Необычное рисование в старшей группе. Техники нетрадиционного рисования для детей. Рисование забавными отпечатками

Конспект НОД в старшей группе по теме «Зимнее дерево» (нетрадиционные техники рисования).

Грачева Наталия Витальевна, учитель начальных классов МОУ Самарской СОШ Куркинского района Тульской области.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Зимнее дерево» (нетрадиционные техники рисования). Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы, воспитателям ГПД, педагогам дополнительного образования. Это конспект занятия, направленного на знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования, развития творческих способностей и формирования интереса к изобразительной деятельности.
Тема занятия: «Зимнее дерево» (нетрадиционные техники рисования)
Программное содержание:
- учить детей самостоятельно в определенной последовательности,
создавать зимний пейзаж с использованием нетрадиционных техник рисования («выдувание», «кляксография», «тампонирование», «розбрызг»);
- закрепить знания детей об изменениях в жизни растений в разное время года;
- развивать речь, внимание, мышление, дыхательную систему, мелкую моторику рук детей;
- способствовать развитию творческих способностей, фантазии и воображения дошкольников;
- воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе, аккуратность, самостоятельность.
Материал к занятию: тонированная бумага голубого цвета, емкости с разведенной гуашью белого и коричневого цвета, пипетка, зубная щетка, кусочек гофрированного картона, небольшой кусок поролона или губки, тряпочка или влажная салфетка для рук, трубочка для коктейля.
Демонстративный материал: Репродукции, иллюстрации, фотографии с изображением зимних пейзажей.
ИКТ: компьютер, проектор, экран, ЭОР (презентация к занятию).
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций с зимним пейзажем, наблюдения на прогулке, разучивание стихов и песен о зиме.
Ход НОД "фото ris1.jpg» («К занятию готовы!»)
1 Орг. момент.
- Здравствуйте, уважаемые волшебники! Да-да, именно так я сегодня обращаюсь к вам, потому что сегодня вы попробуете совершить настоящее волшебство.
2. Актуализация знаний.
-Какие предметы используют волшебники? (Волшебную палочку, шапку-невидимку, сапоги-скороходы, скатерть самобранку, волшебное зеркальце).
-Мы с вами волшебники-художники, поэтому у нас свои волшебные предметы. Они у вас лежат на столах. Назовите их пожалуйста. (Трубочки, губки, краски, пипетки и т.д.). Эти предметы и помогут нам совершить волшебство – нарисовать обычную картину необычным способом.
3.Самоопределение к деятельности.
-А вот, что именно мы будем рисовать этими волшебными предметами, вы узнаете, отгадав загадку:
Много рук, а нога одна.
Проверим, правильно ли вы отгадали! (Детям показывается слайд, на котором изображено одно и то же дерево в разное время года).
"фото ris2.jpg» («Загадку отгадали!»)


- Что на нем изображено? (Деревья)
- Какие деревья вы знаете?
- Сколько деревьев на слайде? Давайте посчитаем! (4)
- Сравните их. Чем они отличаются? (1- с цветами, 2 – с зелеными листьями, 3 – с желтыми листьями, 4- без листьев).
- Как вы думаете, почему они такие разные? (Деревья по-разному выглядят в разное время года.)
- Кто же из моих волшебников догадался, какое из этих деревьев мы сегодня будем рисовать? (Зимнее дерево)
- Почему вы так считаете? (Т.к. сейчас зимнее время года)
4. Работа по теме занятия. Практическая часть №1.
-Как выглядит дерево зимой? (Листьев нет, только ствол и ветки) (Детям демонстрируется слайд, на котором изображено дерево зимой)
- Одинаковые ли они по толщине? (Нет, ствол толстый, ветви тонкие).
_ Посмотрите на инструменты и скажите, с помощью каких из них мы можем нарисовать ствол и ветки? (Предположение детей).
"фото ris3.jpg» «Выбираем инструменты»

Мы с вами настоящие волшебники, поэтому попробуем изобразить наше зимнее дерево без кисти и карандаша. Мы будем использовать трубочку и воздух.
Для этого на голубую бумагу наносим пипеткой каплю жидкой гуаши и рисуем ствол дерева, раздувая каплю через трубочку («выдуваем» ствол). «фото ris4.jpg» («Волшебная капля из пипетки»)


"фото ris5.jpg» («Выдуваем ствол дерева»)


- При необходимости капаем еще гуашь на основу веток и продолжаем раздувать кляксу «рисуя» дерево нужной высоты.
"фото ris6.jpg» («Дерево появилось!»)


5. Физкультминутка. (на слайде анимация «Падающий снег»
"фото ris7.jpg» («Физкультминутка»)


С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
(Поднимают руки над головой.)
Будем их ловить руками
(Делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
И покажем дома маме.
(Вытягивают руки ладонями вверх, как будто протягивая что-то.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (Разводят руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
(Ходьба на месте с высоким подниманием колен.)
Мы идем, идем, идем (Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся на свои места.)
6. Работа по теме занятия. Практическая часть №2.
- Вы просто настоящие волшебники! Смогли нарисовать деревья с помощью воздуха без кисти и карандаша!
- А что делают деревья зимой? (В зимнее время деревья как бы замирают, засыпают до весны.)
- Когда вы ложитесь спать в свою кроватку, что вы делаете? (Накрываемся одеялом)
- Давайте и мы с вами накроем наши деревья теплым и легким одеялом, чтобы они спокойно спали всю зиму сладким сном. Только вот чем мы их можем прикрыть? (Снегом)
- Для этого на нашей картине должен пойти снег. Какой инструмент поможет нам изобразить снег?
Возьмите следующий «волшебный» предмет – зубную щетку, макаем её в краску и, проводя щеткой по ребру картонной полоски, брызгаем на картину, приговаривая волшебные слова:
«Пусть падает снежок на волшебный мой листок!»
"фото ris8.jpg» («С неба падает снежок»)


- Наш снежок сначала должен укрыть ветки. Возьмите кусочек губки, обмакните его в краску и «укройте» ветки, чтобы было им тепло.
"фото ris9.jpg» («Укрываем ветки снегом»)


- А снег на нашей картине все идет и идет, укрывая землю белым пушистым одеялом. И вот под деревом его становится все больше и больше. Изобразите тем же способом (губкой) или зубной щеткой снег под деревом.
"фото ris10.jpg» («Снег под деревом»)


- Какие же прекрасные зимние деревья получились у вас!
"фото ris11.jpg» («Прекрасное дерево!»)


"фото ris12.jpg» («Получилось очень красиво!»)


7. Рефлексия.
- Как вы думаете, как сейчас чувствуют наши деревья? (Им тепло, уютно. Они стали еще красивее.)
- Прислушайтесь, мне кажется, что они что-то шепчут вам за старание и помощь. Кто из вас услышал? (Спасибо, добрые волшебники!)
А что вы им можете пожелать? (Спокойной ночи, деревья!)
8. Подведение итогов.
- Наше занятие подошло к концу. Чему же вы сегодня научились, какому волшебству? (Рисовать необычным способом).
- А что помогло вам получить такие замечательные рисунки, кроме волшебства? (Старание, аккуратность, внимание и, конечно же любовь к природе). Если вы будете обладать такими качествами, то думаю, что сможете обойтись и без волшебства.
9. Оформление выставки.
крепите ваши рисунки на доску с помощью магнитика и еще раз полюбуйтесь на зимние деревья.

Дата публикации: 14.04.17

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по художественному творчеству.

Тема: "Снегири на ветку сели"
(нетрадиционная техника рисования – методом тычка

и ватными палочками)

художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.

Задачи:
Образовательные:

- Углублять знания об окружающем мире; продолжать совершенствовать умение детей передавать в рисунке образ птиц – снегирей;

Учить пе­редавать характерные детали, соотношение предме­тов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.

Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать ху­дожественно-творческие способности. Продолжать учить делать набросок рисунка простым карандашом и смешивать краски для получения нужного оттенка (коричневого), способствовать развитию цветового и образного восприятия; совершенствовать изобразительные умения и развивать способность к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения.

Совершенствовать технику рисования тычком щетинистой кистью, добиваться выразительного изображения птицы (снегиря) и ватными палочками для печатания рябины.
Развивающие:

Активизировать внимание, память и мышление; развивать мелкую моторику рук, вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
- продолжать развивать творчество, воображение, кругозор, умение видеть прекрасное в окружающем мире.

Воспитательные:

Поощрять творческую инициативу.

Воспитывать наблюдательность, заботливое отношение к птицам, доброжелательность, милосердие.
Материалы: иллюстрации с изображением снегирей, рисунки выполненные воспитателем для показа техники рисования, палитра для смешивания красок, тонированный листы(голубого, розового, кремового оттенка по выбору детей) формата А 4,простой карандаш, гуашь, 2 кисти: для рисования № 5 и клеевая № 5, ватные палочки, стаканчик с водой, салфетка.

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, выяснение строения птиц, чтение рассказов В.Сухомлинского «Красногрудые снегири», «Снегирь – резчик», «Птицы у кормушки»; пластилинография «Снегирь», дидактическая игра: «Узнай по описанию»

Словарная работа : Добиваться от воспитанников полных развернутых ответов, введение в активный словарь детей красногрудый, стая.

Методы и приёмы:

Беседа, вопросы по теме, чтение загадки, рассматривание иллюстраций, рисунок птицы (снегиря) для показа, объяснение, анализ работ, музыкальное сопровождение, игровое упражнение - разминка для пальчиков.

Ход занятия

Организационный момент "Подари улыбку"

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся.

Влево - вправо повернемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель вывешивает плакат «Зимующие птицы» и задает вопросы:

Ребята, какое сейчас время года? (зима)

Кто зимой прилетает к нашей кормушке? (птицы)

Как называются одним словом эти птицы? (зимующие)

Почему их так называют? (потому, что они не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами?)

Каких зимующих птиц вы знаете? Рассмотрите картинки и назовите птиц, которые здесь изображены (ворона, воробей, сорока, голубь)

А теперь ребята изобразите птичью стайку – взмахнув крылышками, летите на свои места.

Воспитатель: Есть такие птицы, которые прилетают к нам только зимовать. А чтобы узнать эту птицу отгадайте загадку:

Черный, красногрудый,

Он у нас найдет приют.

Не боится он простуды.

С первым снегом тут как тут. (Снегирь.)

Воспитатель . Правильно сегодня мы с вами будем рисовать снегиря.

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением этой птицы и проводит беседу для уточнения и обогащения представления детей о внешнем виде снегирей (части тела, форма тела, перьевой окрас).

Объясняет способ выполнения работы, проговаривая с детьми характеристику снегиря.

Воспитатель.

Беру простой карандаш и делаю набросок. Далее начинаю рисовать птицу краской. Кисточку возьму вот так (как карандаш, выше металлической части), это просто. Вправо - влево, вправо - влево, вверх - вниз, вверх - вниз и кругом. А теперь рукой бегом (кисть держим вертикально) ... раз... тычок два тычок!!! (это выполняется сухой кистью по контуру).

Над грудью черной краской рисую овальную головку так, чтобы она немного перекрывала туловище, так как шея у снегиря короткая.

Теперь нарисую хвост средней величины двумя широкими линиями и крылышки. Они подняты вверх, если птичка вспорхнула, и прижаты к спине, если сидит.

А какой клюв у снегиря? Правильно он короткий и толстый. Для чего снегирям нужен такой крепкий и толстый клюв? (что бы доставать семена из шишек). Глаза - выше клюва, лапы короткие, расположены ближе к хвосту. Клюв нарисую короткими мазками, если он открыт – двумя мазками. Снегирь уже нарисован. Можно нарисовать ему друга – снегиря.

Чаще всего снегиря можно встретить на ветках рябины. Для того, чтобы нарисовать ветки, мы смешаем красную и синюю гуашь для получения коричневого цвета. Ягоды рябины мы нарисуем ватными палочками, вы это уже умеете.

Воспитатель с помощью вопросов закрепляет последовательность способа изображения снегиря.

Перед самостоятельной работой проводится

Гимнастика для пальчиков

На деревья во дворе

Налетели снегири!

(Дети показывают движениями, как летит птичка.)

Будто яблочек немножко,

Так и взял бы их в ладошки!

(Ладошки с согнутыми пальчиками.)

А яблочки посидели….

(Движения, которые имитируют срывание яблок.)

(Дети показывают движениями, как летят птицы.)

А теперь можно и преступить к работе.

Дети самостоятельно рисуют.

Педагог наблюдает за последовательностью выполнения работы, с помощью вопросов уточняет название формы, пропорциональное соотношение.

Хвалит тех, кто внес в свои работы дополнительные элементы, например, нарисовал снегиря в другой позе, изменил положение головы.

Итог НОД

В конце продуктивной деятельности воспитанники выкладывают свои рисунки для просушки. Воспитатель читает отрывок из стихотворения

З. Александровой:

Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри!-

Как розовые яблочки,

На ветках снегири.

Воспитатель

Какую птицу мы рисовали сегодня? (Снегиря).

Что делает снегирь на рисунке? (Снегирь сидит на ветке, летит, клюет семена).

Молодцы! Теперь в нашей группе появилась целая стая снегирей. Какие они красивые и совсем разные!

Воспитанники рассматривают кто, как нарисовал птиц: крылья расправленные – хочет взлететь; сидит на веточке, что – то клюет.

Дети выбирают наиболее интересные работы.

Оксана Столь

Нетрадиционная техника: – оттиск поролоновой губкой

Задачи:

Закрепить навыки рисования нетрадиционной техникой – оттиск поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость)

Расширять знания о домашних животных, прививать любовь к ним.

Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей.

Развивать изобразительные навыки и умения, моторику рук.

Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.

Материалы для занятия

Гуашь, поролоновые губки, влажная салфетка, альбомный лист с заранее отчерченной линией - 8см от края, кисти № 5, № 1, простой карандаш, игрушка или картинка кошки.

Предварительная работа: просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций с изображением кошек и котят, чтение художественной литературы о животных.

Ход занятия: 1. Вводная часть.

Загадка детям:

У порога плачет, коготки прячет,

Тихо в комнату войдёт,

Замурлычет, запоёт.

Правильно, это котик. И сегодня к нам пришел не обычный котик, он очень талантливый и с хорошим музыкальным слухом. Показываю детям видеоролик «Котик, который осмысленно играет на пианино». После просмотренного веселого видео воспитатель предлагает детям нарисовать портрет музыкального котика.

Пальчиковая гимнастика «Котята»

У зверей 4 лапы

(поднимаем и опускаем 4 пальца на руках)

Когти могут поцарапать

(изображаем коготки)

Не лицо у них, а морда

(пальцы соединить в шар, приблизить к лицу)

Хвост, усы, а носик мокрый

(«волна», усы показать, носик обвести)

И, конечно, ушки! (трем уши)

Только на макушке (показать руками)

2. Самостоятельная деятельность детей Сначала дети рисуют контур котика карандашом или могут сразу это делать губкой.

Затем закрашивают весь силуэт техникой штамповка поролоновой губкой. Пока сохнет силуэт котика, можно поиграть в игру.

Игра – физминутка «Музыкальный котик»

Дети выстраиваются в круг, выбирается два участника – «котик», «мышка». Под музыку участники, взявшись за руки, идут по кругу, «мышка» находится в центре круга, «котик» идет за кругом в противоположную сторону и поет песенку:

«Я – котик музыкальный, играю и пою,

Послушайте, ребята, вы песенку,

Мяу, мяу, мяу, мяу – вот песенка моя.

Она про сладких мышек, люблю их очень я!»

После этих слов останавливается круг, играющие поднимают руки вверх, «мышка» выскакивает из круга и бежит по кругу, «котик» ее догоняет. Смена участников. Игра повторяется 2-3 раза.

В самом конце дети рисуют клавиши пианино.




3. Итог занятия

Воспитатель:

Ребята, посмотрите какие красивые музыкальные кошки и коты у нас получились. У них разный характер, цвет и разное настроение. Дети демонстрируют своих котят и вешают портреты на выставку, а воспитатель предлагает придумать им клички и найти по их мнению котят с разным характером (самого шустрого, хитрого, маленького, доброго, смелого, скромного, боязливого и так далее) И убирают рабочее место.

Публикации по теме:

«Послание из прошлого» (цветной граттаж). Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в подготовительной к школе группе «Послание из прошлого» (цветной граттаж). Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в подготовительной к школе группе Никитина Яна.

Конспект интегрированного занятия в младшей группе по нетрадиционному рисованию ватными палочками «Федорина посуда» Конспект интегрированного занятия в младшей группе по нетрадиционному рисованию ватными палочками «Федорина посуда» Провела воспитатель.

Конспект НОД по нетрадиционному рисованию в старшей группе «Превращение Кляксы» Цель: знакомство с нетрадиционными формами рисования. Задачи: -Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксографией,.

Конспект открытого занятия по нетрадиционному рисованию во второй младшей группе «Корзинка малинки» Тема: «Корзинка малинки». Программное содержание. Образовательные: Продолжать формировать у детей понятия один, много, правильно называть.

Конспект открытого занятия в средней группе по нетрадиционному рисованию «В гостях у зайчихи» Конспект открытого занятия в средней группе по нетрадиционному рисованию «В гостях у зайчихи» Цель: продолжать знакомить детей с приемом.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию пальчиками «Орешки для белочки» в первой младшей группе Конспект по рисованию в 1 младшей группе по теме «Орешки для белочки». Цель: Умение рисовать пальчиком орешки. Проявление заботы и чуткого.

Необычные способы рисования: не бойтесь экспериментировать! Здравствуйте, мои дорогие друзья и случайные гости блога! С вами Сухих Татьяна, а тема моей статьи – нетрадиционное рисование в старшей группе. Возможно, кто-то упрекает детские сады в консерватизме, мол, применяются устаревшие методики обучения изобразительному искусству, сюжеты, которые предлагаются детям для рисования, лепки и аппликации – примитивные и несовременные…

Что ж, в этом есть доля правды, мы, педагоги-дошкольники, согласны, что программу пора менять. Но хочу защитить наш «консерватизм» – есть проверенные десятилетиями приемы и практики, которые действительно работают, даже применимо к теперешним интерактивным деткам. А, кроме того, мы в садике стараемся максимально разнообразить совместную деятельность и внести в конспекты занятий что-то нестандартное.

А нетрадиционные техники ИЗО – один из способов вырастить творчески развитого человека.

Так, что касается нестандартных методов рисования, мне лично точно нужно посетить вебинар (и вам советую), который посвящен классическим и нетрадиционным материалам в детском изобразительном творчестве. Тем более, что «УчМаг» предлагает заманчивую акцию – пополнение личного счета и оформление специального сертификата участника вебинара.

Из литературы я бы порекомендовала пособие Г.Н. Давыдовой «22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники», купить которое можно на «Озоне» или в «УчМаге». Это хорошая методичка, по которой можно составить грамотный и интересный конспект по нетрадиционному рисованию в старшей группе, как раз в нашу тему. Родителям тоже пригодится эта книжечка, в ней есть отличные материалы о нестандартных приемах применения красок и подручных предметов.

Превосходным подарком для деток станет набор «Я рисую без кисточки» – здесь есть краски, разные ролики, штампы, шпатели, дизайн-блокнот. Недорогой, но классный набор, который поможет вашему ребенку стать более смелым в творчестве, креативным, как теперь говорят.

Какие существуют нетрадиционные способы передачи изображения?

Следует заметить, что непривычные способы рисования крайне важно применять для деток, отстающих в развитии. Они не особенно любят рисовать, но для них чрезвычайно полезно заниматься творчеством. Поэтому следует показать малышу, что существует множество способов изобразить что-то на бумаге. Помните, что ребенок нуждается в обучении, не жалейте времени на то, чтобы показать деткам, как можно рисовать, используя подручные предметы.


Любовь к искусству, привитая малышам в раннем возрасте, поможет им вырасти разносторонними личностями.

Итак, нетрадиционное рисование в старшей группе, а впрочем, и для других возрастных групп, предусматривает применение таких техник:

  • Живопись пальчиками – если маленькие детки просто любят макать пальцы в жидкость и возить по бумаге, то дети постарше уже делают сложные узоры или сочетают пальчиковую технику с другими методами. При этом старшие дети каждый палец макают в краску другого цвета и стараются не пачкать белый лист бумаги, а ставить оттиски аккуратно. Если поставить отпечаток целой ладони, то затем из полученного отпечатка можно прорисовать много разных персонажей.


  • Рисование тычками – для этого берется либо специальная кисть с остриженным ворсом или ватные палочки. Можно рисовать с применением воды либо сухим тычком. В последнем случае красиво получаются «пушистые» линии.
  • Оттиски листьями – здесь в качестве штампа используется настоящий листочек с дерева, лучше высушенный. Краска наносится поверх листочка, который затем аккуратно прижимается к бумаге. Эту технику можно применять для создания красивейших осенних пейзажей.
  • Занятие по нетрадиционному рисованию в старшей группе невозможно представить без кляксографии – любимый вид творчества детей. Это просто: ставим кляксу краской, берем трубочку для напитков и дуем через нее на кляксу, раздувая краску в разные стороны. Особенно интересно додумывать, что можно дорисовать, чтобы из кляксы получился кто-то или что-то.


Еще можно капнуть кляксу, сложить лист пополам и получить зеркальное отображение, уникальной формы.

Также используют нитки для кляксографии – смачиваем сложенные нити в краски разных цветов, кладем на бумагу, складываем ее пополам или кладем сверху другой лист бумаги и вытаскиваем ниточки из-под бумаги.

Дополнительные нестандартные техники

  • Оттиски – здесь вариантов множество. Оттиски ставятся практически любыми предметами: пробками, картофелиной, скомканной бумагой, поролоном и всем, что имеет интересную текстуру.
  • Трафареты – есть готовые трафареты, можно сделать своими руками. Но в любом случае техника очень интересная, но требует сноровки.
  • Мокрая живопись – рисуем или по предварительно смоченному листу бумаги или готовый рисунок опускается на пару секунд в тазик с водой. Получается очень красиво!
  • Рисование зубной щеткой – набрызг. На щетку наносится краска и палочкой сбрызгивается на лист бумаги. А еще зубной щеткой можно рисовать картины, изображая траву, шерсть животных и т.п.


  • Монотопия –прикольная техника, все ее знают. Берем лист бумаги, сгибаем пополам. Затем на одной половине рисуем красками рисунок или элемент, сгибаем листок, получаем зеркальное отображение. Так можно рисовать водные пейзажи. А еще можно по-другому: наносим рисунок на клеенку, а потом прижимаем клеенку к бумаге. Чудесно выходит!
  • Граттаж – нечто похожее на гравюру. Рисуем по белой или цветной бумаге хаотичные мазки. После высыхания поверхность натираем воском. Далее закрашиваем полностью черной гуашью. Затем процарапываем рисунок шпажкой.
  • Пластилинография – рисование растопленным пластилином.
  • Витраж – на бумаге рисуется эскиз, можно графичный. Потом по контуру наносим слой ПВА, даем просохнуть. Далее пространство внутри контура разрисовывается как в витраже.
  • Рисование песком, солью, обрывками бумаги. Сначала рисуем на листе бумаги клеем ПВА, потом сверху присыпаем сыпучим материалом, лишнее стряхиваем. Поверх рисунка можно еще рисовать красками, получится очень необычно.


  • Нетрадиционная техника рисования в старшей группе включает также шаблонографию. Берем различные предметы и обводим их по контуру, подбирая форму так, чтобы в итоге получился задуманный предмет.
  • Рисование разными предметами: соломкой для напитков, одноразовыми вилками, плоской расческой, зубной щеткой, деревянными палочками и т.п. Густые краски можно наносить на бумагу шпателями, валиками, просто пальцами, о чем я уже говорила.

Интересно, а как вы рисуете с детками? Возможно, у вас есть личная запатентованная техника рисунка? Поделитесь с нами?

Из опыта работы. Нетрадиционные способы рисования в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста.

Данный материал познакомит педагогов с разнообразными способами и приемами работы гуашью, акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочетанием.
Опыт работы с детьми в детском саду показал, что рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Рисуя нетрадиционными способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес и желание рисовать. Рисовать можно чем угодно, где угодно, и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что-нибудь придумывать!

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

способствует снятию детских страхов;
развивает уверенность в своих силах;
развивает пространственное мышление;
учит детей свободно выражать свой замысел;
побуждает детей к творческим поискам и решениям;
учит детей работать с разнообразным материалом;
развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
чувство фактурности и объемности;
развивает мелкую моторику рук;
развивает творческие способности, воображение и полет фантазии.
во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Развивающие:
формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними;
закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию.

«Монотипия»

Тема: «Бабочка»
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материал: краска, кисточка, бумага
Ход работы:
Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен. Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой. Откройте и всмотритесь: что же получилось? Сказочные цветы? Нет, это красавица-бабочка!

«Монотипия»+ «Набрызг»

Тема: «Зимние пейзажи», «Дворец для Снежной королевы»
Средства выразительности: точка, фактура.
Материал: старые зубные щетки, гуашь, бумага, гербарий, силуэты.
Ход работы:
На кончик щетки набирается немного краски. Наклоните щетку над листом бумаги, а картонкой или расческой проведите по ворсу. Брызги разлетятся по чистому листу. Так можно изобразить звездное небо, салют. А еще можно вырезать любой силуэт и разместить на листе бумаги и разбрызгать краску. Затем убрать силуэт и у вас останется след, его можно дополнить, подрисовываю недостающие линии кисточкой.

«Монотипия»+ «Аппликация»

Тема: «Морское дно»


«Рисование по сырому»

Тема: «Времена года»
Средства выразительности: цвет, линия, пятно.
Материал: влажная салфетка, емкость с водой, краски, кисти, акварельные мелки.
Ход работы:
Первый способ:
Намочите бумагу и положите ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Возьмите акварельный мелок и нарисуйте все, что угодно.
Второй способ:
Если нет акварельных карандашей, можно рисовать красками и кисточкой.

"Рисование по сырому" с дальнейшим прорисовыванием деталей.

«Рисование по сырому»+сангина

Тема: «Времена года»

«Рисование по сырому»+пастель

Тема: «Золотая рыбка»

«Мятая бумага»

Тема: «Осенние листья»
Эффект состаривания поверхности.
Материал: бумага, краски, кисти, тарелочки.
Ход работы:
Первый способ:
Чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный рисунок. Эта техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивнее, темной – это называется эффект мозаики.
Второй способ:
Смять кусочек бумаги, примакнуть в сырую краску, затем примакиванием нанести рисунок. Этот способ можно использовать для фона, или для завершения работы – цветы, крона дерева, сугробы и так далее.

«Граттаж»

Тема: «Ночь», «Космос», «Зима», «Морское дно»
Материал: Свечка, черная гуашь, шампунь, заостренная палочка.
Ход работы.
Нанесем цветной фон акварелью или возьмем цветной картон или простую белую бумагу. Весь фон полностью натрем воском, парафином. Нальем в розетку черной, или цветной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист, заготовка готова. А теперь возьмем заостренную палочку и начнем процарапывать рисунок.

«Тычок жесткой полусухой кистью»

Тема: «Животные, облака, цветы, деревья, пейзажи»
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
На сухую жесткую кисточку набираем совсем немного гуаши нужного цвета и, держа кисть вертикально (кисточка стучит "каблуком"), делаем сверху "тычки", располагая их внутри и по краям силуэта животного. Когда краска подсохнет, нарисуем животному кончиком мягкой кисточки глаза, нос, рот, усы и другие характерные детали.

«Графика»

Материал: Бумага черного цвета, листы белой бумаги, гуашь белого и черного цвета.
Ход работы.
Первый способ:
Монохромная техника. На черный фон нанести изображение белой гуашью (заметим: необходимо проявить чувство меры). Таким способом выразительно смотрятся замки, пейзажи, роспись миниатюр. Предварительные наброски можно сделать карандашом. Ошибку можно смело ретушировать гуашью, или черной тушью, подобрав нужный оттенок.
Второй способ:
Полихромная техника. На черном фоне работают белой гуашью. Белый тон придаст свежесть, яркость. В исключительных случаях, например при росписи пасхальных яиц, прялок, допустим цветной фон.

Рисование гуашью с добавлением белил

Тема: «Натюрморт», «Пейзаж», «Абстракция».
Добавление белил к разным цветам красок позволяет получить светлые оттенки исходного цвета. Цветовые ощущения в результате, нежность, легкость, воздушность.

 

Возможно, будет полезно почитать: