Проект в подготовительной группе "весна". Педагогический проект в детском саду в средней группе с презентацией на тему: Весна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 141 «Пилеш»

комбинированного вида» города Чебоксары

Разработчик проекта:

воспитатель

Николаева Светлана Львовна

Чебоксары, 2017

I. Информационная карта проекта

Вид проекта: краткосрочный.

Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, учитель – логопед, музыкальный руководитель.

Возраст детей: 4-5 лет

Актуальность:

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. В период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с экологической культурой, формирование у детей и их родителей системы экологических знаний и представлений, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Сезонные изменения в природе отражаются на развитии интеллектуальных способностей. Живя в гармонии с природой, дети быстрее развиваются, формируется эмоциональная сфера, растут когнитивные способности.

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.

Ознакомление дошкольников с природой - это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.

Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. У детей продолжает развиваться связная речь, умение понятно для окружающих выражать свои мысли, формируется интерес и любовь к природе.

Проблема:

У детей средней группы с общим недоразвитием речи не сформированы знания о весенних изменениях в живой и не живой природе. Дети не умеют сравнивать различные периоды весны, не воспитано заботливое отношение к пробуждающейся природе. У детей нет представления о первых цветах весны, о насекомых. Дети владеют небольшими знаниями о перелетных птицах, об их жизни в весенний период. Дети не умеют устанавливать простейшие связи между условиями наступающего времени года и поведения животных, птиц, насекомых, состоянием растительности. Недостаточно сформирован словарный запас детей по лексическим темам: «Весна. Природа. Погода», «Перелётные птицы», «Цветы», «Насекомые».

Цель проекта: Расширять и обогащать знания о весеннем изменении в живой и неживой природе , замечать причины происходящих изменений, закреплять умение видеть красоту родной природы.

Задачи проекта:

Для детей:

Образовательные:

    Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.

    Пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам «Весна. Природа. Погода», «Перелётные птицы», «Цветы», «Насекомые».

    Активизировать словарь детей по лексическим темам.

Развивающие:

    Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.

    Развивать умения наблюдать за объектами и явлениями живой и неживой природы.

    Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира.

Воспитательные:

    Воспитывать бережное отношение к пробуждению природы, к ее отдельным явлениям.

    Способствовать формированию интереса детей к природе.

Словарная работа:

предметы: весна – красна, капель, почки, ручьи, сосульки, проталина, птенец, гнездо, коготь, пыльца, клумба, бутон, корень, лепесток, спячка, брюшко, хоботок, жало, усики, личинки, нектар, пыльца и др;

признаки: долгожданная, звонкая, шумная, перелётная, проворная, крикливая, голосистая, трудолюбивая, заботливые, душистый, нежный, садовый, луговой, полевой, лесной, комнатный, лечебный, полезный и т.д.;

действия: трещит, журчит, набухает, пробивается, просыпается, зеленеет. Откладывать, высиживать, выводить, щебетать, куковать, курлыкать, добывать, прорастать, распускается, цветёт, пахнет, вянет, ухаживать, рыхлить, срывать, порхать, жужжать, звенеть, пищать, вредить, поедать, откладывать, строить, ползать, приносить и др.

Для педагогов:

    расширять знания детей о весне;

    развивать любознательность;

    развивать трудовой потенциал у ребенка.

Для родителей:

Формы реализации проекта:

2.Здоровьесберегающие технологии

3. Чтение художественной литературы.

4. Беседы.

5. Наблюдения.

6. Игровая деятельность.

7.Работа с родителями.

Ожидаемые результаты:

Дети

    Расширят знания о живой и неживой природе весной и её проявлениях. Выделяют наиболее характерные сезонные изменения в природе.

    Расширят знания о жизни растений, птиц, насекомых и животных весной. Называют некоторых представителей живой природы (птицы, насекомые, цветы).

    Обогащение словаря детей.

    Участвуют в сезонных наблюдениях, проявляя познавательную активность.

    Проявляют бережное отношение к природе.

Педагоги

    Повысят профессиональную компетентность в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС по теме проекта.

    Овладеют методами и приёмами создания модели комплексно-тематического планирования на основе интегративного подхода по теме проекта.

    Обеспечат условия для усовершенствования методической базы по данной теме.

Родители:

    Проявят интерес к совместной деятельности с ребенком.

    Станут активными участниками реализации проекта.

    Повысится мотивация к сотрудничеству.

II. Краткое содержание проекта

Этапы реализации проекта:

1 ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1. Разработка и накопление методических материалов:

    подбор картин, иллюстраций, книг, стихов, загадок, звукозаписей, презентаций.

2. Создание необходимых условий для реализации проекта:

    подбор методической, научно – популярной, справочной и художественной литературы, иллюстративного материала, пособий, игр по данной теме;

    подготовка материалов для продуктивной деятельности;

    подбор материалов, моделей, игрушек, атрибутов для игровой, познавательной деятельности.

3. Создание развивающей среды:

    внесение изменений в календарь наблюдений за природой;

    изготовление макетов по теме «Весна», Перелётные птицы», «Насекомые»;

    изготовление лебука по теме «Перелётные птицы».

4. Разработка мероприятий по работе с родителями.

    изготовление папки – раскладушки, наглядной информации о наблюдениях весной за природой (народные приметы, стихи, загадки и т.д.);

    информированность родителей о предстоящей деятельности;

    размещение справочной информации по лексическим темам.

2 ЭТАП - ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ)

Образовательная область

Виды деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Совместная деятельность

Трудовая деятельность

Разбивка мини – огорода на подоконнике, посадка лука, посев семян томатов, салата, петрушки.

Уборка на участке сухих веток и травы на клумбе.

Посадка семян цветов и овощей на клумбе и огороде детского сада, пересадка рассады.

Дежурство в уголке природы.

Формирование основ безопасности:

Беседы:

«Какие опасности таятся весной на улице?», «Тонкий лёд», «Опасные сосульки», «Опасные насекомые»

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин полезных продуктов», «Шоферы» – сюжет «Путешествие по весеннему городу», «Путешествие в весенний лес», «Зоологический музей насекомых».

Дидактические игры:

«Найди, где спрятано», «Сосчитай птиц», «Где летит насекомое», «Собери цветок из фигур», «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний», «Кого (чего) не стало?», «Когда это бывает? », «Бывает – не бывает», «Кто, где живет?», «Кто как голос подаёт», «У кого какие птенцы?», «Кто летает?», «Зимует – улетает», «Сгруппируй предметы», «Угадай по описанию», «Что изменилось», «Кого я не назвала?», «Найди ошибку», «Кто больше?», и т.д.

Словесные: «Один – много», «Назови ласково», «Какой, какая, какие?», «Наоборот», «Сосчитай».

Игры-драматизации:

«Заюшкина избушка», «Муха - Цокотуха».

Физическое развитие

Совместная деятельность

Беседы: «Для чего нужны витамины весной», «Быть здоровыми хотим».

Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Мы – веселые ребята», «Карусель», «Воробушки и кот», «Совушка», «Веснянка»,«Солнышко и дождик», «Перелёт птиц»,

Здоровьесберегающие технологии:

Физкультминутки, развитие общей моторики: «Солнышко, золотое донышко», «Ласточки летели», «На окне в горшочке выросли цветочки», «Вот такая стрекоза».

Пальчиковая гимнастика: «Звенит капель», «Ласточка, милая касаточка», «Наши алые цветки», «Этот странный дом без окон».

Дыхательная гимнастика : «Цветы», «Ветерок».

Гимнастика для глаз : «Подснежник, «Солнышко и тучки», «Дождик».

Динамические паузы : «Цветок», «Солнце».

Познавательное развитие

Познавательно – исследовательская деятельность

«Экологическая тропа весной».

«В гости к хозяйке луга».

ФЭМП

«Весна пришла».

Совместная деятельность

Рассматривание картинок о весне, репродукций Левитана, Саврасова, Грабаря.

Рассматривание тематических альбомов, картинок «Весна», «Птицы», «Цветы», «Насекомые» по лексическим темам.

Ведение дневников наблюдений за погодой, за птицами.

Наблюдения:

За солнцем (обратить внимание детей на то, что весной солнце светит сильнее, греет);

За небом (замечать изменения на небе, происходящих весной - стало высоким);

За облаками (обратить внимание детей на то, что в пасмурные дни небо покрыто серыми облаками (тучами) – тяжелыми, низкими; а в солнечные дни – облака светлые, пушистые, как вата; отметить, как и почему движутся облака в ветреную погоду);

За дождем (предложить детям сравнить весенний и осенний дождь, отметить различия: осенью дожди долгие, холодные, лужи долго не высыхают);

За трудом взрослых весной (познакомить с орудиями труда, различными трудовыми операциями весной; воспитывать уважение к работе дворника, желание помогать);

За цветником (познакомить детей с названиями цветущих растений: тюльпаны, нарциссы, лён, бархатцы, примула);

За птицами (уточнить представления о строении птиц, характерными особенностями, познакомить детей с изменениями в жизни птиц с наступлением весны);

За насекомыми (расширять представления детей о многообразии насекомых, выделять и называть характерные особенности строения тела насекомых; обратить внимание на то, что в солнечную погоду можно увидеть множество насекомых).

За деревьями (уточнить понятия «дерево», «куст»; отметить набухание почек);

За набуханием почек на ветках деревьев, поставленных в вазу;

За растениями «Огорода на подоконнике»;

За прохожими (расширять представления детей о зависимости одежды людей от погодных условий).

Опыты, эксперименты: «Солнечный зайчик», «Весенние кораблики», «Что произошло с луком?», «Лед – вода», «Снег-вода», «Кто нагрел предметы?», «Веточка в вазе».

Беседы:

«Растения и свет», «Что произойдет, если наступит весна?», «Первые цветы», «Растения весной», «Весна и животные», «Шестиногие малыши», «Весенние радости», «Солнечная капель».

Художественно-эстетическое развитие

Непосредственно – образовательная деятельность

Изобразительная деятельность

Рисование:

«Нарисуй картинку про весну».

Лепка:

«Птички клюют зёрнышки».

Музыкальная деятельность

Слушание:

П. Чайковский «Времена года. Весна», М. Глинка «Жаворонок»

Пение: «Весенний привет»

Совместная деятельность

Изобразительная деятельность

Рисование

«Весеннее настроение» - ниткопись;

«Грачи прилетели» способом тычкования;

«Расцвели одуванчики» - тычкование полусухой жёсткой кистью;

Рисование по трафаретам, раскрашивание готовых силуэтов птиц, насекомых, цветов.

Лепка

«Божья коровка» из солёного теста;

«Жуки» лепка + природный материал.

Аппликация

«Тучи по небу бежали» мозаика из цветной бумаги с элементами рисования.

«Гусеница» объёмная, приёмом скатывания салфеток.

Конструктивно-модельная деятельность

«Кораблики» из бросового материала (спичных коробков и пенопласта);

«Домик для птиц» из строительного материала.

Музыкальная деятельность

Слушание: Релаксационная музыка со звуками пробуждающейся природы.

Музыкальные игры «Мы на луг ходили»

Речевое развитие

Непосредственно – образовательная деятельность

Развитие речи

Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать, чтоб не было больше зимы…»

Заучивание стихотворения чувашского поэта Ю.Кушак «О чём думает одуванчик?».

Составление рассказов по картине «Одуванчики».

Обучение рассказыванию: работа с картиной – матрицей и раздаточными картинками (по теме «Весна. Труд людей весной»).

Совместная деятельность

Составление рассказов по сюжетным картинам о весне, рассказов – описаний по картинкам о перелётных птицах, цветах, насекомых.

Беседы : «Почему весна называется весна - красна», «Какое время года вам нравится?», «Весенние хлопоты птиц», «Весенние цветы», «Животные весной», «Насекомые весной».

Чтение художественной литературы

Чтение познавательной литературы «Как появилась птица?», «Как появился цветок», «Как появилась бабочка?».

Чтение заклички «Иди, весна, иди, красна…», стихотворения Е.Баратынского «Весна – весна» (в сокр.), Е. Серова. «Одуванчик».

Чтение рассказа С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ - капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.

Чтение стихотворений К.И.Чуковского «Муха – Цокотуха» и «Тараканище».

Чтение пословиц и поговорок о весне, загадок о перелётных птицах, цветах, насекомых.

Работа с родителями

Статья «Как предупредит весенний авитаминоз?»

Наглядная агитация «Наблюдения с детьми на прогулке».

Изготовление скворечника.

3 ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

1. Обработка результатов по реализации проекта.

2. Выставка поделок и рисунков по лексическим темам.

3. Проведение итогового комплексного занятия «Весна - красна»;

4. Информированность родителей о результатах проекта через продуктивную деятельность детей, фотовыставку, сетевой город.

Отчёт о реализации проекта.

В ходе работы по проекту, дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях и образовательной деятельности. За время проекта дети расширили свои знания о весне, о животных и птицах весной. Дети научились выделять характерные изменения сезонные в природе, перечислять перелётных птиц. На протяжении всего проекта дети с большим любопытством рассматривали сюжетные картинки, вели наблюдение за деревьями и птицами. Активно принимали участие в создании мини огорода на окне, с радостью участвовали в коллективной итоговой работе проекта. Во время трудовой деятельности дети часто делились своими впечатлениями не только с воспитателем, но и с родителями. Пополнился и обогатился словарный запас детей по лексическим темам «Весна. Природа. Погода», «Перелётные птицы», «Цветы», «Насекомые».

В работе с детьми использовались разнообразные методы обучения: наблюдения, познавательные чтения, участие в выставке, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы познавательного характера, экологические игры - путешествия, эксперименты и опыты.

Были организованы с детьми наблюдения неживой природы: деятельность солнца (количества тепла и света), характер осадков, ветер, длительность дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнце нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд. Свои ежедневные наблюдения за погодой, птицами дошкольники отмечали в календаре природы.

В уголке природы были помещены макеты скворечников, изготовленных родителями, насекомых. С удовольствием ребята включались в творческую деятельность по созданию поделок из природного и бросового материала, в рисовании использовали нетрадиционный материал

С целью обогащения педагогического опыта родителей и привлечения их к совместному творчеству организовали выставку скворечников. Это позволило объединить образовательное учреждение и семью, приобщить родителей к воспитательно-образовательному процессу.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей, а также способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Весна - красна».

Список используемой литературы:

    От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е издание, испр. и доп.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014-368с.

    Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, Т.В.Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др. Под ред. проф. Л.В.Лопатиной – Спб, 2014.

    Программа образования ребенка-дошкольника/авт.-сост. Л.В.Кузнецова и др.- Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2006.-292с.

    Л.В.Соловей. Программа по социально – коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учётом регионального компонента «Традиции чувашского края» - Чебоксары, 2015 – 72с.

    Комплексное перспективное планирование. Средняя группа/ под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – МОЗАИКА-СИНТЕЗ. Москва, 2011-80с.

    Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников: Методическое пособие. М.: Мозаика - Синтез, 2012.

    Веракса Н.Е, Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.

    Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 96с.

    Дыбина О.В. Рукотворный мир. Игры-занятия для дошкольников.- М.: ТЦ «Сфера», 2014. – 128 с.

    Дыбина О.В. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов для дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2014. – 160 с.

    Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2014. – 128 с.

    Петрова В.И., Ступник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.

    Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Средняя группа. - М.: Мозаика – Синтез, 2015–64 с.

    Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд. - М.: Мозаика - Синтез, 2006.

    Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 80 с.

    Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа.– М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 84 с.

    Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 лет/Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук и др. - М., 2005.

    Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада - М.: Мозаика-синтез, 2009– 96 с.

    Куцакова. Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 64 с.

Наталья Павлова
Проект «Весна-красна»

ПРОЕКТ «ВЕСНА – КРАСНА »

ВИД ПРОЕКТА : Информационно – познавательный.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : Краткосрочный (3 недели) .

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : Дети старшей группы, воспитатели и родители.

АКТУАЛЬНОСТЬ :

Многие великие мыслители и педагоги писали, что развитие ребенка в значительной степени зависит от природного окружения. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. Приобретенные в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Знакомство с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями формирует у детей такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней важнейшие задачи каждого педагога.

Некоторые дети затрудняются называть, какие изменения происходят в природе весной . Хотелось обогатить знания детей об изменениях происходящих весной в природе . В связи с этим была определена наша тема.

ПРОБЛЕМА : У детей не сформированы знания о весенних изменениях в живой и неживой природе. Дети владеют небольшими знаниями о весенних изменениях в природе, о перелетных птицах, об их жизни в весенний период. Дети не умеют устанавливать простейшие связи между наступающего времени года и поведением животных, птиц, состоянием растительности. Снижен уровень речевого развития, активный, пассивный словарь мал, грамматический строй речи нарушен. Отсутствует связанность речи при построении развернутого высказывания. Причиной является недостаточно знаний у детей.

ЦЕЛИ : Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе. Развивать умение сравнивать различные периоды весны . Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта . Сформировать чувство гордости за родную природу. Вызвать желание и интерес у детей знакомится с картинами русских художников.

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА : Создать развивающуюся среду, подобрать необходимый материал, атрибуты для игровой деятельности, костюмы для праздника, дидактические игры, иллюстрации.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ : Расширение знаний детей о живой и неживой природе, повышение уровня нравственно-эстетической воспитанности дошкольников. Улучшение взаимоотношений между взрослыми и детьми, детьми между собой в процессе выполнения коллективных работ, проведения досугов.

ЗАДАЧИ :

Расширять представления о сезонных изменениях в природе (природа просыпается от зимнего сна, увеличился световой день, появление первой травы, цветов, прилет птиц и т. д., о труде людей весной ;

Расширять и углублять знания о жизни птиц и животных в весенний период;

Продолжать учить детей устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением животных, птиц, состоянием растительности;

Развивать интерес к художественной и познавательной литературе;

Воспитывать любовь к природе;

Развивать у детей любознательность, интерес и стремление к познанию, умению реализовать свои впечатления в художественно- творческой деятельности;

Познакомить детей с весенними приметами, загадками, пословицами, поговорками;

Чтение и разучивание стихов русских поэтов о весне ;

Развивать у детей монологическую, диалогическую и связную речь, обогащать ее новыми словами и выражениями;

Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;

Учить изображать весеннюю природу разными изобразительными материалами (гуашь, акварель, цветные карандаши, аппликация, лепка) ;

Способствовать умению применять полученные знания на практике и в самостоятельной активной деятельности;

Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных.

Ход РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Образовательная область «Коммуникация» .

Составление повествовательных рассказов о времени года весна ;

Придумывание сказок и загадок о весне ;

Рассматривание иллюстраций на тему Весна ;

Рассматривание и обсуждение репродукций картин русских художников : С. Герасимов «Лед прошел» , А. Саврасов «Грачи прилетели» .

Беседы :

- «Весна в лесу » ;

-«Насекомые весной » ;

- «Перелетные птицы» ;

- «Как птицы и звери весну встречают » ,

- «Труд людей весной » ;

- «Первоцветы» .

Речевые игры :

- «Подбери слово» (к прилагательному подбирается существительное : весенний – ветер, звон, дождь, шум, месяц и т. д.);

- «Чей хвост?» (образование однокоренных слов : у медведя- медвежий, у зайца – заячий, у волка – волчий, у лисы – лисий и т. д.);

- «Один – много» (дождь – дожди, ручей – ручьи, скворец – скворцы, гнездо – гнезда, насекомое – насекомые и т. д.).

Пальчиковые игры :

- «Цветок» ;

- «Капель» .

Образовательная область «Чтение художественной литературы» .

Чтение и обсуждение :

Г. Скребицкий «Четыре художника» , «Весна » ;

Г. Снегирев «Ласточка» ;

В. Бианки «Лесные домишки» ;

Г. Снегирев «Первое солнышко» ;

Ф. Тютчев «Весенние воды» , «Зима недаром злится» ;

А. Прокофьев «Грачи» ;

Чтение рассказов Е. Чарушина «Лисята» .

Народные приметы, поговорки о весне ;

Заучивание стихов о весне :

А. Плещеев «Уж тает снег, бегут ручьи…»

С. Маршак «Апрель» ;

Е. Серова «Подснежник» ;

Формирование целостной картины мира :

Наблюдение за неживой природой, растительным и животным миром (ярко светит солнце, снег почернел, начал таять, на снегу проталины, появились первые ранние цветы, бегут, журчат весенние ручейки, птицы поют радуются весне , возвращение перелетных птиц, просыпаются дикие животные, появляются насекомые и т. д.).

Опытно – исследовательская деятельность :

Таяние снега;

Распускание веточек.

Образовательная деятельность «Социализация» :

Дидактические игры :

- «Бывает – не бывает» ;

- «Кто как кричит» ;

- «Летает – не летает» ;

- «Узнай цветок по описанию» ;

- «У кого какой домик» ;

- «Чьи припасы» ;

- «Что в лесу растет» ;

- «Кто в лесу живет» .

Сюжетно – ролевые игры :

- «Магазин семян» ;

- «Путешествие в парк» ;

- «На лесной поляне» .

Подвижные игры :

- «Горелки» ;

- «Летает – не летает» ;

- «Хитрая лиса» ;

- «Бездомный заяц» .

Образовательная область «Художественное творчество» :

Рисование :

- «Ранняя весна » ;

- «Весенний лес» ;

- «Подснежники» ;

- «Ветка с первыми листочками» ;

- «Цветут сады» ;

Лепка :

- «Божья коровка» .

Аппликация :

- «Первые цветы» ;

- «Скворцы прилетели» (коллективная работа) .

Образовательная область : «Музыка» :

Разучивание песен :

- «Емелюшка – чернозем» ;

- «Здравствуй милая Весна » .

Образовательные области «Здоровье и безопасность» :

Беседы, обсуждения :

- «Какие опасности таятся на улице весной (скользкая дорога, падающие сосульки, дождь, ветер, лужи и т. п.) ;

- «Как обезопасить себя от весенних опасностей» .

Взаимодействие с родителями :

Предложить детям вместе с родителями прогуляться в весенний лес;

Предложить сделать вместе с детьми скворечники для птиц;

Помочь в подготовке костюмов к празднику, выучить стихи;

Предложить поучаствовать с детьми в международном конкурсе рисунков «Рисуем весну » .

ИТОГ ПРОЕКТА :

Выставка рисунков и поделок на тему : «Весна – Красна » ;

- викторина на тему : «Весна – красна » ;

Участие детей в международном конкурсе «Рисуем весну » ;

Досуг «Веснушка – весна » .

ВЫВОД :

В рамках проекта работа получилась познавательной. Проектная деятельность спланирована с учетом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания, добытые с помощью воспитателей и родителей. У детей расширился кругозор и представления об окружающем мире. В результате чего дети овладели конкретными знаниями, научились делать выводы. Поняли, что надо беречь природу, любоваться ею, а не разрушать. В результате проекта дети увидели как серьезно оценивают их творчество и сами серьезно отнеслись к выполненной работе. У каждого появилось чувство гордости за созданное им произведение.

В результате проведения проекта дети научились работать в коллективе, прислушиваться друг к другу, воспринимать разные мнения и вместе познавать мир.

Литература :

В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. 2008г. ;

Т. И. Петрова, Е. С. Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» 2010г. ;

Т. А. Шорыгина «Какие месяцы в году?» 2013г. ;

Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа 2014 г. ;

Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 5-6 лет» 2013г.

Сроки реализации : с 05. 03. 18 – 23. 03. 18 г.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческо-информационный, социальный.

Вид проекта: семейный, групповой.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Возраст детей : 4-5 лет.

Цель проекта: Дать знания о живой и неживой природе весной. Сформировать у детей интерес к окружающему миру, любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.

Задачи проекта:

Образовательные :

Познакомить детей с явлениями природы.

Развивающие :

Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.

Развивать коммуникативные навыки, память, внимание.

Воспитательные :

Воспитывать заботливое отношение ко всему живому, интерес к растительному и животному миру.

Актуальность проекта:

Тема проекта формирует у дошкольников представления о весне; общение ребенка с миром природы; развивает у детей любознательности, творческие способности, познавательную активность, коммуникативные навыки.

Ожидаемый результат:

Расширение знаний о природе весной.

Развитие творческого потенциала семьи.

Развитие речевой компетентности детей дошкольного возраста.

Формы реализации проекта:

Занятия.

Наблюдения.

Досуговая деятельность.

Игровая деятельность.

Исследовательская деятельность.

Продуктивная деятельность детей.

Чтение художественной литературы.

Этапы реализации проекта:

I этап – Подготовительный.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Разработка и накопление методических материалов.

Создание развивающей среды.

Подбор художественной литературы по теме.

Разработка мероприятий.

II этап – Реализация проекта.

Работа с детьми:

Беседа «Первые признаки весны», загадки

Тает снежок, Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? (Весна.)

Дом построен для певца
Без окошек, без крыльца. (Скворечник.)

Первым вылез из земли на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и
маленький. (Подснежник.)

Висит за окошком кулек ледяной, Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька.)

В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (Ручеек.)

Зимой лежал,
Весной побежал. (Снег.)

Желтые, пушистые,
Шарики душистые.
Подарю я маме,
Посмотрите сами. (Мимоза.)

Рассмотрение иллюстраций на тему «Весна».

Наблюдение на прогулке (за снегом, сосульками) .

Ознакомление с миром природы «Весна». Учить сравнивать весну и осень, описывать времена года.

Пальчиковая игра «Капель».

Подвижная игра «Ручейки и озера».

06. 03. 2018. Примерный сценарий НОД с детьми средней группы по теме: «Ты весна приходи, всю природу разбуди».

Цель: создание благоприятных условий, способствующих развитию представлений о времени года весна посредством составления предложений.

- корреционно-обучающая : Расширить словаря по лексической теме; Формировать навык обобщения; Формировать навыки употребления существительных в форме ед. и мн.числа;

Учить составлять распространенные предложения с помощью педагога.

Учить отвечать на вопросы полным предложением.

- корреционно-развивающая : развивать память, внимание, общую и мелкую моторику; развитие координации речи с движением

Воспитательная : Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе и друг другу.

Образовательная среда:

- : совместная деятельность педагога с детьми.

- : наглядные, словесные, практические.

- предметно-практическая среда : предметные картинки, сюжетные картинки

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Планируемые результаты: дети будут иметь представление о приметах весны, дети будут образовывать формы мн. числа имен существительных, согласовывать существительные с прилагательными.

Примерный план деятельности:

Этапы деятельности Содержание деятельности
Мотивационно-побудительный Орг.момент
Собрать разрезную картинку.
Основной Введение в тему. Беседа.
- Какое время года изображено на картине?
Почему?
- Какие приметы весны еще вы знаете?
Игра «Что делает?»
- Подбери как можно больше слов-действий.
Солнце – греет, светит, встает, садится…
Снег - …
Сосульки - …
Игра «Один – много»
Одна сосулька – много сосулек
Один ручей – много ручьев
Одна птица – много птиц
Физминутка
Улыбаются все люди.
Весна, весна, весна!

(дети говорят улыбаясь.)

Она везде, она повсюду!

(Красна, красна, красна – повороты.)

По лугу, лесу и поляне.

(Идет, идет, идет – шагают на месте.)

На солнышке скорей погреться.

(Зовет, зовет, зовет – руки «рупором».)

И в ручейке лесном задорном,

(Звенит – 3 раза, щелчки пальцами.)

И все живое сразу слышит. (Весенний звон – 2 раза, хлопки. )
Пальчиковая гимнастика
ШАЛОВЛИВЫЕ СОСУЛЬКИ
Шаловливые сосульки (Складываем ручки щепоткой и острым концом показываем вниз по очереди каждой рукой.)
Сели на карниз. (Садимся на корточки.)
Шаловливые сосульки (Так же.)
Посмотрели вниз. (Наклоняем голову.)
Посмотрели чем заняться? (Пожимаем плечами)
Стали каплями кидаться. (Взмахиваем кистями рук одновременно.)
Целый день идет трезвон:
Дили-дили, дили-дон! (Взмахиваем кистями рук по оче
6. Игра «Бывает – не бывает» (Дети повторяют правильное предложение.)
Весной бывает капель.
Весной бывает листопад.
Весной мы празднуем Новый год.
Весной ярко светит солнце.
Игра «Солнечные лучики»
Иллюстрация с изображением весны. Логопед объясняет, что солнце весной греет сильно, его лучи будят природу от зимнего сна.
Показывая на предметы на картинке, спрашиваем
-Куда упал Лучик?
Лучик упал на деревья.
Лучик упал на крышу дома.

Рефлексивный

07. 03. 2018. Исследовательская деятельность

Таяние снега.

Наблюдения за распусканием почек на веточках.

Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка», учить слушать, оценивать поступки героев.

Просмотр иллюстраций по теме.

Подготовка консультации для родителей «Одеваемся по сезону».

Рисование красками «Первые подснежники».

Беседа «Перелетные птицы».

Чтение стихотворения «К нам пришла весна».

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.

Подвижная игра «Перелет птиц»

Дидактическая игра «Гнездовая птиц»

Наблюдение на прогулке за птицами

Лепка из пластилина «Птички невелички»

Чтение художественной литературы сказка «Пернатые друзья*».

Слушание аудиозаписи «Пение птиц»

Малоподвижная игра «Найди пару».

Рисование перелетные птицы «Ласточка», учить рисовать с образца, раскрашивать красками.

Дидактические игры «Найди одинаковых птиц».

15. 03. 2018. Примерный сценарий НОД с детьми средней группы

по теме: «Милая певунья, ласточка родная,

к нам домой вернулась из чужого края»

Цель: создание условий для активизации и актуализации словаря по теме, для формирования грамматического строя речи и развития связной речи посредством составления предложений.

- Коррекционно-обучающая : закрепить понятие «перелетные птицы»; уточнить и расширить словарь по теме; учить употреблять существительные в предложном падеже; приставочные глаголы; закрепить умение составлять простое предложение с предлогом В.

- Коррекционно-развивающая : развивать внимание, мышление и мелкую моторику.

Воспитательная : воспитывать навыки организованного поведения на занятии, умение слушать вопросы логопеда и отвечать на них.

Образовательная среда:

- Характер взаимодействия субъектов деятельности : совместная деятельность педагога с детьми.

- Средства обучения и воспитания : наглядные, словесные, практические.

- Предметно-практическая среда : предметные картинки с изображением перелетных птиц и их жилищ, контурные изображения грача, ласточки и скворца, геометрические фигуры (прямоугольник, треугольник, маленький круг) для каждого ребенка.

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Планируемые результаты: дети будут составлять предложения о перелетных птицах.

Примерный план деятельности:

Этапы деятельности Содержание деятельности
Совместная деятельность педагога с детьми
Мотивационно-побудительный 1. Орг.момент
Какое время года наступило? Как мы узнаем, что наступила весна? (Дети называют приметы весны. )
- Одна из весенних примет – возвращение из теплых краев перелетных птиц. Сядет на стульчик тот, кто назовет перелетную птицу. (Грач, скворец, ласточка, утка, гусь, лебедь, цапля, аист, журавль.)
Основной Беседа с опорой на предметные картинки
- Посмотрите на картинки. Кто на них изображен? (Перелетные птицы.)
- Сегодня на занятии мы поговорим о перелетных птицах.
- Почему этих птиц называют перелетными?
- Где они живут?
- Посмотрите на грача . Весной грач вьет гнездо из веточек и соломы. Грачиха откладывает в гнезде яйца, из которых потом вылупляются птенцы... грачата.
- Посмотрите на ласточку . Ласточка лепит свое гнездо из травы и глины около жилья человека под крышами домов. В гнезде ласточка тоже откладывает яйца.
- Посмотрите на скворца . Скворец сам гнезда не вьет, не лепит. Он селится в домике, который ему строит человек. Как называется домик скворца? (Скворечник).

Одновременно с рассказом о птицах логопед показывает картинки с изображением жилищ перелетных птиц.

Ребята, скажите, какая птица никогда не вьет гнезда для птенцов? (Кукушка.)
Игра «Кто где живет?»
На доске - картинки с изображением жилища птиц (гнездо грача на дереве, гнездо ласточки под крышей дома, скворечник).
Детям раздаются контурные изображения перелетных птиц. Каждый ребенок помещает фигурку птицы около соответствующей картинки с изображением жилища. Поместив птицу, ребенок должен составить предложение, например: Скворец живет в скворечнике. Грач живет в гнезде на дереве. Ласточка живет в гнезде под крышей дома.
Физминутка «Ласточки летели»:
Пальчиковая гимнастика "Ласточка"

  • Игра «Один - много» (С мячом.)
Один скворец – много скворцов
Один грач – много грачей
  • Игра «Скажи какой? Какая?»
Грач черный
Ласточка быстрая
  • Игра «Собери картинку»
(Дети складывают разрезные картинки.)
Рефлексивный 9. Итог. Закрепление. Поощрение.

Беседа «Животные весной».

Физкультминутка. «Белочки»

Белки прыгают по веткам.

Прыг да скок, прыг да скок!

Забираются нередко

Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)

Будем в классики играть

Будем в классики играть,

На одной ноге скакать.

А теперь ещё немножко

На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.)

Загадки:

Догадайтесь, кто же это?

В шубку рыжую одета.

И не рыба, и не птица.

Это - хитрая. (Лисица.)

Он в лесу дремучем рос,

Серой шерстью весь оброс.

В зайцах вкусных знает толк

Злой голодный серый. (Волк.)

У него иголочки,

Как в лесу на елочке.

Зверя лучше не тревожь!

Он колючий. Это. (Ёж.)

Лапки у него и уши

Словно сделаны из плюша.

Знает девочка и мальчик -

Любит есть морковку. (Зайчик.)

Любит кушать он малину

И в берлоге спать всю зиму.

Страшно может он реветь,

А зовут его. (Медведь.)

Чтение русской народной сказки «Теремок», обсуждение.

Наблюдение на прогулке за солнцем, небом.

Дидактическая игра «Где, чей хвост».

Аппликация отрывная «Белочка», учить аккуратно пользоваться клеем и учиться рвать бумагу и ровно наклеивать.

22. 03. 2018 Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми средней группы по лексической теме «Хватит звери вам скучать, уж весну пора встречать»

Цель: Создание условий для формирования лексико-грамматических категорий и связной речи посредством составления рассказа-описания.

Коррекционно-образовательные цели:

  • Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные». Закрепление в речи обобщающего понятия дикие животные.
  • Образование и употребление имен существительных в форме творительного падежа, родительного падежа со значением отсутствия;
  • Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Коррекционно-развивающие цели :

  • Развитие умения составлять рассказ-описание по схеме.
  • Развитие памяти, внимания, логического мышления.
  • Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, координации речи с движением.
  • Развитие фонематического слуха, различение существительных, сходных по звучанию и отличающихся одним звуком.

Воспитательные цели:

  • Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, активности.
  • Воспитание бережного отношения к природе.

Образовательная среда:

- характер взаимодействия субъектов деятельности :

совместная деятельность учителя-логопеда и детей.

- средства обучения и воспитания :

наглядные, словесные, практические.

- предметно- практическая среда :

письмо в конверте, игрушки (белка, лиса, заяц, медведь, еж), «чудесный мешочек» с угощением для животных, схема, мяч.

Планируемые результаты:

У детей расширятся и уточнятся представления о диких животных. Дети научатся образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

употреблять существительные в форме творительного падежа, родительного падежа; составлять рассказ-описание по схеме.

Примерный план деятельности:

Этапы деятельности
Совместная деятельность педагога с детьми
Мотивационно-побудительный 1. Игра «Угадай-ка»
Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками.
Юркий, маленький зверёк
С ветки прыг, на ветку скок.
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовёт?

(Медведь.)

Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится. (Заяц.)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её ... (Лиса.)
Серый, зубастый,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины
И плотину. (Бобры.)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось.)
Основной

Каких животных мы с вами отгадали?
Почему они так называются?
Где Они Живут?
2. Игра «Кто живет в лесу?» (Составление предложений с опорой на предметные картинки.)
- В лесу живет еж.
В лесу живет медведь.

Игра с мячом «Назови ласково»

Белка – белочка, лиса – лисичка, волк – волчок, заяц – зайчик.

Физминутка «Дикие животные»

Д/И «Один - много»

Один медведь – много медведей
Один заяц – много зайцев
Один еж – много ежей.

Пальчикова гимнастика с массажным мячом.

3. Катиться колючий ёжик
Нет ни головы, ни ножек.
По ладошке он бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(круговые движения шариком между ладонями).
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда, сюда,
Мне щекотно да, да, да.
(движения по пальцам).
Уходи, колючий ёж
В тёмный лес, где ты живёшь!
(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев).

Д/И «Кто кем был?»

Медведь был медвеженком.
Лиса была лисенком.

3. Д/и «Угостим животных»

Белка, заяц, лиса, медведь, еж – какие это животные? (дикие )
-Почему вы так думаете? (потому что они живут в лесу и сами добывают пищу ).
-Давайте вспомним, чем питаются дикие животные, и подберем угощения для них.
-Что любит еж? (яблоки, грибы )
-Что любит заяц? (морковь, капусту )
- Что лиса? (рыбу )
-Что медведь? (малину, мед )
-Что белка? (орехи, грибы )
-Вы будете опускать руку в мешочек, угадывать угощение, доставать его и начинать свой ответ словами «я угощу…»
- Я угощу малиной медведя.
- Я угощу рыбой лису.
- Я угощу яблоком ежа.
- Я угощу орехом белку.
- Я угощу морковкой зайца.
5. Игра «Кого не стало?» (с фигурками животных)
- Каких животных вы видите на столе? (перечисляют).
- Посмотрите внимательно, запомните их.
- Сейчас вы закроете глаза, я уберу одно животное, а вы скажете, когда откроете глаза, кого не стало.
- Кого не стало? (не стало зайца) и т.д.

6. Составление рассказа – описания диких животных по образцу:

Кто? – Какого цвета? – Части тела – Чем покрыто? – Как голос подает? – Чем питается? – Где живет? – Что делает зимой? – Польза.

Рефлексивный 7. Итог: - О каких животных мы говорили? (ответы детей). Вспомните, в какие игры мы сегодня играли. Молодцы!

III этап – Заключительный.

Выставка рисунков и аппликаций;

Выставка рисунков. Представление результатов совместного творчества детей и родителей.

Сказка "Пернатые друзья".

Было это или не было, правда это было или ложь судить вам. Но вот послушайте, как дело было.
Жил был Человек. Хороший был Человек -добрый, отзывчивый, а самое главное трудолюбивый. За какое дело ни возьмется Человек, все у него получается- и дом он построил, и скотину завел и диких животных приручил.
И вот решил Человек возле дома огород завести-посадить овощей, фруктов побольше, а детишкам ягод сладких. Сказано-сделано. Раздобыл Человек семян, вспахал землю, да стал за огородом своим ухаживать. Мало ли много времени прошло- стали семена прорастать. То тут, то там нежные зеленые росточки появляются. Радуется Человек.
Только рано он радовался. Не тут-то было… Как только росточки появились, сразу же жучки да паучки вредные налетели, да давай травку молодую поедать. Жук колорадский картошку ест, тля на капусте поселилась, а прожорливые гусеницы на фруктовые деревья полезли. Загрустил Человек.
Но тут, откуда ни возьмись со всех сторон птицы налетели. Щебечут, галдят на все голоса:
- Не волнуйся, добрый Человек, не пропадут твои труды –поможем мы тебе.
Спустились птицы на землю и давай жуков вредоносных клевать. Испугались жуки, кто в клюв птичий не попал, убежали, да кто куда и попрятались.
Обрадовался Человек, птиц поблагодарил и остались они у Человека в огороде жить, да помогать ему все лето.
Но за теплым летом наступила промозглая осень и стали птицы в дорогу собираться.
Удивился Человек и спрашивает:
- А куда это вы, мои пернатые друзья, собрались?
- Улетаем мы в теплые края, милый наш друг. Скоро тут станет совсем холодно и голодно, погибнуть мы можем. А ты не волнуйся. Скоро тут зимушка зима все укроет снежным покрывалом, а жучки да паучки спать лягут.
Стал Человек отговаривать птиц:
- Как же вы, милые помощники полетите так далеко, пропадете ведь в пути… Оставайтесь, я вам кормушек построю, не дам вам с голоду погибнуть.
- Спасибо добрый Человек, но не можем мы остаться, -ответили птицы, взмахнули крыльями и полетели навстречу солнцу.
Долго летели птицы, многие погибли в пути, но зато в теплых краях их ждала жаркая погода и много-много вкусного корма.
А Человек собрал богатый урожай и всю зиму вместе семьей ел овощи и фрукты, да птиц благодарил.
Но вот подошла к концу морозная зима и настал черед весне-красавице. Солнышко начало припекать, снег растаял, потекли первые ручейки. Почувствовали птицы приближение весны и стали обратно домой собираться. И снова тяжелый, изнурительный перелет и вот они уже родные края.
Устали птицы, проголодались в пути. А человек уже ждет своих друзей пернатых -построил кормушек, корма туда побольше насыпал. А еще домики специальные сделал - скворечники.
Обрадовались птицы, поели, перышки после дальнего перелета почистили, да в новые домики заселяться начали.
А весенний день, когда птицы прилетели, Человек запомнил и решил он этот день праздником сделать. Вот с тех пор 1 апреля и называется Международный день птиц.

НОД:

«Мамины помощники». Программное содержание: развивать общую моторику, слуховое внимание; расширять словарный запас; учить группировать предметы по способу использования, называть цвет, величину предметов, способствовать развитию речи, как средством общения. (Познавательное развитие)

«Лучики для солнышка». Программное содержание: закреплять умение раскатывать палочки из пластилина прямыми движениями рук, аккуратно класть готовое изделие на дощечку, различать и называть желтый цвет (Художественно-эстетическое развитие)

Рассматривание картин из серии «Домашние животные» Программное содержание: продолжать учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы, слушать пояснения воспитателя и сверстников, образец рассказа педагога. (Речевое развитие)

«Солнечный зайчик». Программное содержание: совершенствовать умение работать красками, различать желтый цвет. (Художественно-эстетическое развитие)

Чтение сказки Д. Биссета «Га – га – га». Программное содержание: вызвать симпатию к маленькому гусенку, открывающему мир; поупражнять малышей в произнесении звукоподражаний. (Речевое развитие)

«Заборчик для коровы с теленком». Программное содержание: учить выполнять построение заборчика из кирпичиков, работать коллективно. . (Художественно-эстетическое развитие)

Подвижные, хороводные игры: Физ/упр «Ходьба по воде»- с высоким подниманием ног. «Летаем, как птицы» -бег со взмахами рук. « Лягушата»-прыжки на двух ногах с продвижением вперед. «Медвежата»-спокойная ходьба в перевалку. . х/и «Паучок»: продолжать учить крепко держаться за руки, водить хоровод, выполнять танцевальные движения. п/и «Воробышки и автомобиль»: продолжать учить детей выполнять правила игры, упражнять в прыжках с продвижением вперед. п/и «По тропинке»:развивать у детей чувство равновесия, глазомер, ловкость. п/и «Весеннее солнышко и дождик»: упражнять в беге в одном направлении; развивать внимание к сигналу. . п/и «Наседка и коршун»: упражнять в свободной ходьбе и беге в одном направлении.

Пальчиковые игры:

«Дом на опушке»: развивать моторику рук. «Заболел цветок, увял»: развитие мелкой моторики, активизация речи.

Дидактические игры:

«Угадай, что звучит»: учить различать и называть звуки окружающего мира. «Дерево-куст»:продолжать закреплять знания о деревьях и кустарниках; учить видеть и называть различия между ними. «Чья мама»: продолжать учить называть взрослое животное и детеныша, активизировать речь, обогащать словарь. д/и «Спрячься за куст»: продолжать учить различать куст и дерево. д/и «Дождик-дождик пуще»: развивать элементарные представления о дожде (дождик кап-кап, все радуются дождю и травка и деревья)

Экспериментальная деятельность:

«Посадим маленькое семечко, вырастет росток». «Подставить щечки и ладошки солнышку: лучи греют». «Птицы пугливые- если хлопнуть в ладоши, стайка птиц улетает».

Рассматривание: Картинки, иллюстрации с изображением Весны, растений, диких животных их детенышей: продолжать учить детей рассматривать картинки, развивать интерес; знакомить с некоторыми названиями растений; продолжать закреплять знания о диких животных и их детенышей; знакомить с временем года- весна.

Сюжетно-ролевые игры:

«Парикмахерская для лесных жителей» :познакомить детей с деятельностью парикмахера, инструментами; продолжать обучать детей реализации игрового замысла. «Мишка. Лисичка и зайчик на приеме у врача» : продолжать знакомить детей с деятельностью врача, закреплению названий медицинских инструментов; способствовать обучению игрового замысла.

Наблюдения:

Наблюдение за птицами- скворцы: развивать умения замечать и называть особенности поведения птиц: прыгают, клюют, пьют, поют, летают; обобщить понятие количества: дерево- одно, птиц много. Наблюдение за растениями: продолжать закреплять знания детей о том, что кусты- это много веток, выросших из одного корня. Наблюдение за небом и облаками: обратить внимание детей на изменения,произошедшие в окружающем мире; развивать восприятие красоты. Наблюдение за трудом дворника: Обратить внимание детей на труд дворника на газоне с травой: он работает граблями. Убирает сухую траву и листья. Наблюдение за птицами воробьями: предложить детям вспомнить и назвать основные части тела воробышка; показать, как он передвигается; упражнять в назывании действий птицы.

Рассказывание, чтение:

Рассказ «Как лесные животные умываются: продолжать, знакомить детей с характерными признаками диких животных; формировать культурно- гигиенические навыки. Чтение стихотворения о весне «Солнышко ведерышко!: обратить внимание на отдельные слова и словосочетания, упражнять в их проговаривании. Чтение сказки В.Сутеева «Под грибом»: учить воспринимать художественное произведение на слух. Чтение потешки «Дождик»: учить выразительно передавать фразы из текста. Побуждать к заучиванию потешки

Досуги, развлечения:

Спортивное развлечение : «Покатилось, покатилось Олино колечко»: продолжать закреплять знание о домашних животных и птицах. Развивать ловкость, координацию движений. Праздник «Весна» : формировать у детей элементарные представления о весне, весенних праздниках.

Музыкальные произведения:

«Звуки природы»: продолжать учить детей любоваться красотой природных явлений через слушание звуков природы.

Анастасия Федорова
Краткосрочный проект «Весна» для подготовительной к школе группы

Тема проекта : «Весна »

Тип проекта : краткосрочный , познавательно-игровой, творческий.

Срок реализации проекта : 1 неделя (с 4.04 по 8.04.2015 г.) .

Участники проекта : дети подготовительной группы (6-7 лет, воспитатели, родители.

Актуальность проекта : Познание ребенком окружающего мира включает и познание природы. Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить окружающий мир для своих потомков. Поэтому необходимо научить беречь, любить природу с малых лет.

Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе.

В старшем дошкольном возрасте дети любят наблюдать за изменениями природы. Через активную продуктивную деятельность, а именно наблюдение, рисование, лепку, аппликации, рассказы, пересказы, чтение художественной литературы и т. д., проект помогает глубже , ярче изучать основные признаки весны .

Цель проекта : ознакомление детей с природой во всех ее проявлениях в весенний период времени, а так же способствовать творческому выражению детей своих впечатлений в продуктивной деятельности.

Реализовать данную цель можно через решение следующих задач :

расширить представление о сезонных изменениях в природе;

углубить знания детей о жизни птиц и животных в весенний период;

развивать художественный вкус, эстетическую восприимчивость и творчество детей;

воспитывать желание больше узнавать об особенностях природы своего края.

Гипотеза образовательного проекта : Проект поможет глубже и ярче изучить основные признаки весны , пополнить свои знания о родной природе. Дети научатся ценить и беречь природу.

Ожидаемые результаты проекта :

Проект поможет детям освоить и осмыслить полученные знания, расширить кругозор и представления об окружающем мире.

Понять, что надо любить и беречь природу, а не разрушать ее.

Дети начнут делится полученной информацией с другими детьми.

Родители начнут интересоваться результатами и продуктами проекта .

Формы реализации проекта :

Наглядные : наблюдения, энциклопедии, фотографии, картины, книги.

Словесные : Беседы, чтение художественной литературы

Исследовательские : поиск материалов, продуктивная деятельность

Игровые : Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, спортивные игры.

План реализации проекта :

Первый этап. Целеполагание.

Детям предлагается обсудить вопросы :

Чем отличается весна от других времен года?

Какие изменения происходят с растениями и жизнью животных?

Второй этап. Разработка проекта .

1. Довести до участников важность данной темы.

2. Подбор методической литературы.

3. Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы (по теме проекта ) .

Третий этап. Выполнение проекта .

Непосредственно образовательная деятельность.

Проведение занятий познавательного и художественно-эстетического циклов;

Разучивание стихотворений (Конкурс знатоков стихов и песен о весне ) ;

Совместное участие детей, педагогов и родителей в конкурсе и выставке.

Четвертый этап. Итоги проекта .

Выставка детского творчества «Весна красна » .

Пятый этап. Определение задач для новых проектов .

1. Продолжать знакомить детей со связями между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе.

2. Формировать элементарные экологические представления.

3. Воспитывать дошкольников в духе патриотизма , любви к Родине.

Месяц. Тема. Задачи.

НОД Совместная деятельность Работа с родителями

Расширять представления о характерных признаках весны ; о прилете птиц; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда.

Учить гармонично располагать сюжет на всем листе бумаги, развивать чувство композиции «Загадки о природе» .

Д. И.» Четвертый лишний»

П. И. «Превращения»

Рисование «Ранняя весна . прилет грачей»

Сюжетно-ролевая игра «Весеннее путешествие в лес» .

Чтение Э. Шим "Солнечная капля".

Ситуативный разговор по фотоиллюстрациям на тему «Ранняя весна »

Художественное слово А. Плещеева «Уж тает снег»

Д. И.» Четвертый лишний»

«Кто где живет?»

П. И. «Превращения» .

Назвать по порядку месяцы весны , зимы, лета, осени; название дней недели через игру «Что сначало, что потом» .

Активизация словаря : оттепель, капель, талый снег и т. д через игру «Кто больше?» Выпуск рекомендаций для родителей во время весенних прогулок с детьми.

Расширять представления о прилете птиц.

Развивать любознательность и интерес к природе.

Рисование «Закрась силуэты птиц» .

Наблюдение за птицами во время прогулки.

Игра «Узнай по описанию птицу?»

Чтение Н. Сладкова «Весенние радости» .

Сюжетно-дидактические игры

«Телерепортаж» - «Весенние репортажи с улиц Саратова» Конкурс знатоков стихов и песен о весне .

Изобразительная деятельность с детьми «Закрась силуэты птиц» .

Наблюдение за птицами во время прогулки. Познакомить с приметой :

Ранний прилет грачей и жаворонков- к теплой весне . Подборка художественных произведений на тему «Поэты и писатели о весне » .

Развивать умение составлять короткие рассказы об изменениях в лесу весной .

Учить приемам создания объемной аппликации.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Расширять знания об охране природы.

Сюжетно -ролевая игра «Тележурналисты» ,

«Весной в лесу » .

Картины И. Левитана «Март» и И. Грабаря «Февральская лазурь» .

«Весенний ручеек. Кораблик»

Чтение Г. Скребицкий "На лесной полянке. Весна "

П. и с элементами имитации птиц.

П. и. «Зайцы и волк» . Разговор о мерах безопасности во время весеннего разлива.

Беседа по картинам И. Левитана «Март» и И. Грабаря «Февральская лазурь» .

Аппликация + конструирование из бумаги «Весенний ручеек. Кораблик» .

Наблюдение за талыми водами весной (образование ручьев - откуда они берутся) Совместное изготовление бумажных и деревянных корабликов.

Развивать представления об изменениях растений весной .

Развитие логического мышления.

Воспитывать у детей природоохранное поведение.

Развивать желание заниматься трудовой деятельностью. Д. и «Огородники» .

Д. И. «Да-нет» .

Оригами «Цветущие тюльпаны» .

весной ; Ледоход» .

Чтение В. Бианки «Голубые лягушки» .

Игра «Танграмм» .

И. у «Пройди, не у пади» .

Сюжетно-ролевая игра»Строим экологический город». Наблюдение в природном уголке за ростом растений (какие условия необходимы для роста)

Занятие-эксперимент «Смена времен года» .

Ситуативный разговор «О правилах поведения на водоемах весной ; Ледоход» .

Наведение порядка на участке и веранде. Привлечение к акции «Наш участок краше всех» .

Повторить весенние изменения в живой и неживой природе.

Формирование правил культуры поведения.

Развитие мелкой моторики. Д. и – «12 месяцев» , «Зашифрованное слово» .

«Весенние изменения в живой и неживой природе» .

Работа с календарем.

Д. и «Правила умывания» .

Декоративная лепка «Солнышко, покажись!» .

Чтение Н. Павлова "Под кустом".

Игра «Кузовок» .

Ситуативный разговор о весенних изменения в живой и неживой природе.

Работа с календарем (учить делать анализ погоды) .

Ситуативный разговор о грязнулях и чистюлях.

Декоративная лепка «Солнышко, покажись!» .

Создание выставки творчества «Весна красна »



 

Возможно, будет полезно почитать: