«Приемы лепки из пластилина. Методика обучения лепке в подготовительной группе

Елена Костина

Мастер - класс ""

В разных программах дошкольного образования стоит задача лепить фигуру человека в движении . Звучать она может по-разному : «формирование умения передавать характерные движения человека , создавать выразительные образы … девочка танцует, дети делают гимнастику) и др. Возникает проблема при передаче движений, если каждая рука и каждая нога прикреплена отдельно (примазана) . При попытке (а их может быть несколько) изменить положение рук или ног, они могут отломиться. Для себя я открыла способ, который не только ускоряет создание фигурок , делает фигурку намного прочнее и устойчивее, но и позволяет многократно изменять положение рук и ног, передавать различные движения, не боясь их отломить. Повышается качество работы, что придает детям уверенность в себе. Сохраненное время дети используют для украшения, детализации работы.

Покажу этот способ на примере солдата и мальчика в зимней одежде.

Солдат

Раскатываем толстый цилиндр для гимнастерки, для ног – длинный цилиндр средней толщины, черный цилиндр для сапог. Скатываем шарики для головы, рук, головного убора, деталей. Разрезаем стекой верхнюю часть гимнастерки и пополам цилиндр для сапог.

Пальцами формируем два рукава, скругляя и вытягивая их. Важный момент : руки с туловищем получаются одной деталью.

Складываем цилиндр для штанов пополам. Это тоже очень важный момент : получается целой деталью нижняя часть туловища от талии с ногами. Заостряем нижние части штанов. Делаем ямочку в нижней части гимнастерки.


Формируем «клювики» на голове и ладошках. Делаем ямочки в рукавах, воротнике, сапогах.


Собираем части – солдат готов.


Он может маршировать…


Делать зарядку…


Боксировать.


Мальчик в зимней одежде

Готовим толстый цилиндр для куртки, тонкий длинный для штанов, яичко для ботинок.


Разрезаем верхнюю часть куртки, яичко пополам вдоль, штанишки складываем пополам.


Делаем ямочки в рукавах, ботинках, нижней части куртки. Заостряем нижнюю часть штанишек.


Собираем мальчика, добавляем детали. Теперь он может кататься на лыжах…


На санках…


На коньках.


Может толкать санки…


Может кидаться снежками …


В старшей группе у детей развита речь, стали внимательней, знакомятся с новыми способами лепки

У детей отсутствует тщательность работы. Для детей важно наличие частей, а не их форма и соразмерность.

Движение поделки не задумывается, оно получается случайно, когда игрушку ставят на подставку

До средней группы дети лепили по частям, в старшей группе появляется новый способ - пластический (скульпторский, из целого куска), и комбинированный.

Детей учат лепить фигурку человека на ногах (дети гуляют). Зимняя одежда облегчает работу, фигурки более устойчивые.

Учим лепить посуду ленточным способом

Учим лепить декоративную пластину

Подводим детей к лепке с натуры (народная игрушка, посуда)

Подводим детей к сюжетной лепке (обязательна подставка - если глина - 1-1,5 см., если пластилин - картон, покрытый пластилином)

Детей учат заглаживать поверхность с помощью воды и влажной тряпочки для последующей росписи.

В начале года лепят овощи, фрукты (свекла, морковь, яблоко, груша)

Широко используется декоративная лепка - народная игрушка (лепка + роспись)

Со старшей группы начинается роспись вылепленных игрушек

Детей учат лепить деда Мороза и Снегурочку по типу дымковской игрушки (используется прочный способ соединения частей дымковских мастериц «в углубление» + украшение рельефа (воланы, рюши))

При лепке фигуры человека используем третью точку опоры (мальчик лепит снежный ком, мальчик катит санки)

В начале года лепят посуду как в средней группе а в конце года лепят посуду ленточным способом

Учим лепить животных по темам сказок (2 жадных медвежонка, сценка из сказки колобок)

Воспитатель широко использует создание ситуаций, которые побуждают к лепке, создают мотив к лепке (столовая, фигурки животных, птиц, для театра).

Используются стихи, загадки (где есть описание объемной формы или сравнение с ней)

Учим давать оценку работам детей: справедливо, тактично, не обижать

Если лепим с натуры то оцениваем сначала сходство с ней. Если лепим по замыслу, то оцениваем сначала замысел, а потом форму, пропорции, движение, способ лепки

Работы выставляются все вместе, чтобы ребенок увидел свою работу и сравнил с работой друзей.

20 Лепка в подготовительной группе. Особенности пластической формы Задачи обучения. Методы и приёмы руководства. Тематика занятий.

В подготовительной группе у детей большой запас зрительных образов. Развита речь и мыслительные процессы. Дети лучше ориентируются в окружающем пространстве, понимают, как расположены предметы относительно друг друга. Увлекаются выполнением мелких деталей, дополняющих образ.

Для передачи движения не только расставляют ноги, но и сгибают руки, ноги.

Могут определить положение куска в зависимости от задуманного

Основным является пластический способ лепки, хотя дети пользуются всеми

Определяют самостоятельно исходную форму: конус, цилиндр, шар, овоид

В начале года лепят яблоки разных сортов

Лепят фигурки по скульптуре или игрушке.

Лепят животных по представлению (собаки разных пород, курица и петух, утка и гусь)

Передают состояние положения (курочка клюет зернышки). Идет передача фактуры (шерстка, перышки)

Учим устанавливать фигурки на подставке

Лепим дымковскую игрушку по правилам

Лепят фигуру человека по представлению

Лепят сказочные персонажи (Баба Яга, Чипполино)

Создают 2-3 фигурные композиции, сюжет, соизмеряют фигурки по величине

Лепят декоративные пластины

Учим лепить посуду из колец, заглаживая, путем выбирания глины стекой - петлей из кома, выполняя кувшины, вазы + обрабатывают поверхность, создают эскизы для росписи

Коллективная лепка (футбол, хоккей, зоопарк, птицефабрика). Соизмеряют свою работу с работами других детей либо на глаз, либо подходят и сравнивают

Можно вводить условную мерку (палочка, полоска бумаги)

Дети самостоятельно решают, каким способом лепить

В этой группе все 3 вида лепки - предметная, сюжетная, декоративная

Если лепят по сказке, то у каждого свой персонаж

Лепят кукол - у каждого своя одежда - врач, космонавт, школьница

Сравнивают у кого больше голова, кто выше (на катке)

Выделяем особенности лепки посуды у разных народов

Организуются выставки - экскурсии (сами ходим и организуем)

Проводятся игры «Гончарная мастерская»

Столы для занятий лучше всего расставлять полукругом перед столом воспитателя, если позволяет площадь, или в шахматном порядке, но так, чтобы каждый ребенок сидел к воспитателю ли­цом . На каждом столе должны быть дощечка, посуда с водой, мокрая тряпочка, стакан со стеками, коробочка с дополнитель­ными материалами, если в этом есть необходимость.

В центре полукруга столов, на видном месте, ставит легкую тумбочку, покрытую однотонной выглажен­ной салфеткой. Тумбочка выше детских столиков на 25-30 см. На ней располагают натуру – вылепленную поделку чистую, красивую, без дефектов.

Если нужно уточнить детали, воспитатель может повесить на доску иллюстрации, но не более 2-3, чтобы не отвлекать внимание детей от главной задачи.

На столе у воспитателя находится все необходимое для занятия: книги со стихами, пластинки, пленки, технические средства, дощечка и материал для показа способа действия или для показа в качестве индивидуальной помощи (воспи­татель на своем материале показывает, как нужно работать).

Первая часть занятия - процесс формирования замысла . Это очень ответственная часть занятия - от того, как воспитатель построит именно эту часть за­нятия, зависит проявление творчества в деятельности детей. Вос­питатель создает атмосферу творчества. Она начинается с объяв­ления темы . Воспитатель знакомит детей с предме­том, который они будут изображать. Формулировка темы должна быть неожиданной, вы­зывающей эмоции, предоставляющей ребенку возможность выра­зить в лепке что-то свое, только что придуманное, а также определяет выбор методов проведения занятия - репродуктивных или продуктивных. Вос­питатель ставит перед детьми задачи изображения. Например, воспитатель ставит задачу научиться видеть и изображать мелкие предметы, включающие детали. Это необходимо для развития мелких мышц пальцев, координации, формирования умения на­блюдать. Для развития этих качеств у детей педагог выбрала леп­ку жуков. За день до занятия она рассказала детям о жуках, по­знакомила с их строением, они рассмотрели коллекцию жуков и открытки с их изображениями - там были жуки-носороги, жуки-олени, скарабей, усач, майский жук, жужелица. Каждый ребенок выбрал своего жука-любимца. Чтобы внести элемент творчества, воспитатель сформулировала тему так: «Сорев­нования на стадионе «Олимпион». Дети должны были вылепить сво­их насекомых, которые движутся на тачках, самокатах, велосипедах к финишной ленте. Педагог усложнила задачу, требовалось изобра­зить жука не статично, а в движении, изобразить «транспорт», при этом проявить чувство юмора, любовь к маленьким живым сущест­вам. Формулировка темы помогла решить поставленную задачу без дополнительных объяснений, так как у детей появился игровой мотив деятельности . Это позволило и анализ занятия провести в игровой форме.



Об­следование предмета - ответственный момент, формирование у детей умения смотреть - одно из необходимых учебных умений. Рассматривание предмета и его анализ для последующей лепки имеют свою специфику : об­следующий жест - включает осязание ладонями тех частей, которые дети будут лепить ладонями, и осязание пальцами частей, тре­бующих тонкой проработки, которые они будут лепить пальцами. Воспитатель должен обратить внимание детей на то, что способы обследования определяют способы изображения, и сформировать правильные навыки лепки. Сначала предмет рассматривают целиком . Педагог использует для этого сюрпризный момент или игровую ситуацию . Затем следует детальное обследование , дети ощупывают предмет, определяя его объем, массу, форму. Деталь­но обследуют отдельные части этого предмета и их соединение с главной частью. После этого воспитатель возвращает детей к це­лостному эмоциональному восприятию . Обследование помогает детям продумать способ изображения предмета .

Вторая, основная часть занятия - выполнение замысла . Сфор­мированный в первой части занятия образ является основой последующего изображения. Даже если на занятии педагог ста­вила не творческие, а технические задачи, например отработку приемов лепки, то и в этом случае нужно дать детям возмож­ность проявить самостоятельность и инициативу, поощрить ее. Во время лепки воспитатель подходит к каждому ребенку, нико­го не обделяя вниманием. Не следует ничего поправлять в дет­ских работах. Педагог должен с уважением относиться к замыслу ребенка, а если у него не хватает навыков лепки, показать на своем кусочке пластилина.

Третья часть занятия – анализ результатов детской деятельности или педагогическая оценка детских работ . Анализ в разных формах необходим на каждом занятии. Воспитатель благодарит детей за выполнение работы и вновь напоминает за­дачи, которые ставились перед занятием. Исходя из этих задач, он строит свой анализ.

В результате анализа дети должны понять, как правильно лепить и какие ошибки они допустили . Критиче­ские замечания, которые касаются техники лепки, воспитатель делает доброжелательно, в рекомендательной форме. Очень бе­режно следует отнестись к творческому замыслу ребенка даже в том случае, когда он совсем не удался. С самого младшего возрас­та нужно привлекать к анализу самих детей . Например, дети в средней группе конструктивным способом лепят сидящего медве­жонка. Воспитатель спрашивает детей: «Как вы думаете, ребята, почему у Сережиного медвежонка лапа отпала?» Дети отвечают, что он ее плохо примазал. Педагог предлагает детям посмотреть все работы и найти те, где все детали хорошо скреплены. Затем педагог спрашивает: «Почему эти медвежата такие крепенькие?» Дети должны сами делать выводы - закрепляются полученные знания. При анализе можно использовать игровую ситуацию : например, приезжает «скорая помощь» и увозит Сере­жиного медвежонка в больницу к Айболиту лечить лапу. За столиком в «больнице» сидит один из детей в медицинской шапке и в очках и лечит медвежонка на глазах у всех детей. Это тоже закрепление знаний, но в игровой форме.

После занятия все выле­пленные игрушки желательно красиво расставить и продемонстрировать родителям. Воспитатель привлекает их внимание к достижениям всех детей, а не только своего ребенка. Эта еженедельная выставка для родителей стимулирует желание детей вы­лепить свою работу красиво.

Самые лучшие работы каждого ребенка выставляют в шкаф, где находится постоянно действующая выставка работ . Эти работы обрабатывают парафи­ном и сохраняют длительное время, их постоянно пополняют, заменяют, стремясь, чтобы все дети были участниками этой выставки.

Персональная выставка - одна из форм поощрения детей, обладающих незаурядной фантазией. На отдель­ную полку нужно собрать все работы одного ребенка, красиво их расставить, написать его имя и фамилию, показать родителям.

Организация выставок дает большие результаты: привлекает детей к изобразительной деятельности, повышает эстетический уровень их работ, активизирует творчество. Каждая выставка должна иметь своё название – образное, художественное.

Продумывая методику работы с детьми по лепке, воспитатель большое значение уделяет формированию у детей стереотипных уме­ний , поэтому достаточно часто применяет показ и разъяснение спо­собов действия, тренировочные задания для закрепления навыков.

Только на этой базе возможна творческая деятельность детей , поиск новых способов изображения, интересных, нестандартных решений. Тренировочные задания должны быть разнообразными. Например, воспитатель формирует у детей навык раскатывания глины ровным жгутом. На одном занятии они лепят из него кор­зинку для ягод, на другом - красивый кувшин, на третьем - брев­нышки для домика Кикиморы. На каждом из этих занятий дети отрабатывают необходимый навык и имеют возможности для творческого самовыражения.

Детей младшего дошкольного возраста характеризует бурное физическое и психическое развитие. Развиваются движения рук, улучшается координация движений, начинают развиваться мелкие мышцы рук, и это позволяет ребенку осваивать все более сложные движения. Малыш знакомится с разнообразными предметами способами действий с ними, начинает замечать мелкие предметы, рассматривать их. Освоение окружающего пространства вызывает потребность в общений, малыш начинает задавать множество вопросов. Ведущим средством общения становится речь. Он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Занятия лепкой для самых младших дошкольников 2-го года жизни являются первой ступенькой, которая поднимает их из периода доизобразительного в изобразительный- это революционный скачок в разви­тии ребенка, после которого у него резко увеличивается количество мыслительных операций, начинают развиваться образное мышле­ние, воображение, развиваются функции руки. Лишая детей воз­можности лепить, взрослые задерживают их развитие. Раскатанный на столе кусочек глины становится «конфеткой», «колбаской», которой можно угостить куклу. Дальнейшее освоение глины и простейших приемов лепки позволяет воспитателю группы «Малыши» решить основную задачу: подвести детей к пониманию возможностей изображения реального предмета. Развитие детей неодинаково.

Тематика лепки детей очень простая - это колбаски, баранки, яблочки, печенье. Колобок, снеговик, птичка (согнутая колбаска с прищипнутым клювом).

Дети с 2 до 3 лет должны освоить основные формообразующие движения и уметь их применять самостоятельно. Они должны знать, как вылепить стол­бик, шарик, диск, соединить концы колбаски и получить баранку, а в конце года освоить лепку предметов, состоящих из нескольких частей, - пирамидку, самолет лодочку, мишку-неваляшку, зайчи­ка, грибок, яблоко с листочком, птичку, кошку. Воспитатель дает детям представление о частях предмета, их соединении. Знакомит с функцией предметов и их частей. Рассматривая с детьми чайник, объясняет, что это предмет, в который наливают чай, ручка нуж­на для того, чтобы держать и не обжигаться, из носика чай нали­вают в чашку, сверху чайник закрывается крышкой.

Организация занятий лепкой для младших дошкольников имеет свою специфику. Дети 3 года жизни впервые начинают за­ниматься лепкой. Карандаши и фломастеры, их назначение, спо­собы использования уже известны им. Но глину многие из них никогда не видели и боятся брать ее в руки. Дети не привыкли еще и к самой форме занятий. Поэтому первые занятия педагог про­водит в маленьких группах из 4-6 человек: садится с ними за стол, кладет перед собой дощечку и глину и начинает показывать, что из нее можно слепить. Свои действия воспитатель сопровождает эмоциональным рассказом, а вылепленные предметы тут же начи­нает обыгрывать, используя кукол и игрушки. Например, вылепили морковку и тут же угощают ею зайчика, зайчик рассматривает морковку, хвалит ее. Педагог на глазах у детей делает 2-3 игрушки, лучше, если они будут связаны одним сюжетом. Педагог лепит не торопясь, так, чтобы дети успели увидеть его движения. Игрушки должны быть простыми по форме. Необходимо, чтобы занятия были эмоциональными, интересными и длились не более 10 мин.

Когда дети познакомятся с процессом превращения глины в игрушки, можно предложить им самим поиграть с глиной, помять её, отщипывать кусочки. Все это педагог немедленно обыгрывает: «А это будут у нас конфетки для мишки». Медведя воспитатель держит в руках и предлагает детям угостить его конфетами.

На последующих занятиях педагог показывает детям самые простые формообразующие движения, сопровождая их объяснением - что и зачем он делает. Он ставит игрушечный самовар и приглашает кукол к чаю, объясняя детям, что баранки к чаю он сейчас слепит: «Оторву немножко глины, положу на ладошку покатаю другой ладошкой, вот получилась колбаска. Мы ее сей­час согнем и кончики прижмем, вот и получится баранка». Педа­гог лепит 2-3 баранки, каждый раз сопровождая свои действия словами. Затем предлагает лепить баранки детям, помогая им. Так дети осваивают первое формообразующее движение - раска­тывание. После того как дети освоят этот прием, педагог показы­вает, как скатать шар круговыми движениями ладоней. Он подхо­дит к каждому ребенку и показывает ему это движение. Скатывание - сложное движение, и не каждый ребенок поймет, как долж­ны двигаться ладони, поэтому воспитатель берет ладошки ребен­ка в свои и, прижимая их к глине, показывает, как нужно действо­вать. После скатывания детям показывают прием сплющивания, предлагая слепить печенье, пряники, оладьи. Все вылепленные детьми вещи обыгрываются. Слепили шар - это Колобок, он ка­тится по дорожке, поет песенку вместе с детьми. Для закрепления педагог предлагает детям слепить яичко, которое снесла Курочка-Ряба. В этом возрасте трудно сформировать интерес детей к результатам своей деятельности, игровые приемы являются самыми доступными для малышей. Важно, чтобы педагог давал задания, понятные и интересные детям. Планируя занятие с детьми, педагог особое внимание уделяет формированию мотивов деятельности , так как именно они влияют на качество изображе­ния младшего дошкольника.

В первой младшей группе ведущими методами являются ин­формационно-рецептивный , а затем репродуктивный , требующий от детей самостоятельности . На каждом занятии педагог рассмат­ривает вместе с детьми игрушку или образец, затем показывает способ действия . Но как только дети усвоят его, педагог перестает показывать и только словами напоминает , что нужно делать. Это очень важный момент. Зная, что педагог все покажет, дети быстро перестают думать и просто подражают ему.

К 4 годам ребёнок овладевает важнейший операций - сравнением «Сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышле­ния», - считал К.Д.Ушинский. К 5 годам дети становятся наблюда­тельными, у них развивается память и способность к воспроизведе­нию. Игровая, трудовая, изобразительная деятельность развивают у младшего дошкольника творческое воображение.

В средней группе педагог должен научить детей вычленять форму предмета с помощью обследующего жеста, формировать способы обследования, сравнивать предметы между собой, опре­деляя сходство и отличия (например, сравнивая рыбку и кита, дети выделяют общий для них овальный силуэт). Педагог учит детей переносить усвоенные способы изображения в новые усло­вия.

В средней группе дети лепят несложные предметы, состоящие из нескольких частей. Они должны научиться правильно передавать пропорции между частями предмета, прочно их присоединять и примазывать . Активно включаются в работу пальцы; такие дета­ли как уши, клювы, гребешки, делают путем прищипывания, шляпки грибов, мисочки - путем вдавливания, хвосты у птиц - растягиванием глины или пластилина. Одновременно с изображе­нием мелких деталей игрушек из глины и пластилина педагог учит детей изображать крупные, обобщенные фигуры из мокрого песка и снега, летом можно использовать репьи. В лепке из снега участ­вует и педагог, показывая детям, как надо скреплять детали, за­глаживать поверхность, украшать фигуру кусочками льда, ка­мешками и красками. В средней группе дети учатся использовать дополнительные материалы - иголки от сосны для изображения иголок у ежихи с ежатами, усов у кота; бусинки для изображения глаз. Для развития мелких мышц руки педагог дает задание выле­пить на пластине барельеф бабочки и украсить ее цветными гра­нулами полиэтилена или мелкими камушками, семенами цветов, лепестками. С этой же целью дается задание вылепливать из пла­стилина буквы.

На 4 году жизни значительно повышается уровень психического развития ребенка. Занимаясь лепкой с детьми этого воз­раста, воспитатель проводит детальное обследование предмета, сохраняя принятую последовательность: сначала эмоционально целостное восприятие предмета, затем вычленение отдельных его частей с указанием их функции, формы, цвета. Кончаете обследование повторным целостным восприятием. Для после­дующего изображения предмета в лепке важно не только зритель­ное, но и тактильное восприятие. Для этого педагог показывает детям обследующий жест - основной объем ощупать ладонями, а детали - кончиками пальцев. Для того чтобы ребенку интересно было рассматривать, можно придумать какую-то игровую ситуа­цию. Например, рассмотреть утенка для того, чтобы вылепить его похожим на маму-утку. Перед этим дать детям послушать фран­цузскую песенку «Десять маленьких утят», сделать несколько движений, имитирующих утят. Обследование не должно быть затянутым, чтобы не пропало желание лепить.

Рассмотрев с детьми предмет, педагог показывает им способ изображения . Это хороший обучающий метод при усвоении ново­го, так как у детей развито подражание. Ребенок должен увидеть те способы изображения, которые может показать только взрос­лый человек. Детям нужно показать, как пользоваться инструмен­тами. Но это полезно, только когда ребенок осваивает новый прием или изображаемый предмет сложен. В других случаях мож­но использовать частичный показ. Он дает возможность детям применить свою сообразительность и самостоятельно выполнить лепку. Если воспитатель на каждом занятии использует показ. дети становятся инертными. Им иногда достаточно только на­помнить знакомый способ действия.

Изобразительные возможности 4-летних детей зависят от разви­тия мышц кисти руки. Перед занятиями полезно проводить игро­вые упражнения, например, такие: «Ну-ка, ребята, покажем паль­чиками, как гусь щиплется. А как собачка мух ловит? А теперь по­кажем, как наши ручки работают. Пальчики - в кулак, разжали! Покрутим ручками, вот как они в разные стороны крутиться уме­ют!» В свободное время полезно проводить игру «Узнай форму на ощупь». Ребенку завязывают глаза, и он на ощупь определяет, что ему дали в руки - пирамидку, кубик, шар. Эта игра закрепляет зна­ние детей о различных геометрических формах и полезна для раз­вития ощущений. Можно использовать миндальные и грецкие оре­хи. Ребенку завязывают глаза, кладут его ладошку на орехи и спра­шивают, сколько их? Орехов должно быть не более 3. 4-летние дети справляются с этим заданием и с удовольствием играют в эту игру. Она одновременно учит счету и развивает восприятие.

Обучая детей 4-го года жизни новым приемам лепки, нужно использовать такие, которые они смогут применить в самостоя­тельном творчестве . Например, можно показать детям, как лепить елку . Сначала показать детям искусственную елочку, чтобы они увидели, какая она пушистая, что ветки ее располагаются ярусами, а внизу виден ствол. Затем педагог показывает, как из пластилина вылепить конус - ствол. Далее он привлекает детей к со­творчеству, эмоционально рассказывая, задавая детям вопросы заставляет их заинтересованно следить за процессом лепки и как бы участвовать в нем. «Ствол готов. Теперь догадайтесь, как я буду лепить елочку! Видите, какие у нее пушистые веточки? А как мы такие пушистые вылепим?» Воспитатель скатывает из пласти­лина шар, надевает его на палец и заостряет верхушку, стекой нарезает бахромой края шара. «Вот какая пушистая получается! Сейчас еще один ярус сделаем!» На глазах у детей он надевает готовый ярус на пенек и прижимает его плотно, потом лепит 2-й ярус и надевает его на 1-й. Всего 3 яруса надевает он друг на дру­га, и получается пушистая елочка. Приемы лепки несложные, и дети их запоминают легко. Если не все дети поняли, как нужно лепить, показ можно повторить. Когда 4-летние дети освоят этот прием, им будут доступны многие темы сюжетной лепки. Не­сколько елочек, грибы, ежик - и готова лесная полянка! Все изо­бражения можно переставлять, обыгрывать, населять лес другими зверюшками. Лепку елочки можно давать после того, как дети научились лепить снеговика из 2-3 шаров, тогда им будет поня­тен принцип строения елки, детально нужно будет показать толь­ко прием заострения верхушки шарика и нарезание бахромы сте­кой. Можно применить эвристический метод и после 1-го яруса спросить детей, как сделать елку высокой. Предложить им самим сообразить. Везде, где можно, следует спрашивать детей, каким способом лепить лучше , удобнее, прочнее, красивее.

В средней группе вводится сравнение, так как у детей уже сформировано представление о круглой и овальной формах. Сна­чала детям показывают, как лепить барашка, зайчика с овальным туловищем и круглой головой, затем педагог сравнивает овальное туловище барашка с туловищем ежика и показывает, как его нуж­но лепить, держа ладони под углом, как при лепке морковки, как загнуть кверху носик и стекой наколоть иголки, держа ее под уг­лом и слегка приподнимая. Иголки получаются торчащие. Прием несложный, но его нужно показать. Для закрепления дети вылеп­ливают маленьких ежат. Разнообразные детские работы можно объединять в единый сюжет.

Младшим дошкольникам уже доступны задания творческого характера . Творчество - самостоятельная деятельность дошкольника, но для ее развития необходимы новые яркие впечатления, ведь ребенок в своем творчестве образно отражает окружающий мир. Обучение детей идет быстрее, эффективнее, когда уси­лена образная основа изобразительной деятельности . Необходи­мо обогащать ребенка впечатлениями, используя музыку, поэзию, устное народное творчество, экскурсии в природу, знакомство с доступными произведениями искусства. Жизненный опыт ребенка еще очень мал, а те впечатления и наблюдения, которые у него есть, он не умеет использовать в изобразительной деятельности.

Самая доступная и полезная для ребенка информация - зри­тельная . Чтение книг с целенаправленным рассматриванием ил­люстраций дает детям очень много информации по изобразитель­ной технике, развивает воображение. Ребенок с удовольствием рассматривает вместе с взрослым в книжке, как изображен ежик, какой у него нос, есть ли уши, как расположены иголки, почему он на них накалывает яблоки, какие у него ноги, может ли он ходить на задних лапах, почему его так изображают художники. Вопросов во время рассматривания набирается множество, но изображение ежика после такого рассматривания отличается большой точно­стью независимо от того, рисует ребенок ежа или лепит. В книжных иллюстрациях и фотографиях имеется большая информация для изобразительной деятельности. Нужно научить детей получать ее. Рассматривая вместе с детьми иллюстрации, нужно постоянно об­ращать их внимание на важные детали, на способы изображения . Эти знания пригодятся детям в изобразительной деятельности.

С того момента, как дети начинают лепить, их нужно знако­мить со скульптурными изображениями животных . Особенно полезны маленькие фарфоровые статуэтки, они эстетичны, выра­зительны, и дети, рассматривая их, знакомятся с объемным изо­бражением. Не подходят для показа детям штампованные фигур­ки зверей, т.к. они часто утри­рованы и лишены какой-либо художественной выразительности, поэтому ничего, кроме засорения вкуса, не принесут. Учить детей смотреть - очень важно. При наблюдении живого объекта , предмета или его изображения нужно задавать ребенку вопросы: «Какая это птица?». «Какой у нее клюв?», «Какой фор­мы?», «Какие у нее глазки?», «Где крылышки?». «Какие они?», «Какой хвост?». На прогулке, когда дети играют, воспитатель всегда может найти минутку для индивидуальной работы с теми детьми, у которых плохо развита наблюдательность.

Для обогащения детей яркими впечатлениями, «оживления» образа используется музыка . Например, педагог берет на занятии лепкой тему «Котята» и ставит перед детьми задачу изобразить их в разных позах. После эмоционального рассказа (своего и детей) о проделках котят он показывает детям, как легко передать различ­ные движения котят, если раскатать цилиндр, стекой прорезать с двух сторон ноги и сгибать их по-разному. Так можно изобразить испуганного котенка с выгнутой спиной, играющего на опущенных передних лапках, сидящего или лежащего с поджатыми лапками. Фигурка животного дополняется круглой головой с прищипнуты ми ушками и хвостом, который может быть поднят кверху, опущен вниз. Для того чтобы дети представили веселого, играющего котенка, его разнообразные позы и захотели его изобразить, педагог после своей беседы о технике лепки дает детям послушать А.Гречанинова «Котик выздоровел». Музыка помогает представить движения играющего котенка и изобразить их. С такой же целью используется песенка «Рыбка» М.Красева Эта маленькая яркая песенка рождает интересные изобразительные замыслы даже у самых инертных детей. При лепке медведя можно использовать пьесу «Медведь» С.Ребикова, дающую образ неуклюжего большого медведя. Все эти музыкальные пьесы «оживляют» представления детей об образе и вызывают эмоцио­нальный отклик, они дают представления о движениях персона­жей и поэтому с наибольшей пользой могут применяться на заня­тиях лепкой. Игрушки, созданные в такой эмоциональной атмо­сфере, дети с удовольствием обыгрывают, имитируя их голоса в соответствии с музыкальными образами.

Поэзия так же, как и музыка, развивает воображение детей, обогащая их творчество. Особенно полезно детям знакомство с народной поэзией, потешками, прибаутками .

Дедушка Ежок,

Не ходи на бережок,

Ты промочишь ножки,

Красные сапожки.

На занятиях с младшими дошкольниками можно использовать стихи А.Барто, С.Маршака. Но при этом педагог дол­жен помнить, что одни стихи не дают младшим дошкольникам наглядно-чувственной картины, они нужны для эмоционального отношения к образу, поэтому, привлекая поэзию, нужно пока­зывать иллюстрацию , где этот образ зримо запечатлен.

Для обо­гащения детского творчества впечатлениями и наблюдениями многое дают прогулки . Самую обычную прогулку на групповой площадке можно превратить в увлекательное путешествие в мир природы. Иногда возможность понаблюдать за птицами и насе­комыми появляется неожиданно. На руку педагогу села бабочка, дети, затаив дыхание, рассматривают ее необыкновенно краси­вые крылья, усики, длинный хоботок, который она свертывает баранкой. Такое наблюдение нельзя заранее запланировать , следует ценить неожиданную возможность и предложить детям полюбоваться и рассмотреть бабочку. Дети увидели, как борют­ся два жука, поднявшись вертикально и обняв друг друга лапка­ми, каждый старается оттолкнуть от себя другого. Такая сцена тоже стоит внимания. Наблюдения должны накапливаться у детей, они пригодятся потом. Чаще всего воспитатель готовится к прогулкам и организует наблюдение за птицами, насекомыми сопровождая его короткими интересными замечаниями. Рассматривание насекомых в лупу дает новый, интересный ма­териал для изобразительной деятельности. Дети получают ин­формацию, которую обычно получить не могут. Это связано с открытиями, удивлением, яркими эмоциями. Чем больше таких наблюдений, тем больше у детей свежих, нешаблонных рисунков и лепки, совершенно неожиданных воплощений увиденного. Такие прогулки развивают воображение у детей, обогащают их по­знание и влияют на выразительность и творчество детей .

На 6-м году жизни с ребенком происходят большие изменения. Изменяются пропорции тела, ребенок становится подвижным, лов­ким, движения уверенные, совершенствуется координация. К этому возрасту у него активно развиваются мелкие мышцы руки. Эта важная способность руки связана с развитием речи и мышления. У 6-леток значительно повышается острота зрения, и они замеча­ют мелкие детали, это выражается в рассматривании насекомых, строения цветка, устройства различных механизмов и т.д. Мышление в этом возрасте конкретно, и только к 7 годам по­являются элементарные понятия. Естественно, что все это проис­ходит не у всех детей одинаково, даже у растущих в сходных усло­виях. Активно развивается речь, словарный запас ребенка 7 лет составляет около 4000 слов, но образную речь дети часто пони­мают буквально. Дети 6-7 лет хотят учиться, у них активизиру­ются познавательные интересы, в отношении с взрослыми появ­ляются личностное общение и собственные эстетические суждения и оценки.

В изобразительной деятельности дошкольников стар­шего возраста творчество играет все более важную роль . Это свя­зано с развитием личности ребенка. Понимая это, педагог ста­рается организовать детскую деятельность так, чтобы они виде­ли все краски жизни, ее удивительные проявления, научились любить прекрасное, чтобы им открылось особое видение мира и захотелось в творчестве выразить свои чувства и мысли. Педагог должен продумывать свои занятия, чтобы обучение развива­ло личность ребенка, а не превращалось в тренировку изобразительных умений. Поэтому главной задачей является формирова­ние творческого складаума , развитие воображения, эмоцио­нальной впечатлительности у старших дошкольников - раз­витие личности через изобразительная деятельность . Занятия лепкой дают для этого все возможности.

Одна из важнейших задач - научить детей наблюдать и размышлять над тем, что они увидели. Искусство учит детей высокой нравственности, поэтому педагог так организует культурную среду , в которой воспитываются дети, чтобы они могли познакомиться с произведениями искусства, при возможности - побывать в музее , где есть скульптуры, увидеть и рассмотреть городскую скульптуру . Более полному восприятию скульптуры способствует использование музыки, поэзии, художественного слова .

В старшем дошкольном возрасте дети овладевают лепкой по представлению, с натуры, по памяти. По содержанию лепка мо­жет быть сюжетной, предметной, декоративной . Дети умеют да­вать эстетическую оценку лепным изображениям.

Воспитатель ставит своей задачей научить детей лепить скульптурным спосо­бом - вытягивая детали из целого куска, ленточным способом - в декоративной лепке. Дети должны овладеть многими приемами обработки и украшения вылепленного изделия - уметь загладить его поверхность, прочно скрепить детали, сделать налепы, углуб­ления, рельефы, уметь использовать каркасы, пользоваться стека­ми, работать с разнообразными пластичными материалами, уметь передавать движение. Дети младшего дошкольного возраста лепят конструктивным способом, составляя целое из отдельных частей: это им понятнее, доступнее, потому что у них еще нет целостного восприятия. Но конструктивный способ мешает соблюдать правильные пропор­ции, чаще всего к маленькому туловищу животного прикрепляют слишком большие конечности. Освоив простые формообразующие движения и способы изображения в «Почемучках», «Фантазёры» самостоятельно и свободно оперируют ими – это основа для создания выразительного изображения.

Детей знакомят со скульптурным способом изображения - лепка вытягиванием позволяет ребенку почувствовать всю массу туловища животного и сораз­мерность конечностей, движение пере­дается более естественно. Для более точной передачи дета­лей полезно использовать фотографии животных в разных позах или скульптуру малых форм. Они дают все необходимые сведения о животном и не навязывают чужой манеры изображения.

При ознакомлении детей с новым способом лепки педагог дает образец , который вместе с детьми рассматривает и анализиру­ет , а затем образец убирают . После этого необходимо показать новый способ лепки . Педагог демонстрирует приемы , постоянно обращаясь к опыту детей : «Как мы будем лепить птичку-свистульку из целого куска глины? Что сначала вылепим? Как будем вытягивать свисток? Какими пальцами будем работать?» Дети показывают пальцами движения, а педагог только коррек­тирует их. Усвоение этого приема очень важно для развития не­обходимых умений в лепке, поэтому педагог повторяет все движе­ния пальцами , чтобы их увидели все дети.

Частичный показ. На следующем занятии предлагает детям слепить елочку, но не так, как они лепили в средней группе, когда не было видно веток. Дети уже вылепили пенек - ствол, разделили пластилин и скатали его в шары, из которых будут вылеплены ярусы веток. Педагог надевает один из шаров на палец и спрашивает: «Как вытянуть ветки?» Нужно дать детям возможность подумать самим. Только после этого педагог показывает простой и экономный прием работы двумя пальцами - оттягивание на себя большим и указательным паль­цами , когда большой палец внизу, а указательный сверху, затем этими же пальцами нужно прижать с боков конец веточки, чтобы она стала более тонкой. Так вытягивают и округляют все ветки, работа более тонкая. Нарезать стекой бахрому по окружности шара, имитируя иголки, дети уже умеют, теперь они делают это на каждой ве­точке отдельно. Ставить один ярус на другой нужно так, чтобы ветки у елки не располагались одна под другой. Получается сим­патичная елочка, как настоящая.

Если не обращаться к прежнему опыту детей, педагог сам покажет прием, то дети инертно скопируют его действия, такое занятие не будет их развивать. Частичный показ имеет преимуще­ства перед полным. Если дети лепили Снегурочку в длинной шубке, а потом им пришлось лепить танцующую девушку в длинном пла­тье, то воспитатель может ограничиться беседой с детьми о том, какие движения характерны для танцующих и каким способом их лучше изобразить. Тогда дети вынуждены будут самостоятельно решать изобразительные задачи. Беспомощными ребята становятся тогда, когда их «ведут», не давая им самостоятельно разобраться с техническими трудностями. Достаточно один раз показать детям, как заглаживать поверхность вылепленной фигурки и продемонст­рировать результат (гладкая, блестящая, красивая), чтобы вызвать желание сделать так же. Позже, при анализе, нужно похвалить де­тей, которые правильно это сделали . Показывая детям прием за­глаживания поверхности, следует делать это указательным пальцем, а не большим, т.к. тренировать лучше указательный палец.

В.А.Сухомлинский считал, что ум ученика - на кончиках его пальцев, поэтому их нужно приучать к тонкой работе . Для этого можно предложить детям вылепить виноградную кисть или корзиночку с малиной . Из тонкой пластины вырезается виноградный лист, прикрепляется к ветке, где висит виноградная гроздь собранная из маленьких, зеленых шариков, на конце кисти более спелые и поэтому более светлые ягоды. Это задание полезно для развития мышц руки. Так же лепится и малинка: мелкими шариками облепляют большой, в одном месте прикрепляют зеленые чашелистики. Это работа коллективная одни дети лепят корзиночку, другие - малину.

Дети по-разному проявляют свои пристрастия в лепке , одним нравятся крупные формы, другим - мелкие, миниатюрные. Люби­телям миниатюры можно давать задания вылепить жука-носорога ежат, лягушонка, снабдив их фотографиями для уточнения деталей. Выразительные возможности пластилина позволяют передавать самые мельчайшие детали.

Основная цель работы по изобразительной деятельности с детьми 6-7 лет – приобщение к прекрасному, воспитание любви и интереса к изобразительному искусству.

К подготовительной группе у детей появляется необходимый зрительных образов. У детей окрепла мускулатура кисти рук. Дальнейшее развитие получила речь, мыслительные процессы. Во время наблюдений дети 6 лет более полно воспринимают явления окружающей действительности и форму предметов. Они лучше ориентируются в пространстве и начинают понимать, как можно расположить предметы по отношению друг к другу. Изменения в развитии ведут к изменению характера изобразительной деятельности. У детей появляется желание точнее передавать форму, пропорции; их начинает увлекать изображение деталей и предметов, дополняющих образ.

Дети понимают, что руки и ноги фигур для изображения шага и других действий можно не только расставлять и поднимать, но и сгибать, в результате чего вылепленные фигурки делаются выразительнее. Кроме того, они могут сразу определить, в каком положении должен находиться изображаемый предмет и соответственно установить основную часть. Например, ребенок сразу определяет положение куска глины при изображении бегущего зайца, крадущейся лисы.

Значительно более высокие требования по технике лепки воспитатель предъявляет к детям подготовительной к школе группы. Здесь он должен научить детей передавать характерные признаки предмета» четко, правильно изображать объемную форму предмета, точнее соблюдать пропорции, прочно скреплять части предмета, вытягивать мелкие части из основного куска глины .

Дети должны научиться утяжелять нижнюю часть фигуры, прочно устанавливать фигуру на ногах, на подставке. Дети должны передавать в лепке некоторые позы, положения, движения фигуры, соблюдать соотношение предметов в сюжете по величине, располагать их по смыслу. Нужно подвести детей к иллюстрации в лепке несложных эпизодов из сказок или рассказов, научить их самостоятельно намечать содержание лепки. Чтобы обеспечить выполнение этих программных требований, воспитатель учит детей понимать характерные особенности строения предмета, объединять несколько предметов на одной подставке в определенных смысловых соотношениях.

Воспитатель учит детей, помимо установки фигур на ноги и на подставку, находить опору для вылепленной фигуры в дополнительных точках (лыжник опирается на палки, мальчик в зимней одежде - на снежный ком, дети держатся за руки).

Работу со стекой воспитатель вводит здесь с первых занятий. Сначала учит использовать стеку для прорисовки деталей острым концом, затем примазывать мелкие части, позднее - разрезать кусок глины для выделения частей фигуры (ноги, лапы), вырезать углубления, чтобы расширить его, вынимать лишнюю глину. С середины года он показывает детям, как делать украшающие насечки, каким концом стеки и как их наносить для получения красивого орнамента, узора.

В этой группе воспитатель дает указание целиком, не повторяет его, но иногда задает детям вопросы о приемах и последовательности работы. Одним из наиболее распространенных приемов обучения является словесное указание, напоминание, а также частичный показ - показ способа передачи движения, изменения позы, новых деталей, новых приемов работы.

В этой группе во время сюжетной лепки, при иллюстрации сказок воспитатель подбирает такие темы, чтобы детям встречались лишь хорошо знакомые образы, предметы, которые дети уже неоднократно лепили на занятиях. Фигуру человека, животного они учатся изображать в разнообразных позах, движении, что позволяет им достаточно выразительно передавать несложные сценки, иллюстрировать в лепке эпизоды из знакомых литературных произведений. В их работах персонажи сюжетной сценки приобретают характерные черты, объединяются в определенной ситуации, выраженной направлением, позой. Работа со стекой позволяет усилить выразительность, добиваться большего сходства, детализации, украшать ряд изделий.

В этих случаях основное внимание детей обращено на композиционные и смысловые связи группы в сюжете.

Детям 6-7 лет необходимо напоминать о соблюдении аккуратности в работе, требовать засучивания рукавов, не допускать стряхивания сухой глины с рук на костюм, на стол, нужно следить и за позой ребенка, за положением его рук.

6-7-летние дети более требовательны сами к результатам своей работы; если малыш одинаково охотно и легко берется слепить и шарик и козу или корову, то ребенок 6-7 лет уже способен оценить свои силы, опасается технических трудностей, требователен и к отделке, не за всякую работу легко берется.

Смелость в работе воспитывается параллельно освоению ребенком основных навыков и умений в лепке, и дети с каждым месяцем все легче берутся за новую для них тонкую работу, с удовольствием украшают изображение, дополняют его многими мелкими деталями.

    Предметная лепка

    Сюжетная лепка

    Декоративная лепка в детском саду.

    Конструктивный - простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей. Например, птичка: сначала лепится туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерных признаков. Конструктивным способом лепки дети пользуются в младшей группе детского садика. Этот способ применяется в дальнейшем во всех возрастных группах, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.

    Пластический-

    Комбинированный-

    Основные приемы лепки

    Приемы лепки

    Описание

    Отщипывание

    Сплющивание

    Сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами- большим и указательным. Средний кусочек - придавливают с помощью ладошки и плоской поверхности.

    Скатывание

    Вдавливание

    Заострение

    Раскатывание

    Соединение

    Прищипывание

    Литература.

    5. Милосердова Н.Е. Обучение дошкольников технике лепки. М.: ЦПО, 2008

Просмотр содержимого документа
«Основные методы и приемы в лепке в различных возрастных группах »

Основные методы и приемы в лепке в различных возрастных группах

Лепка необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета.

И.М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно недоступны. Руками мы ощупываем предметы со всех сторон, и в этих определениях очень большую роль играет разнообразное изменение формы ладонной поверхности, дающее возможность чувствовать углы, выпуклости, углубления и пр.».

В лепке ребенок должен отразить материальные свойства тел - их объем, форму, плотность, фактуру. Это возможно лишь тогда, когда в опыте ребенка уже имеются осязательные следы, так как зрительное отражение этих качеств предмета в отличие от осязательного опосредованно.

Изобразительная деятельность детей включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация. Каждый из этих видов имеет свои возможности в воспроизведении представлений ребёнка об окружающем мире.

Рабочим материалом для лепки может быть, как глина так и пластилин или солёное тесто. Своеобразность лепки состоит в том, что с помощью этого вида деятельности передаётся форма предмета в трёх измерениях.

Дети с удовольствием лепят людей, животных, посуду, транспортные средства, овощи, фрукты, игрушки. Предметы, которые они создают, используются в игровой деятельности.

Во время подготовки к лепке ребёнок получает много знаний о предмете (название, форма, строение, цвет, назначение). Вместе с тем обогащается и развивается его словарь, связная речь, с помощью которой можно описать образ по памяти. Это оказывает содействие развитию его мышления, внимания, воображения и других процессов.

На занятиях ребёнок получает сведения о способах лепки и сам учится это делать. На основе своего опыта он старается самостоятельно решить учебные задачи, а со временем эта самостоятельность перерастает в творчество.

В процессе лепки больше, чем в какой-либо деятельности, можно добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы, особенно большие, указательные, средние. Чтобы усвоить технику лепки, ребёнку нужно развить специальные движения относительно их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности. Эти качества помогут дошкольнику в дальнейшем овладеть разными видами учебной, трудовой деятельности.

Во время ознакомления с предметом ребенок учится понимать его красоту. Он сам начинает передавать в лепке отдельные выразительные его признаки, старается тщательно обработать поверхность изделия, разукрашивает его орнаментом и т.д.

Лепка помогает воспитать любопытство к изобразительной деятельности. Ребёнок ставит перед собой определённую цель и доводит начатое дело до конца, а это оказывает содействие развитию организованности, целеустремлённости и настойчивости, дисциплинирует его.

Взрослым нужно помнить, что они должны учить ребёнка лепить, а не делать из него скульптора, и лепка не самоцель, а лишь средство всестороннего развития и воспитания.

Для детей трёх-четырёх лет рекомендуется лепить: столбики, апельсины, вишенки, бублики, крендельки, пирожки, вареники и др. Приёмы лепки, как раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями рук, расплющивание пластилина (палочки, бублики, крендельки, птички, неваляшки, грибы), оттягивание небольших частей (клюв, хвост и др.).

Для работы с детьми пяти лет рекомендуется лепить: яблочко, морковь, мисочка, тарелочка, чашечка, стакан и др., где в основе лепки предметов лежат формы цилиндра, конуса (овощи, фрукты, игрушки и др.), приёмы лепки, как закругление и заострение (морковь, самолёт), вдавливание (корзина, чашечка, блюдце), загибание краёв, соединение частей, деление пластилина на части и соединение их прикладыванием, прижиманием, примазыванием.

Для детей шести-семи лет рекомендуется лепить: петрушка, курочка, уточка, птичка, котик, собачка, лисичка, мишка и др., в которых показаны разные способы лепки: конструктивный, пластический, комбинированный; приёмы сглаживания, плотного соединения частей.

Для занятий с детьми применяются три вида лепки:

    предметную;

    сюжетную;

    декоративную.

Предметная лепка в детском саду предназначена для воссоздания отдельных предметов. Дети с увлечением лепят фигурки людей и животных. Только быстрее всего они овладевают изображением предметов растительной и конструктивной формы. В связи с этим фактом перед воспитателями детского сада появляется задание обучить детей способности изображать ключевую форму предметов в лепке и наиболее яркие, свойственные им признаки.

Сюжетная лепка в детском саду сопровождается большим объемом работы, потому что необходимо вылепить каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, после чего дополнить лепку некоторыми деталями.

Воспитателю необходимо обучить детей умению изготавливать плотную, довольно объемную подставку и логично, красиво распределять предметы на ней. Это даст возможность успешно выполнить задачу создания композиционного сюжета.

Чаще всего сюжетом для лепки служат эпизоды из окружающей обстановки, отдельные эпизоды некоторых сказок, повествований. Выразительность сюжетным композициям придает не только то, как умело дети изображают форму, но и то, как они объединяют фигуры в одну композицию изображением действия.

Декоративная лепка в детском саду. Знакомство малышей с народным прикладным искусством является одним из способов эстетического воспитания, в процессе познания различных его видов, в частности и мелкой декоративной пластики народных умельцев, дети могут приобрести много полезных навыков. К примеру, красивые собранные формы, представляющие зверей, кукол, птиц с обусловленной красочной росписью, веселят детей и позитивно влияют на формирование их художественного вкуса, обогащают детские суждения и фантазию.

В работе с детьми разного возраста можно использовать такие способы лепки: конструктивный, пластический и комбинированный.

Конструктивный – простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей. Например, птичка: сначала лепится туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерных признаков. Конструктивным способом лепки дети пользуются в младшей группе детского садика. Этот способ применяется в дальнейшем во всех возрастных группах, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.

Пластический- способ более сложный. Эта лепка из целого куска пластилина, из которого вытягиваются все мелкие детали, части изделия и др. Начинают дети лепить этим способом со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Например, во время лепки мышки из общего кусочка пластилина ребёнок создаёт нужную форму, вытягивает мордочку, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаёт ей характерные признаки. Пластическим способом дети лепят на протяжении всего дошкольного возраста. В сборнике представлены образцы изготовления предметов этим способом, это уточка, свинка и т.д.

Комбинированный- способ объединяет в себе и лепку из целого куска пластилина и из отдельных деталей или частей. Например, из куска пластилина лепим часть курочки: туловище, голову, а мелкие детали и подставку готовим отдельно, потом соединяем их.

Кроме того, во время изготовления птиц, животных, людей пользуются приёмы рельефной лепки: небольшие кусочки глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом стекой или пальцами примазываются. После чего изделию придают нужной формы, это: синица, снегирь, снегурочка, виноград и т. д. Рабочим материалом для лепки может быть как глина так и пластилин или солёное тесто.

Основные приемы лепки

Приемы лепки

Описание

Отщипывание

Отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его.

Сплющивание

Сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами- большим и указательным. Средний кусочек – придавливают с помощью ладошки и плоской поверхности.

Скатывание

Формирование больших или маленьких шариков при помлщи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом.

Вдавливание

Путем нажатия большого или указательного пальца на комочек делается небольшое углубление

Заострение

Одним или двумя- тремя пальцами прижимают кусочек, со всех сторон, до получения острого конца.

Раскатывание

Формирование из куска «колбасок» (фигур цилиндрической формы разных размеров) путем скатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом.

Соединение

Прижимание деталей поделки одна к другой, затем несильное придавливание их друг к другу и тщательное заглаживание места соединения.

Прищипывание

Большим и указательным пальцами оттягивается небольшой край и заостряется.

Твердый пластилин разогреть перед занятием в емкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).

При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило ее деформации при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых предметов.

Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов.

На рабочем столе ребенка обязательно должна быть тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

Работа с пластилином требует физических усилий, поэтому в процессе ее выполнения детям необходим отдых в виде физкультминуток и разминок.

В старшем дошкольном возрасте, когда дети освоили все традиционные приемы работы с пластилином, можно предложить лепку на каркасе, в качестве основы можно использовать трехжильный провод.

Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой является осязание предмета. И.М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно не доступны». Что может дать лучшее представление о предмете, чем самому, из невзрачного кусочка глины или пластилина создать этот предмет, сделать его узнаваемым и привлекательным. Этим объясняется огромный интерес малышей разного возраста к лепке.

Литература.

1. Белошистая А.В., Жукова О.Г. - М: АРКТИ, 2007.

2. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. М.: «Скрипторий 2003», 2008.

3.Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. М.: «Скрипторий 2003», 2008.

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: «Карапуз - дидактика», 2007.

5. Милосердова Н.Е. Обучение дошкольников технике лепки. М.: ЦПО, 2008.



 

Возможно, будет полезно почитать: