла была с человеком всю его жизнь. Оберег давали в дорогу мужу, сыну или брату…
Изготовление кукол было делом сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Для изготовления куклы наши предки использовали не только ткань, но и солому, глину, мочало, нитки, бересту, украшали ее яркими лентами, бусами, бисером.
Куклы были самые разные, но одно было общее: у славянских кукол не было лица. Как вы считаете, почему кукле не делали лицо?
Ответ: (Считалось, что нельзя, чтобы кукла слишком уж походила на человека.
Ведь у человека есть душа, а у куклы внутри пусто.
Вот в эту пустоту и может вселиться какой-нибудь злой дух).
Учитель : Вы получили задание на дом: узнать о разновидностях славянских кукол.
Собрались как-то девчушки
Озорные хохотушки,
Посидеть и поболтать,
В куклы вместе поиграть…
Вдруг глядят - сундук стоит! (педагог достаёт сундучок с куклами)
Что же он в себе таит?
Не простые в нем игрушки!
Обереги - наши куклы!
Чтобы их узнать поближе-
Надо всем нам сесть потише…
И прислушаться к девчушкам,
Развеселым хохотушкам!
1.Ученик: (слайд-6) Кукла следовала за нашими предками с самого их рождения. Еще до появления ребенка на свет, мать делала куколку Пеленашку , тщательно соблюдая одно условие - изготовить ее без ножниц и иголки: ведь куколку эту нельзя было ни уколоть, ни порезать - считалось, что в ней сохраняются материнская любовь и забота.
Гости смотрели на ребенка и на куклу и говорили, обращаясь к кукле: "Ой, до чего кукленок-то хорош!", - чтобы не сглазить ребенка.
2.Ученик:( слайд 7) Чтобы воздух в доме был чистый, изготавливали полезную куколку «Кубышку-Травницу» . Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка. Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.
3.Ученик: (слайд 8) Свадебную куклу делали на свадьбу и ставили в свадебный пирог.
Она была оберегом красоты невесты.
Почему в наряде куклы преобладает красный цвет?
(На Руси красный цвет считался обережным цветом и цветом, дающим жизненную силу). Сейчас эту куколку дарят и замужним женщинам с пожеланиями Красоты и молодости, жизненной силы.
4. Ученик: (Слайд-9) Мощной защитой против злых сил считались свадебные куклы-неразлучники , которые подвешивались впереди повозки молодоженов. Две эти тряпичные куклы изготавливались подругами невесты, и олицетворяли мужское и женское начало.
Учитель : В чем особенность этих кукол?
Ученик: Отличительной особенностью неразлучников являлась общая рука, основой для которой служила длинная деревянная лучина. Общая рука, как и само название оберега, говорило о том, что супруги неразлучно должны идти по жизни "рука об руку").
6.Ученик: (Слайд 10) Филипповка или кукла «Десятиручка» - это самая нужная куколка. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие.
Учитель: Для чего кукле делали много рук?
Ученик: Имея множество рук, она помогает женщине в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д.
7. Ученик: (слайд-11) Кукла Перевертыш, Девка-баба. Девка-Баба - в народе ее еще называют Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол потому, что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.
Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А Баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом.
Кукла Девка-Баба отражает две сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.
8. Ученик: (Слайд-12) Кукла День и Ночь (она относится к двуликим или парным куклам ). Как правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей темных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань-ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером- темной (на ночь). Говорили: «День прошел, и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь».
9.Ученик: (Слайд-13) Лихорадки (лихоманки, трясавицы) выманивали из дома беду и болезни.
10.Ученик: (Слайд-14) Купавка делалась в день Аграфены Купальницы для избавления от недугов.
11.Ученик: (Слайд-15) Кукла «Зерновушка» - это оберег на сытость и достаток в семье. Первые горстки при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе куколки. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном нового урожая. Её наряжали и бережно хранили в красном углу рядом с иконами. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье. В голодное время брали крупу из куколки и варили кашу. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живёт семья. Если куколка была худа, значит в семье голод. И сегодня эта куколка поможет Вам иметь достаток в доме.
Ученик: Будем знать теперь и мы-
Куклы тайнами полны!!!
И дома оберегают,
И удачу зазывают,
Куклы в доме всем нужны-
В них секреты старины…
Учитель : Все эти и другие куклы были оберегами для славянских народов.
А вы любите загадывать желания?
Слайд-16
Тогда для вас традиционная русская кукла Желанница. Такая подружка - кукла
Желанница - была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь желание, а когда оно исполнится, нанижешь на поясок вокруг куколки бусинки и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры... Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.
«Желанница» приносит в дом счастье и исполняет желания. А сейчас подумайте и ответьте:
1.По вашему мнению, можно ли играть с куклой – берегиней как с обычной игрушкой?
2.Как вы будете прикасаться к берегине?
3.А у вас появилось желание сделать куклу-берегиню Желанницу?
4. Физкультминутка (2 мин.)
- Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – успокоиться и сесть.
5. Аналитический блок (практический). (20 мин)
- Вспомните, чему мы должны научиться?
Изготовлению традиционной русской куклы-берегини «Желанници»
Отгадайте, девочки, загадку:
Что более всего пригодится вам сегодня, чтобы самостоятельно изготовить куклу-берегиню:
Мы проворные сестрицы
Две сестрицы – мастерицы,
Пишем, шьём, рисуем, вяжем,
Про себя мы вам расскажем . Ответ: (руки).
Для изготовления куклы – оберега нам понадобятся материалы, инструменты и приспособления. А вот что именно нам понадобится, вы догадаетесь, когда разгадаете мои загадки:
Ткани я цветной кусок – называюсь…. (лоскуток).
Птичка невеличка
Носиком нырнёт,
Хвостиком вильнёт,
Дорожку проведёт
(иголка).
Она соединяет детали изделия между собой (нить).
Смотрите: мы раскрыли пасть,
В неё бумагу можно класть.Бумага в нашей пасти Разделится на части
(ножницы).
И так, для изготовления куклы-берегини нам понадобятся (Слайд 18):
Ткань белая, ручная игла, катушка белых ниток, атласная лента, цветная ткань,
ножницы
Перед началом исполнения задания соблюдайте правила ТБ при выполнении ручных работ. Давайте их повторим:
2. Во время работы:
быть внимательной, работать иглой аккуратно, чтобы не проколоть палец руки;
вкалывать иглы только в игольницу;
класть ножницы справа, с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
Этапы изготовления куклы-берегини.
Начинаем работать, помогаем друг другу, не мешая остальным.
Контроль
-индивидуальный
-выборочный
Организует взаимопроверку, обсуждение способов решения поставленной задачи.
(Учитель обговаривает каждый этап изготовления куклы).
Учитель: 1 этап . Возьмите лоскут белой ткани размером 60*60 см и скрутите трубочкой
(слайд 19).
2 этап. Полученную трубочку согните пополам, от верха согнутой трубочки отложите 4-5 см, возьмите нитку и туго замотайте трубочку на расстоянии 4-5 см от места сгиба. У нас получится голова (слайд 20). В отверстие головы подложите немного ваты, чтобы голова получилась круглой.
3 этап. Возьмите лоскуток белой ткани размером 30*30 см, согните ее треугольником, во внутрь треугольника подставьте заготовку-трубочку, чтобы в центре оказалась голова (слайд 13).4 этап. Возьмите нитки и закрутите их в том месте, где мы наметили голову куклы.5 этап. Затем отведите в стороны концы треугольники. Это будут руки куклы. С помощью нитки отметьте на заготовке кулачки. Для этого отступите от кончиков 1 см и скрутите это место ниткой.
6 этап. Теперь нужно нарядить нашу куклу. Возьмите цветной лоскуток прямоугольной формы, в иглу заправьте двойную нить и завяжите узел. Отступите от длинного края 3-5 мм и проложите на лоскуте прямой намёточный шов. Присборьте лоскуток ткани на нитке, немного потянув её, чтобы получилась юбка для куклы (слайд 24).
7 этап. Теперь юбку оденьте на куклу и закрепите её с обратной стороны, на спине (слайд 17).8 этап. Из небольшого прямоугольного лоскута другого цвета вырежьте фартук и приложите его к передней части юбки, затем закрепите 2-3 стежками на спине.
9 этап. Закрепите юбку и фартук на поясе куклы с помощью атласной ленты, которую завяжите на бантик с задней стороны куклы. Завяжите кукле косынку, которую сделайте из цветной треугольной ткани.
Завязывая пояски на туловище куклы, загадывали желания и приговаривали:
Чтобы в доме был достаток,
Чтобы хлеб всегда был сладок,
Чтобы рыба шла к вам в сети,
Чтоб здоровы были дети!-
А вы теперь продолжайте…..
Подумайте, что бы вы хотели пожелать себе и своим близким и, загадывая желания, привязывать на ручки кукле. Мы для этого используем ленточки.
Говорят, желания обязательно сбудутся!
Учи Учитель: Вот какая кукла-берегиня у нас получилась! (показывает готовую куклу).
Давайте устроим выставку ваших куколок.
(ученики показывают своих кукол – берегинь, выставляют их на отдельном столе).
Пусть они оберегают вас и живут вместе с вами в ваших домах.
Стих о кукле читает ученик
Эту куклу-берегиню
Любит издавна народ.
Если в доме есть она
Беда, печаль вам не страшна.
Эта кукла–берегиня
Обладает тайной властью.
Издавна любой народ
Сберегает от напастей.
Эту куклу вам вручаю
И от всей души желаю:
Пусть она вас бережет
Счастье в дом ваш принесет
Закрепление знаний.
Учитель : А теперь давайте поведем итог практического занятия.
Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:
1. Ребята, о чём мы сегодня узнали на уроке?
2. из чего изготавливается кукла – оберег?
3. какие инструменты, материалы и приспособления мы использовали для изготовления куклы?
Ученик: Куклы возникли в глубокой древности, они служили обрядовым символом. Им приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.
Ученик: Кукол изготавливали из ткани, соломы, глины, мочала, ниток, бересты, украшали ее яркими лентами, бусами, бисером
Ученик : ткань белую и цветную, нити, ленты, ножницы.6.Выставка и оценивание работ (3 мин)
7.Домашнее задание (1 мин)
8. Самооценка. Рефлексия .(2 мин)
Учитель:- Предлагаю оценить свою работу на уроке
по 5-балльной системе.
Интересно ли вам было на уроке, комфортно ли вы чувствовали себя, довольны ли вы своей работой?
Для ответа можете использовать клише или дать другой ответ.
Продолжите фразу:
«На уроке я узнал…»
«Мне на уроке удалось…»
«Самым интересным на уроке было…»
Сегодня на уроке вы были активны, внимательны и старательны. Самое главное, что вы работали дружно, выручали друг друга, помогали исправить ошибки.
Ребята, давайте подарим нашим гостям обрядовую куклу.
Учитель: Закончить урок разрешите словами Александра Твардовского –
«У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей - пусть самой скромной и непритязательной красотой, предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к этой большой родине, что обнимает все малые и в великом целом своем - для всех одна».
Досуг: «Из истории возникновения куклы»
Мастер класс: «Куклы-зерновки»
Провели: Шмакова Л. И.
Заволокина Н. Е.
План проведения мероприятия.
Дети входят в музей, осматриваются.
Воспитатель-экскурсовод начинает рассказ о куклах, плавно подводя детей к экспозиции «Куклы своими руками»
Во время экскурсии дети читают стихотворения, поют колыбельные песенки, рассказывают потешки.
Изготовление детьми кукол-зерновок.
Игры детей с куклами в игровой комнате.
Ребята, мы с вами пришли в какую-то загадочную комнату. Кто знает, как она называется? (Музей кукол). Правильно, это-музей кукол. Здесь живут куклы, приехавшие к нам из разных уголков нашей необъятной планеты. А вот ребята, наша любимая кукла, Даша. С ней мы встречаемся каждый день и с радостью играем. Давайте вспомним стихотворение о кукле.
Дети читают стихотворение «Кукла» Г. Бойко .
Этой куклы кто не знает?
Лучше куклы не найдешь.
Сразу глазки открывает,
Только на руки берешь.
И хоть слез у куклы нету, Я надену кукле бусы,
Плачет девочка моя: Платье новое сошью.
«Мама, мама! Где ты? Где ты?» Не вести же мне к бабусе
Ну, а мама-это я. В старом куколку мою.
Сейчас мы в магазине можем купить любую куклу, а вот давным-давно, когда люди жили еще в пещерах, у детишек вообще не было игрушек. Они играли камешками, веточками, травинками и другими природными вещами. Дети наблюдали за жизнью взрослых и пытались перенести все увиденное в игру. Мальчики делали орудия труда, а девочки, подражая мамам, качали на руках самодельных кукол.
Но все же первая кукла появилась не как игрушка, а как оберег. Люди веровали, что она убережет жилище от всего дурного. У кукол не было лица, а порой и рук, но люди очень ими дорожили. Мамы для своих дочек мастерили кукол буквально из всего: из кусочков меха, ткани, теста, из веточек, соломы, сена. Куклы, сделанные своими руками, немного волшебные и иногда могут исполнять ваши желания. В них люди вкладывали свою любовь, энергетику.
Девочки с радостью играли своими куклами, подражая мамам. Они кормили их, укладывали спать и пели песенки. ( Как называются такие песенки?) Правильно, они называются - колыбельные.
Дети рассказывают и поют колыбельные песни.
Колыбельная кукле. П. Образцова.
На постель - перинку,
Белую простынку постилаю я.
Спит уже Иринка – куколка моя.
Ты, сверчок, потише стрекочи в углу.
Тише, тише, тише, не скребитесь, мыши, в кухне на полу.
Куклу все тревожит,
Не мешайте спать,
Да и вам уж тоже, время отдыхать.
Колыбельные песенки.
Баю – баю – баиньки… Зайки травушку едят, 1.
В огороде заиньки. Соне спатеньки велят.
Люли – люли – люлиньки, Стали гули ворковать, 2.
Прилетели гуленьки. Стал Ванюша засыпать.
Ай, люли – люли – люли, Они сели на ворота, 3.
Прилетели журавли. А ворота скрип – скрип,
Журавли – то мохноноги, Не будите у нас Машу,
Мария Вдовина
Конспект занятия НОД
по теме : «Славянские обрядовые куклы » .
Изготовление народной куклы »
Участники : дети старшего дошкольного возраста.
Количество детей : 20 человек
Длительность : 25 минут
Цель занятия : Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа , через изготовление традиционной народной куклы .
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи :
Совершенствовать навыки игрового взаимодействия
ОО «Речевое развитие»
Воспитывать у детей коммуникативную культуру :
умение вести разговор на заданную тему
Совершенствовать речь как средство общения
ОО «Познавательное развитие»
Содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе
Содействовать формированию у детей мотива
познавательной деятельности
ОО «Физическое развитие»
Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
- образовательная : научить детей изготавливать народную куклу . Обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы ;
- развивающая : развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани;
- воспитательная : воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле . Воспитывать эстетический вкус.
Предварительная работа
рассматривание альбомов «Русская народная игрушка » , чтение пословиц и поговорок о труде, изучение литературы по теме «Народная кукла » , музыкальное сопровождение.
Материалы :
Лоскуты хлопчатобумажной ткани квадратной, прямоугольной, треугольной формы
трех размеров, синтепон, белые нитки, красные нитки, коричневые нитки.
В НОД использованы методы :
Наглядный, словесный, практический, исследовательский, игровой, использование ТСО, ИКТ
приемы : художественное слово, рассматривание, демонстрации, беседа, рассказ воспитателя, показ способа действия.
Ход совместной деятельности:
Здравствуйте, гости дорогие! Давайте поприветствуем друг друга.
«Здравствуйте!»
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики» )
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем» )
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем» )
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)
Проходите …У русского народа гостям всегда рады…
Вот и мы с вами сейчас сядем рядком да поговорим ладком! А поговорим мы о нашей Руси – матушке. Давайте, посмотрим презентацию.
Русский народ всегда умел хорошо работать, славился трудолюбием и усердием После трудового дня люди на Руси любили устраивать вечерние посиделки. В это время никто не сидел без дела. Вышивали, лепили, мастерили игрушки все – от мала до велика.
А вы знаете когда появилась первая кукла ?
Ответы детей :
Когда появилась первая кукла никто не знает , известно только, что она была сделана из золы. Эта кукла была оберегом женщины, дома, очага. При переезде эту куклу обязательно брали с собой.
Совершенно верно.
Издавна на Руси создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нити и ткани и даже из дерева.
На какие группы делятся славянские куклы ?
По своему назначению куклы делятся на три большие группы :
обрядовые ;
куклы-обереги ;
Игровые.
Такие куклы охраняли , спасали, помогали в трудную минуту, давали мудрые советы. Кукол любили, берегли, передавали по наследству.
Когда девочке исполнялось пять лет она должна была мастерить кукол сама.
Каждую куклу - оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали . Считалось, что в неё может вселиться злой дух. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.
Ребята, мы с вами тоже делали таких кукол, пожалуйста, расскажите о них.
Первая тряпичная кукла появлялась в доме с рождением малыша и называлась «пеленашка» . Ее клали в детскую колыбельку, она охраняла ребенка от дурного сглаза и злых духов.
Крупеничку делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам в Красный угол. На следующий год она должна была принести хороший урожай. Такую же куклу делала молодая женщина, если у нее долго не было детей. И через год, по поверью, у нее должен был родиться ребенок.
Это обережные куколки «Кувадки» . Наши предки считали, что эти куколки оберегают новорожденного малыша от нечистой силы. Их вешали над кроваткой младенца, как забавные погремушки, обязательно в нечетном количестве. Делали их из одежды, которую сносили, и перематывали их ниточками, надергаными из ткани. Кувадки просты в изготовлении и могут стать основой для других, более сложных кукол. Они будут прекрасным подарком к разным праздникам или просто украшением.
Это игровая куколка на счастье. Куколка с толстой длинной косой, символизирующая здоровье и долгую жизнь, на самом деле невеличка – всего 4 – 5 см в высоту. Однако она крепко стоит на ногах, опираясь на свою густую косу, и обещает счастье своей хозяйке.
Это куколка – стригушка «Десятиручка» . Это традиционная обрядовая подарочная куколка девушке на свадьбу. Считалось, что куколка поможет молодой хозяйке справляться с множеством домашних дел. «Десятиручку» можно изготовить из ткани , соломы, липового лыка или из ниток. Эта куколка сделана из соломы.
Это куколка «Благополучница» , она была небольшого размера : предполагалось, что ее нужно все время держать при себе. Размер куколки – крошки позволяет ее вложить даже в кошелек, чтоб всегда иметь при себе такую помощницу. Внутри куклы спрятана монетка . Монетка внутри куклы должна быть с цифрой 5 : 5 копеек, 50 копеек. Магия числа пять : Земля, Огонь, Вода, Металл, Дерево. Это тот вид куклы , которую можно и нужно дарить!
Куколка «Колокольчик» . Эта куколка – веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Колокольчик – оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
Гости дорогие, много вы знаете про кукол, молодцы, ну а не засиделись ли вы без дела?
Давайте поиграем!
Становитесь в круг…
(Под песню «Клубок» )
(Проводится игра «Уж я улком щла…»
Дети встают в большой круг, держатся за руки.
Цель игры не порвать ниточку).
Уж я улком шла,
Переулком шла,
Клубок ниточек нашла,
Клубок катится,
нитка тянется,
Клубок дали-дали-дали,
Нитка доли-доли-доли,
Я за ниточку бралась,
Тонка нить оборвалась…
После того, как клубок свернется по спирали, надо найти дырочку.
Встают обратно в круг со словами.
Отдохнули, а теперь от скуки берем дело в руки!
Ребята, хотите сделать лоскутную куколку сами?
Мы с вами сегодня будем делать несколько куколок. На столах лежат заготовки кукол : кукла «Кувадка» , кукла «Благополучница» , кукла «Пеленашка» К каждой, есть схема, но так как ребятам будет немного сложно разобраться со схемами, я предлагаю нашим уважаемым гостям присоединиться к творческому процессу. Пожалйуста, проходите, занимайте места.
Давайте вспомним некоторые правила :
Для того чтобы изготовленная кукла несла в себе не только эстетические функции, но и правильно выполняла все возложенные на нее магические действия, мотанку следовало создавать, строго соблюдая основные требования :
Ни одна из тряпичных кукол-оберегов не имела глаз, носа или рта. Считалось, что изображая черты лица, кукла становилась подвержена черному колдовству. Кроме того создатель такой куклы мог не преднамеренно придать ему сходство с определенным человеком, тем самым вручая его судьбу этой поделке. Чтобы избежать подобного рода негатива, лицо любой куклы -мотанки оставалось чистым.
Традиционно к созданию куколок из отрезов ткани своими руками допускались исключительно женщины : мужчинам зачастую нельзя было даже наблюдать за процессом изготовления оберега . Так как тряпичные куклы несли в себе мощной магический заряд, к их созданию своими руками следовало подходить весьма осознанно и внимательно. Чаще всего этот процесс требовал от девушки особой подготовки и проводился в строго определенное время. Важен был и эмоциональный настрой мастерицы, так как от этого зависела и сила тряпичной куколки.
Приступать к изготовлению тряпичной куклы своими руками не советовали в большие церковные праздники и по воскресеньям. В процессе создания оберега запрещалось использовать любые острые и режущие предметы, так как, разрезая или прокалывая ткань, терялась магическая сила куклы .
Во многом своей обережной силой тряпичные куклы были обязаны многочисленным узелкам, которые на них завязывались. Поэтому и тут существовали определенные правила : узлов должно было быть четное количество. На каждый такой узелок мастерица могла прочитать заговорные слова, вкладывая в них пожелания благополучия, достатка и удачи для семьи.
В качестве основы для мотанки используется крест, выполненный из небольших деревянных веточек или щепок. Такая форма куклы -оберега несет в себе сакральный смысл, так как крест издавна считается особым магическим предметом.
Получившаяся кукла должна нравиться своему владельцу на интуитивном уровне. В этом случае можно говорить о том, что мотанка получила правильный энергетический заряд и сможет с успехом выполнять все возложенные на нее функции.
Пальчиковая гимнастика «Замок» .
На двери весит замок, кто его открыть бы смог.
Мы замочком покрутили, мы замочком постучали,
Потянули и открыли.
Стол стоит на толстой ножке,
Рядом стульчик у окошка
Два боченка под столом,
Вот какой я видел дом.
За работу
Ребята, теперь кукла готова ! Молодцы! Вы настоящие мастера и рукодельницы!
Ребята, чем занимались наши предки во время посиделок?
Каких кукол мы с вами делали сегодня?
Почему кукол делали без лица?
Планируемый результат :
Дети усвоят первоначальные представления о возникновении куклы на Руси ;
Могут самостоятельно изготовить куклу из подручного материала;
Занятие будет способствовать дальнейшему познавательному интересу к истории народных традиций и обычаев нашего народа .
Дальнейшая работа :
Приобщать детей к культуре и традициям народа через цикл занятий по ознакомлению с народными промыслами на Руси ;
Знакомить с новыми приемами над созданием лоскутной куклы .
Файл "/upload/blogs/detsad-325510-1492364410.jpg/upload/blogs/detsad-325510-1492364432.jpg" не найден!
Возможно, будет полезно почитать:
- Смешные стишки про наташку Прикольные посты про наташу ;
- Красивые статусы про сестер со смыслом Цитаты про двух сестер родных ;
- Нежные статусы любимому парню Нежность статусы и высказывания ;
- Квест "Заговор изгоев" в "Скайриме": прохождение Что делать с изгоями скайрим ;
- Жены и мужья Где найти жену в skyrim ;
- Заговор изгоев прохождение скайрим Заговор изгоев баг со стражниками ;
- Торговцы в "Скайриме": взаимодействие, советы, моды Мод торговец ;
- Полный разбор масок драконьих жрецов ;