Ребенок – изгой в классе. Как решить проблему? Педагогическая помощь детям-изгоям

Изгой в классе. Как предотвратить трагедию?

Каждый коллектив строится, функционирует и развивается по определенным законам. В каждой группе (детской, подростковой или взрослой) есть популярные люди и не очень. В любой группе время от времени могут возникать недопонимание и конфликты. В «здоровом» коллективе любая конфликтная ситуация - это ступень к дальнейшему развитию, но, к сожалению, в детских коллективах это встречается не так часто.

Как правило, мы сталкиваемся с явлением, которое называется буллинг (от англ. bully - задирать, запугивать). Как проявления буллинга специалисты расценивают оскорбления, угрозы, физическую агрессию, постоянную негативную оценку «жертвы» (изгоя) и её деятельности, отказ в доверии. В последние годы появилась новая разновидность школьного буллинга, так называемый кибербуллинг. Это ситуация, при которой «жертва» получает оскорбительные послания на свой электронный адрес в Интернете или в социальных сетях. Насмешки и издевательства одноклассников в виде писем, видео и фотографий влияют на ребёнка-изгоя не меньше, чем традиционные формы школьного преследования.

Изгоем ребенок может оказаться в случае игнорирования, когда просто не обращают внимания, не общаются, не замечают, забывают, ничего против не имеют, но и не интересуются жизнью одноклассника. Причины, по которым дети в школьной жизни порой вынуждены примерить на себя статус изгоя, могут быть абсолютно разными: от недостаточно красивой, по мнению одноклассников, одежды, до низкой самооценки и неумения общаться.

Кто такие изгои? Как правильно себя вести родителям в сложившейся ситуации? Давайте попробуем разобраться.

В ситуации травли всегда есть «зачинщики», их «жертвы» и, конечно, «преследователи» - основная масса детей, которая под руководством зачинщиков осуществляет травлю. Важно понимать, что чаще всего в основе преследования зачинщиками кого-либо лежит стремление самоутвердиться, выделиться. Очень редко травля - это результат личной мести за что-либо. Как правило, самоутвердиться за чей-то счет стремятся дети, сами не уверенные в себе, это некая компенсация своих обид и ощущения собственной неполноценности. Если говорить о «преследователях», то здесь следует отметить в первую очередь их несамостоятельность, нежелание брать на себя ответственность, неуверенность в себе.

Теперь о самих изгоях. Наблюдая за взаимоотношениями в классном коллективе, можно отметить, что зачастую отвергаемые дети могут сами провоцировать нападки в свой адрес. Временами они могут быть навязчивы, неадекватны, легко поддаются на провокации одноклассников, выдают ожидаемые реакции. Как правило, дети обижают тех, кто обижается, кто «выдает» бурную реакцию, будь то драка или слезы, на любое поддразнивание, замечание, высказывание в свой адрес. В «жертве» всегда есть что-то такое, что провоцирует нападки со стороны окружающих. Это может быть необычная внешность (заметные шрамы, хромота, косоглазие), мягкий характер, неумение за себя постоять, неумение общаться, неопрятная одежда, частые пропуски занятий, слабая успеваемость и тому подобное.

Распространенное мнение о том, что дети должны учиться сами решать конфликт между собой, в данном случае не является верным. В подобных случаях просто необходимо вмешательство взрослых.

В соответствии с личностными особенностями ребенка и отношениями, сложившимися в классе, реакция и поведение родителей будет варьироваться. Вот примерный алгоритм действий для родителей:

  1. Прежде всего, нужно разобраться в причинах подобной ситуации.
  2. Необходимо поддержать своего ребенка, научить его быть более активным, спокойнее реагировать на замечания и защищать себя.
  3. Нужно больше хвалить и поощрять ребенка, отмечая даже самые мелкие достижения, и не ругать за плохие оценки. Тем самым вы будете повышать его самооценку и создавать ощущение успеха. Важно, чтобы ваш ребенок чувствовал, что вы действительно любите и принимаете его таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Когда ваш ребенок будет иметь достаточно высокую самооценку и уверенность в себе, его уже не заденут чужие оскорбления. В результате он будет игнорировать своих обидчиков и им будет уже не так интересно его обижать и дразнить. Чувствуя защиту своей семьи, ребенок сможет в конечном итоге научиться самостоятельно справляться с проблемами, давать отпор тем, кто его обижает.
  4. Объясните и покажите ребенку, как можно изменить его поведение, приведите и проиграйте различные ситуации по ролям. Важно понимать: если стереотип поведения сложился, то любой поступок будет предсказуемым и будет проигрываться по заданной схеме. Но если вы научите его на стандартные обстоятельства реагировать неожиданным образом, то, возможно, ему удастся не только озадачить своих одноклассников, но и сделать шаг к преодолению этого стереотипа. Например, вместо того, чтобы на обидное замечание начинать драться или плакать, начать смеяться вместе со всеми или отпустить какую-нибудь шутку.
  5. Важно, чтобы вы прислушивались к своему ребенку и помогали ему соответствовать требованиям школы, возраста и не быть «белой вороной». Например, если девочка-подросток хочет современную сумку, не стоит заставлять ходить ее в школу с детским ранцем, или настаивать на одежде, которую она считает несовременной.
  6. Приложите усилие и помогите вашему ребенку наладить общение с одноклассниками в школе и вне ее. Например, можно пригласить их в гости на тематическую вечеринку, день рождения. Помогайте ребенку участвовать в классных мероприятиях, поездках, экскурсиях, дополнительных секциях, групповых занятиях.
  7. Не надо приходить в школу и лично разбираться с «обидчиками» своего ребенка, следует поставить в известность классного руководителя, обратиться к школьному психологу и попросить их понаблюдать и разобраться в ситуации.

Родителям необходимо быть внимательными к школьной жизни своих детей и принимать в ней активное участие, чтобы быть в курсе событий и своевременно на них реагировать.

Очень часто ситуация «изгоя» в классе складывается не случайно и многие случаи проще предотвратить, чем разбираться с последствиями. Если в классе есть изгой, это проблема всего коллектива, а не одного конкретного ребенка, так как идет нарушение развития межличностных отношений у каждого ребенка, что в дальнейшем может сказаться на системе их жизненных ценностей и отношений. Проблему школьной травли и игнорирования невозможно разрешить, пытаясь устранить лишь отдельные симптомы. Любое вмешательство в этой ситуации должно быть комплексным, то есть необходимо выявить причины, мотивы участвующих сторон и оказать им необходимую помощь. Важно не закрывать глаза на существование проблемы и подойти к решению деликатно. Если ваша семья столкнулась с подобной ситуацией, помните, что в школе есть психологи, которые могут помочь в разрешении этого вопроса. 

Как правило, разговоры об учительской несправедливости и нелогичности - это «любимый конёк» подростков. С одной стороны, они по сравнению с младшими школьниками более критично относятся к взрослым, с другой - у них больше уверенности в своих силах, своей способности конфронтировать со взрослыми вообще и с учителями в частности.

Пап, а это нормально...?! Математичка дала нам контрольную без предупреждения; литераторша хочет, чтобы мы за две недели прочитали "Войну и мир", физрук сказал, что я слабак, если не могу подтянуться десять раз... - вариации на тему могут быть самыми разными. Уже в самой постановке вопроса скрыто утверждение о том, что как минимум одному человеку - вашему сыну или дочке - описываемая ситуация нормальной отнюдь не кажется и вызывает массу негативных чувств.

Что же это могут быть за чувства? Злость, раздражение, обида, страх, тревога, растерянность и стыд. Первые три возникают в тех случаях, когда подросток считает, что с ним поступили несправедливо. Страх - это эмоциональный ответ на ситуацию опасности, причем в отличие от тревоги, при страхе всегда есть представление о том, что именно пугает. Стыд возникает в ответ на упрек внешний (т.е. реально произнесенный) или внутренний (когда я сам себя упрекаю), причем только в том случае, если этот упрек воспринимается как явное указание на неприемлемость, неадекватность, недостойность поступка. И, наконец, растерянность появляется чаще всего тогда, когда учитель, которого подросток уважает или хотя бы привык слушаться, говорит или делает что-то, что не кажется подростку справедливым, правильным или хотя бы допустимым.

Любая ситуация может вызывать какую-то одну эмоцию или же пробуждать целый их "букет". Так, например, подросток может злиться на учителя за то, что тот дал контрольную работу и стыдиться полученной двойки или бояться нагоняя от родителей. За рассказом вашего ребенка о том, что учитель накричал на кого-то из одноклассников, использовал в его адрес оскорбительные выражения или выгнал из класса, может помимо злости стоять страх, что с ним самим могут однажды поступить точно также (накричать, оскорбить, выгнать).

О какой бы ситуации ни шла речь, очень важно удержаться автоматического "присоединения" к своему ребенку в его осуждении учителя или от такого же автоматического объяснения, что он или его друзья сами виноваты в своих неприятностях. В первом случае вы рискуете настроить подростка против учителя и серьезно затруднить их отношения. А при регулярном повторении этого сценария еще и сформировать у подростка уверенность, что в любых возникающих у него проблемах в школе всегда виноваты учителя и только учителя - не нашли с ним контакт, не мотивировали его на учебу, не смогли объяснить материал так, чтобы он понял. Во втором случае (когда взрослый объясняет подростку его неправоту) есть риск испортить отношения со своим ребенком. Ведь никто не любит слышать в ответ на свои переживания высказывания в духе "Сам виноват".

Чего же ждет подросток и чем ему можно помочь? Того же, что и любой человек, оказавшийся в непростой для себя ситуации и испытывающий в ней какие-то сильные чувства - понимания и поддержки. И задача взрослого - помочь подростку осознать свои чувства, справиться с ними и найти выход из трудной ситуации.

Для решения этих задач подростка нужно прежде всего выслушать. Это как раз тот случай, когда хорошо работает прием, который называют эмпатическим или активным слушанием. Такое слушание предполагает, что мы пытаемся понять ситуацию и отразить те чувства, которые стоят за словами собеседника. На практике это может выглядеть так.

Подросток (П.): Она опять закатила нам контрольную без предупреждения!

Взрослый (В.) Похоже, ты здорово сердишься.

П.: Ага, так она еще и прибавила, что, типа, не понимает, в чем проблема - в контрольной будут задачи, аналогичные тем, что были заданы на дом. Контрольная не домашка! Дома сиди и думай, сколько хочешь. А тут 40 минут и всё!

В.: Тебе не хватило времени, и ты боишься, что плохо написала?

П.: Да, не... Не очень. Ну, не оценки, в смысле. Просто обидно. Мне контрольные писать трудно, даже если нормально тему знаю, всё равно боюсь, а тут Наталья Александровна так об этом говорит, будто это так просто.

Такое слушание позволяет снизить эмоциональную напряженность ситуации, побудить подростка к более подробному рассказу о том, что его волнует, продвигает его в самостоятельном решении проблемы. Эта самостоятельность может проявиться по-разному: как возникшее у ребенка решение проблемы или как просьба о помощи или совете. На первый взгляд кажется, что нет никакой разницы между тем, чтобы сразу предложить совет или помощь и тем, чтобы предложить их после просьбы со стороны своего ребенка. Но на самом-то деле разница довольно существенная.

В первом случае взрослый сразу предлагает свое готовое решение. Это может быть обидным, ибо даёт понять, что ситуация, которая представляется ему трудной, для вас - "плёвое дело". Опять же, когда подросток захвачен своими переживаниями, ему может быть трудно адекватно воспринять совет родителя, особенно, если следование этому совету требует частичного признания своей неправоты или значительных усилий по его реализации.

Во втором случае, при неспешном обсуждении проблемы, у подростка появляется возможность самому найти решение или же сформулировать, в чем именно ему нужны помощь или совет и спокойно принять их.

А если я считаю, что подросток неправ, что он не имеет права злиться или обижаться на учителя? Неправ и не имеет права на какие-то чувства - это совсем разные вещи, хотя часто они упоминаются через запятую. Любой человек имеет право испытывать в любой ситуации любые чувства, т.к. это "отражение" индивидуального видения ситуации, и сами по себе они не могут нанести никакого вреда другому человеку. Возможно, подросток просто неверно понял ситуацию, и тогда его чувства изменятся, как только он сможет в ней разобраться. Возможно, в ситуации есть какие-то неочевидные для вас моменты, тогда важно постараться понять, какие именно. Высказать свою точку зрения вы успеете, когда эмоциональный накал ситуации несколько спадет, и подросток сможет услышать ваши логические замечания.

А если активное слушание не помогает: ребенок все равно остается при своем мнении? Активное слушание - это не способ менять мнение ребенка, не способ добиться того, чего вы от него хотите. Это способ показать ребенку, что вы его понимаете и принимаете, способ поддержать или наладить с ним теплые любящие отношения. Ответом на ваши искренние участие и интерес будут искренность и доверие подростка, его готовность делиться с вами своими радостями и горестями, вера в вашу любовь и понимание.

Бывают, однако, ситуации, когда сопереживания, эмоциональной поддержки и совета недостаточно. Это ситуации, когда слова или действия учителя оскорбительны или опасны для физического или психологического состояния подростка. В этих ситуациях вам необходимо стать посредником между ним и учителем, возможно, привлечь школьного психолога и администрацию. Обязательно предупредите подростка о своих намерениях и получите его согласие. Подросток должен знать, что во всех ситуациях, которые ему действительно не по силам, мама и папа без сомнения придут на помощь.

В любом коллективе, в детском особенно, а в подростковом и подавно, есть очень популярные дети, а есть дети непопулярные. Это те, кого или просто игнорируют, или терпят, но не принимают, или те, кого не любят активно, кто становится объектом насмешек и травли. Всегда есть жертва, есть преследователи, есть сторонние, равнодушные наблюдатели, которые не лучше, а иногда даже хуже преследователей.

Обычно травлю начинают два или три человека, которым по каким-то причинам не понравился кто-то из одноклассников и они начинают дразнить ребенка, высмеивать его, не принимают в игры и демонстративно игнорируют. Чаще всего в основе преследования кого-либо лежит стремление самоутвердиться.

Недавно одна мама рассказала о беде своей шестнадцатилетней дочери: девочка — изгой в своем классе. Вместе с этим классом девочка учится уже второй год. У нее нет друзей, над ней смеются, на неё обзываются нехорошими словами: «дура», «тупица» и т.д. Как быть? Первое, что можно посоветовать маме: перевести ребенка в другую школу. Но и в новом коллективе не все может быть гладко.

Распространенный миф о том, что дети должны сами решить конфликт между собой, часто является ошибочным. В том случае, когда ты один на один со своим обидчиком, третий действительно лишний. Совсем другое дело, когда ребенка травит целый класс подростков. Здесь необходимо срочное вмешательство педагога, либо родителей, если учителя бездействуют.

Так что же делать, если ребенка отвергают?

«Первое, что стоит сделать родителям, — говорит профессор-психолог Т. Файнберг, — вздохнуть поглубже и успокоиться».

Не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется родителям на происходящее. Стоит проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не рассказывает, следует понаблюдать за ним. Не стоит самому искать и наказывать обидчика ребенка. Но и нельзя сидеть сложа руки и ждать, что ситуация разрешится сама собой. Нужно тщательно проанализировать ситуацию и определить причины, по которым ваш ребенок стал «изгоем».

В первую очередь надо сходить в школу, поговорить с учителями об отношениях своего ребенка с одноклассниками, посмотреть, как себя ведет ребенок в классе после уроков или на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем общается он, кто общается с ним и т.д. Можно обратиться за помощью к школьному психологу, ему легче осуществлять наблюдение за детьми.
Необходимо обратить особое внимание на так называемые предупредительные сигналы:

1. Синяки, появление которых он не может объяснить
2. Приходит домой с порванной одеждой, книгами и другими предметами
3. Ребёнок не хочет идти в школу (частые пропуски и опоздания)
4. Ребёнок внезапно теряет интерес к учёбе и другим мероприятиям
5. У него бывают частые перемены настроения
6. Ребёнок бывает грустным, напряжённым перепуганным
7. Избегает окружающих
8. Говорит о самоубийстве, пытается покончить собой
9. Жалуется на недомогание (плохой аппетит, головные боли и другие симптомы)

Условно выделяют несколько видов отвержения:

— травля (не дают проходу, обзывают, бьют, преследуя какую-то цель: месть, развлекаются и т.п.);

— активное неприятие (возникает в ответ на инициативу, исходящую от жертвы, дают понять, что он никто, что его мнение ничего не значит, делают его козлом отпущения);

— пассивное неприятие , возникающее только в определенных ситуациях (когда надо выбрать кого-то в команду, принять в игру, сесть за парту, дети отказываются: «С ним не буду!»);

— игнорирование (просто не обращают внимания, не общаются, не замечают, забывают, ничего против не имеют, но и не интересуются).

Родителям необходимо не только защищать и поддерживать своего ребенка, но и научить его быть более активным и защищать себя. В конечном итоге ваш ребенок должен научиться самостоятельно справляться с проблемами и в то же время он будет чувствовать защиту в своей семье.

Если вашего ребёнка часто обижают сверстники, значит, ему не хватает уверенности в себе. Поднимайте самооценку ребёнка. Когда ваш ребенок будет иметь достаточно высокую самооценку и уверенность в себе, его уже не заденут чужие оскорбления. В результате он будет игнорировать своих обидчиков и им будет уже не так интересно его дразнить. Детям недостаточно, чтобы их только любили. Им нужно слышать признания в любви, чувствовать прикосновения, испытывать радость общения с родителями. Ругая ребёнка, оценивайте не его, а только его поступок.

Ребенок очень нуждается в вашей поддержке. Не упрекайте его за то, что он не может «постоять за себя» или «не обращать внимания на дураков». Обсудите вместе, что мешает ему поддерживать дружеские отношения с другими ребятами. Постарайтесь, убедите его в том, что скоро все сложится по-другому.

Не спешите решать конфликт за ребёнка. Дайте возможность справиться самостоятельно: репутация «маменькиного сынка» только усугубит ситуацию. Внимательно выслушайте, поддержите ребёнка. И посоветуйте сменить тактику поведения.

Например так:

1. Пока не позовут по имени, выпады обидчика можно игнорировать.
2. Попытаться спокойно объясниться с обидчиком: «Мне неприятно это слышать, почему ты хочешь меня обидеть?».
3. Не поддаваться на провокации, но и не терпеть молча. Спокойно сказать в глаза обидчику: «Стоп, с меня хватит!».

Итак, вам необходимо быть внимательными к школьной жизни своих детей. Очень часто, ситуация «изгоя в классе» складывается не случайно, а является преувеличенным, как в кривом зеркале, отражением отношений царящих в семье.

О классе, в котором происходит травля, нельзя говорить как о коллективе. Объединение произошло не благодаря взаимной симпатии или общим интересам, а по необходимости — детям просто некуда деться. В такой группе нет динамики, отношения не развиваются, а застывают, приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в классе появится новый изгой, так как это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами.

Дети-изгои

«Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя. Эта черта свойственна мелким людям.

Великий человек, наоборот, внушает вам чувство, что и вы сможете стать великим».

Марк Твен

Взрослые, отдавая ребенка в детский коллектив, мечтают, чтобы он был дружелюбно принят, комфортно себя чувствовал, успешно развивался и рос. Ребенок, также хочет быть «своим» в группе сверстников, стремится к признанию и позитивной оценке. Проблемы взаимоотношений наших приёмных детей, поступающих в новые для себя детские коллективы по месту жительства замещающей семьи, зачастую ещё сложнее.

Приемный ребенок, вырванный недавно из среды, представляющей угрозу для его жизни и здоровья, долго находится в состоянии напряжения. Он внутренне ожидает агрессии и опасности со стороны окружающих, готов к отпору критичного внимания сверстников и взрослых, либо «нападает» сам. Настороженность и недоверие мешают ему сконцентрировать внимание, принять положительный настрой, усвоить на должном уровне информацию учителя, запомнить тему. Поэтому и отвечает он неуверенно, и ожидает подвоха по отношению к себе. Еще и одет «с чужого плеча». Вот вам готовый букет причин, чтобы стать изгоем.

В этой ситуации приемному ребенку нужен педагогически мудрый и грамотный взрослый, который понимает важность фактора модной одежды в детской и подростковой среде, умеет развести проблемно-конфликтную ситуацию, показать ребенку важность умения наладить дружеские отношения и многое другое.

По просьбам специалистов системы охраны детства этот выпуск методической рассылки мы и посвятим проблеме детей-изгоев, проблеме адаптации и взаимодействия ребят детском коллективе.

Данные материалы будут полезны специалистам, осуществляющим сопровождение детей, воспитывающихся в замещающих семьях, а так же специалистам детских интернатных учреждений.

Материал поможет приемным родителям лучше понять особенности отношений в детской группе и школьные переживания детей, найдут подсказки, как помочь ребенку быть смелым, не бояться быть не таким, как все.

  1. Дети - изгои: психологическая работа с проблемой .

В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить.Иногда отверженных детей просто игнорируют, пассивно не любят или терпят, иногда у них находятся защитники. А другим везет меньше - их не любят активно. Они становятся объектами насмешек и травли со стороны одноклассников.

Наверное, многие психологи и педагоги размышляют над тем, как помочь ребенку не чувствовать себя лишним в коллективе, могут ли взрослые (педагоги, психологи, родители) специально обратить на него внимание сверстников, сделать его своим для окружающих. Но самый главный и трудноразрешимый вопрос: как избежать травли и что делать, если ситуация критическая?

Обычно один-два человека в классе становятся инициаторами травли или активного неприятия одноклассника. Им, по каким-либо причинам, не понравился кто-то из одноклассников, и они начинают его дразнить, задирать, высмеивать, демонстративно избегать, не принимать в игры. Процесс отвержения начинается очень рано: уже во второй или третьей четверти в первом классе становится ясно, кто стал изгоем в классе, а кто является инициатором его травли. Мальчики бывают инициаторами травли как мальчиков, так и девочек, а девочки чаще всего нападают на девочек, а в случае травли мальчика либо просто разделяют общую точку зрения, либо даже начинают защищать изгоя. Чаще всего в основе преследования кого-либо лежит стремление самоутвердиться, выделиться . Очень редко травля - это результат личной мести за что-либо.

Считается, что обижают и утверждаются за счет других дети, сами не уверенные в себе, "обиженные жизнью". Согласно Альфреду Адлеру, "часто комплекс неполноценности скрывается за комплексом превосходства, который служит в качестве компенсации. В этом случае в человеке присутствуют надменность, навязчивость, самодовольство, высокомерие и т.п." Иногда зачинщиками становятся и вполне благополучные ребята. Они настолько уверены в своем превосходстве, что считают себя вправе насмехаться над другими и преследовать, чем-то не угодивших им, сверстников. Такая позиция детей во многом объясняется позицией их родителей, которые полагают, что неугодного им ребенка надо убрать из класса. Эти родители не только не соглашались признать поведение своих детей недопустимым, характеризуя их как очень добрых и благородных в повседневной жизни (и нищим подает, и над бездомными животными слезы проливает), но и активно отрицали вину собственного ребенка: мол, все его действия являются защитой от произвола со стороны жертвы, которая сама виновата.

Существует излюбленный миф, в который порой верят и взрослые, и дети: пострадавшие сами провоцируют недоброжелательное к себе отношение, но так ли это.

Кого устраивает такая ситуация? Если в основе любого преследования лежит стремление самоутвердиться и выделиться и тем самым завоевать авторитет в группе сверстников, то главные провокаторы ситуации - это инициаторы и преследователи жертвы, а не сама жертва. Инициаторы и преследователи жертвы - это часто дети, пережившие в прошлом физическое или эмоциональное насилие, а возможно и в настоящем подвергающиеся насилию в своей семье, а на одноклассниках, которые не могут за себя постоять, они просто отыгрываются. Нередко такому поведению преследователь учится у своих родителей или у других членов своей семьи. В таких семьях часто принято обговаривать, осуждать, нелестно высказываться об окружающих (знакомых, соседях, родственниках, друзьях), и ребенок просто копирует поведение взрослых, привнося в школьный коллектив такие же нелестные разговоры о ком-то из одноклассников. Ведь в подростковом возрасте так легко завоевать авторитет, унижая и оскорбляя того, кто не может тебе ответить.

Инициаторами травли могут стать:

Активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;

Агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безответную жертву;

Дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания;

Дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на "своих" и "чужих" (подобный шовинизм или снобизм является результатом соответствующего семейного воспитания);

Эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других;

Максималисты, не желающие идти на компромиссы (особенно в подростковом возрасте).

Зачинщиков отличает высокая самооценка, высокий уровень притязаний и стремление объединить вокруг себя одноклассников, чтобы почувствовать себя значимым, быть в центре внимания, или же стремление добиться справедливости:

«Петя побил Витю, случайно опрокинувшего подставку с учебниками своей соседки по парте. Обычно Петя делает громкие обидные замечания тем, кто, по его мнению, делает что-то не так. Он искренне считает, что имеет на это право: если одноклассник плохо себя ведет (мешает на уроке, обидел кого-то, не важно - случайно или нет), Петя стремится наказать нарушителя. Похожий тип поборника справедливости описан в повести В.К. Железникова "Чучело". Это, не знающая пощады и снисхождения - Железная Кнопка».

Преследователи.

Как уже отмечалось, зачинщиками травли становятся несколько человек, все остальные являются их последователями. Они с удовольствием смеются над неудачами изгоя, прячут его вещи в туалете, подхватывают обидные прозвища, не упускают случая его толкнуть, оскорбить или демонстративно игнорируют и не желают принимать его в свои игры. Почему же добрые и отзывчивые, по отношению к своим близким, дети становятся тиранами для, не сделавшего ничего плохого лично им, сверстника?

Во-первых, большинство ребят подчиняются так называемому стадному чувству: "Все пошли, и я пошел, все толкали, и я толкнул". Ребенок не задумывается над происходящим, он просто участвует в общем веселье. Ему в голову не приходит, что чувствует в этот момент жертва, как ей больно, обидно и страшно.

Во-вторых, некоторые делают это в надежде заслужить расположение лидера класса.

В-третьих, кое-кто принимает участие в травле от скуки, ради развлечения (они с тем же восторгом будут пинать мяч или играть в салки).

В-четвертых, часть детей активно травят изгоя из страха оказаться в таком же положении или просто не решаются пойти против большинства.

И наконец, небольшой процент преследователей, таким образом, само утверждается, берет реванш за свои неудачи в чем-то. У них недостает энергии, чтобы стать зачинщиками, но они охотно подхватывают чужую инициативу. Чаще всего это дети, которых третируют во дворе, обижают старшие, жестоко наказывают родители, они неуспешны в учебе и не вызывают особых симпатий у одноклассников. Например, Рыжий из повести В.К. Железникова "Чучело" кривляется и паясничает, издевается над тем, кого выберут остальные, чтобы самому не стать объектом насмешек со стороны одноклассников. "Все орут, и он орет, все бьют, и он бьет, если ему даже не хочется".

Можно выделить следующие психологические характеристики детей, становящихся преследователями:

Они - несамостоятельны, легко поддаются влиянию окружающих, безынициативны.

Конформисты, всегда стремятся следовать правилам, неким стандартам (очень прилежны и законопослушны во всем, что касается школьных правил).

Не склонны признавать свою ответственность за происходящее (чаще всего считают виноватыми других).

Часто подвержены жесткому контролю со стороны старших (их родители очень требовательны, склонны применять физические наказания).

Эгоцентричны, не умеют ставить себя на место другого, не склонны задумываться о последствиях своего поведения (в беседах часто говорят: "Я и не подумал об этом").

Неуверенны в себе, очень дорожат "дружбой", оказанным доверием со стороны лидеров класса (в социометрических исследованиях получают наименьшее количество выборов, нет взаимных выборов ни с кем из класса).

Трусливы и озлоблены.

Жертвы.

Есть много подходов, мнений по поводу того, кто может стать ребенком-изгоем. Большинство исследователей сходятся в одном - любой ребенок сегодня может стать изгоем в детском коллективе . Некоторые дети в одном коллективе могут быть лидерами или принятыми, а, попав в другой - становятся изгоями. Так, например, девочка три года ежедневно подвергалась травле одноклассников лишь потому, что у нее не было мобильного телефона.

Кто и почему становится изгоем? Изгоем в классе, в коллективе, в обществе?

Чем больше ребенок не похож на других, чем он необычнее — в поступках, суждениях, мыслях, тем больше шансов у него стать изгоем. Ну не любят у нас «белых ворон», не таких, как все, ненормальных, особенных... «Слишком толстый, слишком длинный, очкарик, лопоухий, шепелявит, шкет, шут гороховый, бормочет все время что-то под нос»… Список эпитетов, получаемых от сверстников в фантике «обычной» детской жестокости - масса!

Возьмем самое распространенное, что может не понравиться или

семь причин стать изгоем :

1. Нестандартная внешность (любые физические недостатки, дефекты речи, заикание, носит очки и т.д.)

2. Проявления энуреза, энкопреза (недержание) и др..

3. Тихость и бесконфликтность, не умение за себя постоять.

4. Чрезмерная опека ребёнка со стороны взрослых, демонстрируемая на глазах других.

5. Частые пропуски занятий в школе (здесь уже дети следуют за взрослым-учителем, который «беспокоится» о должном уровне посещаемости в классе).

6. В начальной школе — ребёнок слабо успевающий, в среднем звене и выпускных классах, с точностью до наоборот — отличник, «ботаник».

7. Ябеда, стукач.

Как правило, изгоев «назначают» уже во 2-3 четверти первого класса, на поиски жертвы много времени не уходит, удостоиться такой «чести» могут и новенькие, не сумевшие сориентироваться и зарекомендовать себя в новом коллективе.

Жертвами часто становятся те ребята, кому уделяется повышенное внимание учителя. Причем, чем больше педагог хвалит и сравнивает его с другими, тем более услуга становится «медвежьей».

Согласно многим психологическим исследованиям, в первую очередь детей привлекает или отталкивает внешность сверстника. На популярность среди сверстников могут также влиять успехи в учебе и спортивные достижения. Особо ценится умение играть в команде. Дети, пользующиеся расположением сверстников, обычно имеют больше друзей, более энергичны, общительны, открыты и добры, чем отвергаемые. Но при этом, «не принимаемые» дети не всегда необщительны и недружелюбны. Таковыми их почему-то воспринимают окружающие. Плохое к ним отношение постепенно становится причиной соответствующего их поведения: они начинают нарушать принятые правила, действуют импульсивно и необдуманно.

Не только замкнутые или слабоуспевающие дети могут стать изгоями в коллективе. Не любят "выскочек" - тех, кто все время стремится перехватить инициативу, покомандовать. Не жалуют и отличников, которые не дают списать, или детей, идущих против класса, например, отказывающихся сбежать с урока.

Интересно, что причиной травли может стать все, что угодно. Только в одном случае истиной причиной насмешек будет желание показать свое превосходство, а в другом - причиной травли станет зависть.

Нередко дети, ставшие предметом травли и насмешек, растут во вполне благополучных семьях, где им с раннего детства внушается мысль о том, что к людям нужно относиться так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Оскорблять и унижать других нельзя, потому что так себя ведут только недостойные и плохие люди. Драка и кулаки - это не способ решения проблемы, нужно все решать мирным путем, объясняя людям их неправоту. Дети, выросшие на таких, казалось бы, общечеловеческих ценностях, часто не могут дать отпор преследователям и зачинщикам: не могут ответить грубостью на грубость, оскорблением на оскорбление, хамством на хамство, не могут дать сдачи, если к ним применено физическое насилие. Ребенку-изгою трудно преодолеть, внушенные с раннего детства, стереотипы и дать отпор преследователям. Хотя именно этому, их нужно учить. Такие дети долгое время (годы) могут регулярно подвергаться эмоциональному и физическому насилию сверстников. Нередко учителя могут занять позицию сверстников и учувствовать в травле такого ребенка, полагая, что он сам виноват в том, что к нему так относятся. Если ребенок не получит поддержку ни от учителей, ни в своей семье, ситуация для ребенка-изгоя может закончиться суицидом (таких случаев известно немало).

Ни один ребенок не заслуживает пренебрежительного отношения к себе - любое дитя уникально и обладает своими достоинствами .

Но ребенку далеко не всегда легко проявить в коллективе свои сильные стороны, ведь сверстники гораздо охотнее обнаруживают его слабости.

Как можно заподозрить родителям, что их ребенок — изгой?

1. Не хочет идти в школу, даже если сделаны домашние задания.

2. Мало говорит об одноклассниках, практически никого не упоминает.

3. Радуется, если заболел.

4. Не знает или не желает никому позвонить, чтобы узнать домашние задания.

5. Никто из одноклассников не звонит, не приходит в гости.

6. Сам тоже никого не зовет, даже на день рождения.

7. Приходит из школы взвинченным, нервным.

8. Иногда появляются ссадины, царапины, о происхождении которых он «не знает».

9. Пропадают и быстро портятся его вещи, даже если ребенок аккуратен.

Попытки родителей сразу же во всем разобраться и, главное, во что бы то ни стало, наказать преследователей, имеет некоторый вес в начальной школе, да и то не всегда. Ребенок тут же автоматически становится еще и ябедой. Обидчики начинают действовать более изощренно, могут угрожать расправой, если он еще раз заикнется о травле. Преподаватели недовольны, так как они вынуждены встревать в конфликт и решать далеко непростую ситуацию с родителями жертвы, мучителей. Потом подключается администрация школы…

В 85% случаев становятся изгоями в классе дети тех родителей, которые сами не смогли в свое время решить аналогичную проблему . И вроде бы неуверенность наследоваться не может, но способы реагирования на проблемы бессознательно копируются нашими детьми с нашего поведения, хотим мы того или нет .

А значит, если мы не в состоянии адекватно помочь ребенку, возможно, сможет помочь другой человек: родной дядя, психолог, двоюродный брат… Надо использовать любые возможности. И не пускать дело на самотек.

Как помочь ребенку, ставшему изгоем?

1. Положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель . А у первоклашек - на все 100%. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ему нравится, что у того что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе.

2. Если среди одноклассников найдется защитник жертвы. Иногда появление защитника способно в корне изменить ситуацию (особенно, если защитников несколько или с их мнением в классе считаются) - большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале .

3. Если помочь ребенку-изгою выработать новые стереотипы поведения . Ребенку следует объяснить, что его молчание на издевательства одноклассников только усиливает их желание оскорблять его еще больше. Нужно научить ребенка правильно реагировать на ситуацию, «давать сдачи обидчикам» как в словесной форме, так и физически. Если ребенка избивают (желательно устроить ребенка в спортивную секцию, где его научат приемам самообороны). Необходимо объяснить ребенку, что в ситуации травли нельзя молчать, плакать, убегать, а следует спокойно указать обидчикам на имеющиеся у них недостатки. Так же можно воспользоваться замечательным советом Владимира Набокова: «Лучшая реакция на вражескую критику - улыбнуться и забыть». Этот совет больше подойдет сильным личностям, которые могут быть выше любой агрессии и хамства. Те, кто умеют держать удар и вовремя давать отпор нападающим не могут быть предметом травли.

4. Учитель должен в обязательном порядке присекать травлю кого-бы то ни было в детском коллективе. Именно при попустительстве или прямом участии в траве учителя, дети-изгои подвергаются травле. Учитель должен объяснить детям, что в каждом человеке есть и достоинтства, и недостатки. Те, кто способен в другом разглядеть положительные черты, тот умен и мудр, а те, кто способен видеть в окружающих только их недостатки - поверхностны и глупы. Так же следует объяснить детям, что люди всегда становятся такими, какими их хотят видят окружающие. Учителю следует отдельно проработать ситуацию и разобраться с зачинщиками и преследователями жертвы, при необходимости вызвать их родителей в школу, и совместными усилиями объяснить детям, что такое надменное и оскорбительное поведение в коллективе недопустимо.

5. Детей-изгоев, обладающих ярко выраженными способностями (например, к музыке, живописи, математическими способностями и др.) следут отдать в школу, где такие способности будут оценены по достоинству - например, отдать ребенка в музыкальную, художественную, физико-математическую школу. Возможно ребенок, как в сказке “Гадкийутенок” просто попал не в свой круг. Общаясь с детьми с аналогичными способностями, он обретет надежных друзей и поддержку учителя.

6. Родителям следует разобраться, что стало причиной непопулярности их ребенка и попытаться ее устранить. Может, ребенок выглядит не слишком современно? Тогда следует заняться его гардеробом и внешностью. Слишком слаб физически? Следует заинтересовать каким-нибудь видом спорта. Плохо учится? Кто-то из родителей может стать для ребенка репетитором или привлечь специалиста. Недооценивает себя? Необходимо помочь ему обрести уверенность в своих силах и способностях. Родители должны подчеркивать достоинства своего ребенка при каждом удобном случае. Не скупиться на похвалу, восхищаясь своим чадом и не забывать, что ребенок смотрит на себя глазами своих родителей.

Условно к детям-изгоям можно отнести детей, которые мало общаются в коллективе, у них мало друзей, они не любят участвовать в общественной жизни класса (школы), часто не принимают участия в коллективных играх, но это не значит, что их не принимают сверстники, нет, это их собственный выбор. Такие дети редко бывают предметом травли одноклассников, которых они легко могут поставить на место, но у них могут возникать серьезные конфликты с учителями. Они самодостаточны и мудры не по годам …- это дети-индиго .

Наиболее характерные признаки детей-индиго:

С детства не общителен, почти не имеет друзей.

Имеет яркие врожденные способности к точным наукам - математике, программированию, а также - к музыке.

Не чувствует кровного родства и часто конфликтует с членами семьи.

Противопоставляет себя другим людям, уверен, что он - избранный.

У него высокий уровень интеллекта, нестандартное мышление (он часто находит лучший путь решения поставленной задачи).

У него очень развита интуиция, он остро чувствует фальшь.

Обладает экстрасенсорными способностями.

Дети-индиго предпочитают общаться только с себе подобными. Для них не существует авторитетов. В школе они могут сильно преуспеть в предметах, которые им нравятся, а на остальные предметы вообще не обращать никакого внимания. Такие дети часто не подчиняются общим правилам, и делают только то, что считают нужным. Они не считаются с мнением коллектива, у них на все свое собственное мнение. Такой ребенок может легко уйти с классного часа, полагая, что не должен тратить свое драгоценное время на выслушивание пустых и бессмысленных разговоров классной, чем может вызвать глубокое негодование учителя. Ребенок-индиго, если его оскорбит учитель, может легко поставить учителя в очень глупое и нелепое положение, высмеяв при всем классе не высокий интеллект учителя или другие негативные стороны его личности, которые действительно ему присущи.

Лучшее, что могут сделать родители для детей-индиго - это отдать их в школу для одаренных детей, или в школу, где уделяется большое внимание тем предметам, которые нравятся ребенку. Учителям следует быть внимательными к таким детям, не оскорблять и не унижать их, а спокойно и аргументировано объяснять свою позицию. Этим детям очень важно понимать, почему они должны что-то делать, зачем и кому это нужно. Без глубокого осознания: зачем и почему - дети-индиго могут отказываться от какой-то деятельности в школе, и особенно если это касается каких-то внешкольных мероприятий. Не стоит заставлять их участвовать в коллективных мероприятиях против их желания, пытаться вовлечь их в коллективную деятельность, игру, все равно ничего не получится.

Следует помнить, что детей-индиго рождается не более 3% и именно из них вырастают настоящие профессионалы своего дела, которые в будущем будут выкладываться на работе на все 150%. Именно они способны решить сложнейшие проблемы, которые существуют в современном обществе.

Буллинг (англ. bully — задирать, запугивать) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов) со стороны остальных членов коллектива или его части. Как проявления буллинга специалисты расценивают оскорбления, угрозы, физическую агрессию, постоянную негативную оценку жертвы и её деятельности и т. д.

Развитие современных средств связи, интернета, социальных сетей привело к тому, что травля школьников стала активно проявляться с использованием современных технологий. Ребенку-изгою начинают в большом количестве приходить сообщения на мобильный телефон, на электронную почту, на его страничку в социальных сетях с оскорблениями, угрозами. Используя программы “Фото-шоп” преследователи могут изуродовать фотографию ребенка-изгоя и разместить ее в социальных сетях, дать объявления от имени ребенка, оскорбляющее его и др. Нередко ребенка-изгоя избивают, снимая это на мобильный телефон, а потом выкладывают эту запись в социальных сетях. На основании таких видеосюжетов уже заведено не одно уголовное дело.

Родителям нужно быть внимательными к своему ребенку. Интересоваться у ребенка не приходят ли к нему сообщения на мобильный телефон, электронную почту, оскорбительного содержания или с угрозами. Такие урозы и издевательства могут сильно ранить ребенка, запугать его.Вычислить таких преследователей для правоохранительных органов сегодня не составляет большого труда, и порой следует к ним обратиться.

Рекомендуем посмотреть видеосюжет “Буллинг - троллинг и травля в соцсетях» (5 мин 32 сек) по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=woJkvhHdgoE вместе с детьми и обсудить его. Если после обсуждения у Вас возникнут подозрения, что кому-то из детей приходят угрозы и оскорбления следует обязательно разобраться в этой ситуации, поставить родителей в известность, оказать помощь и поддержку ребенку.

  1. Статьи Л.Петрановской «Детки в клетке» (1-5 части) можно читать и скачать по ссылке .

2. Статью «Педагогическая помощь детям-изгоям» можно скачать по ссылке http://festival.1september.ru/articles/594229/ .

3. Книгу М.М.Кравцовой «Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой» можно скачать по ссылке http://www.phantastike.com/link/age_psychology/deti_izgoi.zip .

http://forum-kharkov.com/content.php?r=237-deti-indigo-kto-oni-takie .

 

Возможно, будет полезно почитать: