Самоанализ работы по самообразованию «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность. Самоанализ по проблеме: «Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю Самоанализ нод по патриотическому воспитанию

Дата публикации: 04.12.15

Самоанализ занятия

по формированию целостной картины мира

«Моя Родина Россия»

Самоанализ непосредственно-образовательной деятельности.

Григорьевой Ольги Ивановны, воспитателя МКДОУ Детский сад «Сказка», Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие»

Присутствовало 8 детей.

Направление: Нравственно - патриотическое воспитание детей.

Тема занятия «Моя Родина Россия»

Цель: закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России: флаг, герб, гимн. Формировать элементарные представления о функциональном назначении гимна, герба и флага. Познакомить детей с Гимном РФ и президентом РФ.

Задачи: познакомить дошкольников с главными сведениями о нашей Родине, дать им те знания, которые необходимы будущим первоклассникам. воспитывать нравственно-патриотические качества. Развивать чувство ответственности и гордость за свою страну.

Возраст детей: старшая группа - 5-6 лет.

Материалы к занятию: карта Российской Федерации, иллюстрации с изображением государственных символов, герб РФ; полоски трёх цветов на всех детей; копии свидетельства о рождении детей; копия паспорта, гимн, презентация «Моя родина Россия».

Занятие проходило в 7 этапов .

1 этап: Организационный:

2 этап: Знакомство с картой РФ.

3 этап: Портрет президента.

4 этап: Столица - Москва.

5 этап: Флаг РФ.

6 этап: Герб России.

7 этап: Гимн РФ.

1 этап. Организационный

Дидактическая задача: организовать детей, привлечь внимание, вызвать интерес детей к занятию.

Методы: -словесный, наглядный.

2 этап. Знакомство с картой РФ.

Форма организации: фронтальная

Словесный (беседа)

Наглядный с применением ИКТ

III этап: Знакомство с президентом РФ.

Словесный, наглядный, с применением ИКТ.

IV этап: Столица Москва.

Методы: словесный, наглядный и игровой, с применением ИКТ.

V этап: Флаг РФ.

Методы: словесный, наглядный с применением ИКТ, игровой.

VI этап: Герб России.

Методы: Словесный. Наглядный с применением ИКТ, художественно – эстетический (сказка).

VII этап: Гимн РФ

Методы: словесный, художественно – эстетическое (прослушивание).

В заключении:

В процессе занятия с детьми во время беседы мы закрепили и обобщили знания детей о государственных символах России: флаг, герб, гимн. Формировали элементарные представления о функциональном назначении гимна, герба и флага. Знакомство детей с Гимном РФ. Поставленная задача реализована.

Все дети справились с заданиями.

Спасибо за внимание!

Татьяна Катаева
Самоанализ работы по самообразованию «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность»

Тема : «»

За 2016-2017 учебный год.

С сентября 2015 по май 2017 года работала над темой «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность ».

Цель работы : создать педагогические условия для воспитания патриотических чувств у дошкольников , разрабатывая и реализовывая проекты

Сегодня одной из самых актуальных проблем является воспитание в детях патриотизма . Дошкольные образовательные учреждения - это самое первое звено системы образования. Они призваны сформировать у детей базовое представление об окружающем нас мире, об отношении человека к природе, к малой Родине, к своему Отечеству.

В последние несколько лет в нашей стране произошли значительные изменения. Касаются они нравственных ценностей, отношения к историческим событиям в нашей стране, к известным личностям. У людей поменялось отношение к Родине. Раньше мы гораздо чаще слышали и пели сами гимны своей стране, а сегодня о ней часто говорят негативно. Трудности в переходном периоде являются как раз причиной приостановки патриотического воспитания . Что бы ни менялось в обществе, воспитание нежных чувств к своей стране у подрастающего поколения, гордости за нее, необходимо во все времена. Если мы хотим, чтобы наши дети любили свою страну,село, нам следует показать ее с привлекательной стороны.

Патриотическое чувство по своему содержанию многогранно. Это и любовь к своей семье, родным местам, гордость за народ, ощущение своей связи с окружающим миром, стремление сохранять и приумножать богатство страны. Поэтому задача педагогов :

Воспитание у детей любви , привязанности к дому, семье, улице, детскому саду, селу;

Формирование бережного отношения живой и неживой природе;

Воспитание уважения к чужому и своему труду;

Развитие интереса к русским традициям;

Расширение имеющихся представлений о своем селе;

Знакомство воспитанников с государственной символикой (флаг, герб, гимн) ;

Воспитание чувства гордости , ответственности за достижения своей страны;

Решение данных задач происходит во всех видах деятельности детей в ДОУ : в играх, в труде, в быту, в образовательной и совместной деятельности детей и воспитателей .

Воспитание патриотических чувств - это длительный , сложный, непрерывный процесс, который подразумевает корректировку существующих разработок мероприятий на дальнейших этапах работы в зависимости от полученных результатов.

Работая над проблемой воспитания патриотических чувств у дошкольников разработала и реализовала проекты : «Мы живём в России» , «Этот день Победы» , «Этот праздник большой День Победы» , «23 февраля- день защитника Отечества»

(приложение 1)

В 2016-17 учебном году для воспитания патриотических чувств у детей подготовительной группы разработала проект «Я часть России»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :

Формирование патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, селу, стране, природе, на основе природных особенностей родного края и страны.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;

Формирование чувства уважения к другим народам, их традициям;

Формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.

Тип проекта : тематический

Срок проекта : долгосрочный

Участники проекта : педагоги, дети подготовительной группы, родители

(приложение 2)

Начала свою работу с изучения методической и художественной литературы.

(приложение 3)

Изучив теоретические основы проблемы воспитания любви к родному краю у детей дошкольного возраста , свою работу начала с диагностики. Для диагностики уровня воспитанности у дошкольников основ патриотизма использовала следующую технологию М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе».

Уровни патриотической воспитанности дошкольников

(приложение 4)

Разработала систему и последовательность работы по патриотическому воспитанию . Составила тематический план работы .

(приложение 5)

Провела цикл занятий, праздники :«День знаний» , «Колядки» , «Масленица» , «Любимые телепередачи» , спортивное развлечение для мам «Наши мамы лучше всех» и др.

Приняла участие в педагогическом совете с анализом открытого спортивного развлечения «Зимние Олимпийские игры»

С материалами своей работы в мае 2017 года участвовала во всероссийском конкурсе «Салют победного Мая» , заняла первое место в номинации «Этих дней не смолкнет слава» (приложение 6)

(приложение 6)

В процессе работы над проектом дети , родители и педагоги стали его активными участниками.

Педагоги разработали и провели различные занятия, беседы. Праздники и т. д. Следую плану, привлекали родителей.

Родители стали понимать важность воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста . Активно участвовали в подготовке и проведении мероприятий.

Дети в результате стали проявлять интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного села. Имеют представления о природных богатствах края. Проявляют интерес к стране в которой живут. Выражают положительное отношение к миру, дружбе, ко всему живому.

В результате итогового мониторинга показали положительные результаты. Уровень низких и средних показателей снизился на10 и 5% соответственно, высокий увеличился на 15%.

Таким образом, анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает :

Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников , показавших в начале года низкие результаты.

На НОД по патриотическому воспитанию ребенок стал более внимательным. Он с интересом слушает рассказы о Родине, задает много дополнительных интересующих их вопросов.

С удовольствием рассказывают о семье, традициях, о родном селе.

Хорошо знает свои имя, фамилию, пол, возраст, положительно оценивает себя, проявляет доверие к миру.

Проявляет любовь к родителям, уважение к воспитателям , интересуется жизнью семьи и детского сада.

Интересуется предметным и социальным миром, имеет представление о том, «что хорошо и что плохо» , в оценке поступков опирается на нравственные представления.

Проявляет интерес к селу, в котором живет, знает некоторые сведения о его достопримечательностях, событиях сельской жизни.

Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости своей страной.

Проявляет познавательный интерес к социальным явлениям, к жизни людей в родной стране, других странах, к многообразию народов мира.

Уважительно относятся к матери, любят родной дом, семью.

Заключение.

Метод проектов как один из методов обучения дошкольников , основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников . Только действуя самостоятельно , дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности . Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности , глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста .

Использование проектного метода в системе патриотического воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта :

Педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

Родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе патриотического воспитания детей ;

Дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.

В дальнейшем буду продолжать работу по данной теме . Планирую обобщить опыт по патриотическому воспитанию дошкольников ; пополнять предметно-развивающую среду в группе.

Таким образом, я еще раз убедилась, что веду работу в правильном направлении. Задача моей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа – действительно очень важна. Глядя на них, я уверена, что мне это удается и, как бы ни сложилась их жизнь, каждый станет настоящей личностью.

Название:
Номинация: Детский сад, Аттестация педагогических работников ДОУ, Самоанализ, Подготовительная к школе группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад «Ласточка» г. Котовска Тамбовской области
Месторасположение: г. Котовск Тамбовской области

Самоанализ воспитательно-образовательного процесса.

Я, Тулупова Виктория Викторовна, с 2014 года работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №16 «Ласточка».Общий стаж педагогической деятельности 22 года. В 2015 году прошла курсы в Тамбовском ОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» по дополнительной профессиональной программе «Организация и содержание образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования». Воспитательно-образовательный процесс в группе осуществляется в соответствии с основной образовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова М. А. Васильева и ФГОС дошкольного образования. Программой развития МБДОУ детский сад №16 «Ласточка» на 2012-2015 учебный год.

Но прежде всего, для того, чтобы реализовать поставленные задачи, нужно создать все возможные условия. Первое, это четкая, дружная и согласованная работа воспитателя и помощника воспитателя, обеспечение санитарно-гигиенических условий, создание эмоционального комфорта для детей, соблюдение этикета и педагогических норм во взаимодействии с родителями воспитанников. С особым вниманием я подхожу к организации и обновлению предметно-пространственной развивающей образовательной среды. Правильно организованная среда помогает мне видеть, и соответственно выстраивать индивидуальную работу с ребенком далее, чем ребенок любит заниматься в свободное время, как он ведет себя со сверстниками, любит одиночество или совсем не умеет играть один, помогает лучше определить наклонности мальчиков и девочек.

И второе, не менее важное условие в выполнении поставленных задач, это сотрудничество воспитателя с родителями и взаимопонимание, которые эффективно дополняют знания и воспитателя, и родителей о воспитании. Методы изучения семьи: консультация, наблюдения, беседа, анкетирование.

Родители мои единомышленники. В работе больше использую индивидуальный метод общения с родителями, т.к. есть такие вопросы или проблемы, которые необходимо решать только в индивидуальном порядке. Наедине с воспитателем родители больше рассказывают о своем ребенке, его победах или неудачах. В каждом индивидуальном случае просят совета, просят подобрать или посоветовать ту или иную литературу по волнующей их проблеме. Иногда рассказывают и о семейных проблемах, которые мешают правильному воспитанию ребенка. Вместе решаем, как исправить сложившуюся ситуацию, чтобы не навредить ребенку. Бывает необходимость во встрече с логопедом, социальным педагогом, психологом. Очень часто мамы просят поговорить с бабушками, объяснить, что чрезмерная любовь и опека зачастую наносят вред ребенку. Несомненно, и групповые встречи родителей помогают им узнать что-то новое в деле воспитания друг у друга. Опыт воспитания отдельных родителей здесь становится достоянием многих и кому-то помогают справиться со своими проблемами. Родители сейчас спрашивают не только то, как поел ребенок, но и о том, как он занимался, что у него получилось, а что нет и как можно помочь ему. Поэтому в своей работе я должное внимание уделяю мониторингу знаний детей, анализу выполнения программы. Все это впоследствии доводится до сведения родителей на родительских собраниях или в соответствии с этическими нормами в индивидуальной беседе, а также помогает планировать работу и если есть необходимость, то и корректировать ее.

Использую современные педагогические технологии, применяю оздоровительные моменты.

Основное направление в работе — формирование основ безопасной жизнедеятельности. Это:

— Безопасное поведение в природе.

— Безопасность на дорогах.

— Безопасность на воде

— Пожарная безопасность

— Безопасность зимой

— Безопасность в быту (ребенок один дома).

Особое внимание в этом направлении –безопасность детей на дорогах.

Большое внимание в своей работе уделяю нравственно — патриотическому воспитанию, которое сейчас актуально как никогда, которое является одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Я хочу, чтоб ребенок не только хорошо считал, рисовал, был смелым, сильным, выносливым, чтоб у него была хорошая память, речь. Я хочу, чтоб его душу трогали чужие слезы, чтоб он умел гордиться своей Родиной, родным городом, чтоб знал о той страшной войне. А поэтому у него должно сформировано чувство долга, благодарности по отношению к старшему поколению, сопереживание чужой беде, гуманность, великодушие и убеждение, что войны не должно быть никогда, а если случится такая беда, то быть достойным защитником своей Родины. Посеянные зернышки добра взойдут хорошим урожаем на благодатной почве. А сеятели – это мы, взрослые и хороший урожай зависит от нас. Великая Отечественная Война…. Сколько горя, слез, погибших людей принесла она народу Советского Союза, бесцеремонно ворвавшись в каждый дом. Как рассказать дошкольникам о тех военных годах, не травмируя их психику. Надо ли рассказывать об этом детям. … Надо! Исподволь. От малого к большому. Они поймут! Мы обязаны говорить и учить детей беречь хрупкий мир, залитый кровью Поколением Героев, Поколением Великой Победы! И память о них должна жить века. Немало важным для формирования патриотических чувств подрастающего поколения является знакомство детей с народными художественными промыслами. Необходимо знакомить детей с декоративно – прикладным художественным творчеством, формировать чувство гордости за русских мастеров. Декоративно-прикладное творчество – это связь трудового, нравственного и эстетического воспитания. Приобщения ребенка к ценностям православной культуры, освоение духовно-нравственных традиций русского народа является формированием у ребенка соответствующих нравственных качеств. Уникальным средством нравственного воспитания является знакомство детей с притчами. Ведь притча - это не просто маленький рассказ, а это своего рода нравственный закон, какой-то определённый урок. Они заставляют задумываться над своими поступками, понимать их последствия. Они помогают пробудить в ребенке лучшие качества как милосердие, доброта, сострадание, любовь к людям. Практикую включение дошкольников в проектную и исследовательскую деятельность. Все это развивает познавательные, творческие речевые способностей детей.

Анализируя свой опыт работы, пришла к убеждению: только любовь к детям со стороны родителей и окружающих может творить чудеса в воспитании детей

Тулупова Виктория Викторовна

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях - это три важнейших направления в воспитательной работе российских педагогов. Сейчас этому вопросу уделяется особое внимание и об этом говорил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в "Послании Президента Федеральному Собранию". В Новосибирской области создан проект государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в Новосибирской области на 2015-2020 годы».

Дошкольный период - наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, для которого характерны наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений, детские образы восприятия очень яркие и сильные и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Потому настоящих патриотов своей Родины лучше всего воспитывать с детства и этот процесс формируется с дошкольного возраста воспитанием любви к своей Родине.

Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И.Е. Кравцова: «Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам ("земле отцов"), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости».

Я.Л. Коменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он писал в "Великой дидактике": "Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия".

А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только "героическая вспышка", но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная".

Под нравственным, патриотическим и культурным воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Главной целью своей педагогической деятельности я считаю нравственно - патриотическое и культурное воспитание дошкольника, обогащение его духовного мира через развитие музыкальных способно-стей .

Исходя из этого в работе определяю следующие задачи:

Познакомить детей с лучшими образцами отечественной классической

Познакомить детей с музыкальным фольклором.

Дать детям знания по основам певческой гигиены и самоконтроля

Формировать духовно-нравственного отношения и чувства

сопричастности к родному дому семье, детскому саду, посёлку,

городу средствами музыки и участием в мероприятиях детского сада и

Формировать духовно-нравственные отношения и чувства

сопричастности к культурному наследию своего народа средствами

Формировать духовно-нравственное отношение к природе родного

края и чувства сопричастности к ней через культурно – досуговые

мероприятия.

Повысить уровень музыкального развития детей.

Воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих

национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как

представителя своего народа, и толерантного отношения к

представителям других национальностей (сверстникам и их

родителям, соседям и другим людям.)

Воспитывать навыки коллективной деятельности взаимопомощи,

старательности и ответственности.

Воспитывать патриотические чувства через образцы народной культуры.

Создавать на занятиях атмосферу психологического комфорта и

взаимного доверия.

Организовать прослушивание и исполнение музыки с целью

психоэмоциональной разгрузки.

Для решения этих задач я изучила теоретическую литературу, определила условия развития активного восприятия музыки.

Маленьким детям еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина - это мама, близкие и родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.

Я считаю, что стоит острая необходимость в воспитании патриотизма дошкольников на музыкальных занятиях, где на основе отечественных произведений будут воспитываться в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброту, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

Работу по нравственному, патриотическому и культурному воспи-танию старших дошкольников средствами музыки веду по направлениям:

    Знакомство с музыкальным фольклором (слушание народной музыки, песен, в том числе и колыбельных, знакомство с народными музыкальными инструментами, знакомство с народной хореографией, музыкальными играми).

    Знакомство с творчеством П. И. Чайковского (слушание пьес из цикла «Времена года»).

    Разучивание патриотических песен и танцев.

    Участие в мероприятиях детского сада и района (тематические праздники, развлечения, конкурсы, концерты).

Я считаю, что дети-носители русской народной культуры, национальных традиций , поэтому важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот добрый и сказочный мир.

По – настоящему понять русскую культуру невозможно, не проникнувшись своеобразным духом, присущим культуре народной. П.И. Чайковский писал: «Я вырос в глуши, с детства, с самого раннего, проникся неизъяснимой красотой русской народной музыки. Я до старости люблю русский элемент во всех его проявлениях. Я русский в полном смысле слова» Фольклор считается школой социального опыта и дает ребенку возможность показать действительность, историю, национальные особенности труда и быта своего народа, его нравы и обычаи, черты характера. Чем больше ребенок проникает к народной культуре, тем качественнее он будет владеть разнообразными фольклорными материалами, тем быстрее будет сформирована его личность и тем комфортнее и свободнее он будет себя чувствовать во взрослой жизни, в своей культурной и национальной принадлежности. Делаю вывод, что народное творчество направлено на формирование музыкального восприятия дошкольников, способствует более полному развитию музыкальности, эмоциональности, психических качеств, музыкального творчества, направлено на личностное развитие ребёнка.

Исполнение песни воздействует на слушателей слиянием музыки, голоса и слова, позволяет выразить не только свои чувства, но и способно вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, сострадание, понимание. В этом её особая доступность восприятия детьми.

На занятиях я рассказываю детям о любви русского народа к песне, что песни бывают лирические, хороводные, плясовые. Дети эмоционально откликаются на весёлую музыку, с удовольствием поют.

Народные песни образно яркие, напевные, поэтические. Исполняя песни с детьми я устраиваю импровизационные хороводы и пляски, выделяя при этом, прежде всего, ярко выраженное игровое начало, поэтому что стремление к игре, к актёрству, присуще детям. Игра доставляет им радость, поэтому я вношу элементы игры почти в любую песню. С детьми разыгрываем действия по сюжету песни.

Развиваю певческий голос, даю первоначальные сведения о музыке, использую упражнения, укрепляю голосовой аппарат, слежу за развитием правильного дыхания, провожу беседы по основам певческой гигиены и охране детского голоса. К концу года дети умеют петь без напряжения, плавно.

В сюжетах хороводных песен отражен народный быт, красота родной природы. Любовно воспеваются в песнях – хороводах луга, покрывающая «травушка- муравушка», «кудрявая березка», цветущая калина и др.

Когда дети участвуют в хороводе, они будто переносятся в иной мир, становятся царевичем и царевной, селезнем и уткой, лесным соколом и белой лебедью. Здесь я учу детей представлять и сыграть конкретные образы. Также учим с детьми русские народные танцы.

Использую следующие методы обучения ритмики – точный показ педагога, образные пояснения, творческие задания.

Во время исполнения плясовых песен, например «Ой, вставала я ранёшенько» , повторяем с детьми плясовые движения «дробь», «припадание», «верёвочки».

Особое внимание уделяю частушкам. Рассказываю о характерных признаках частушек. Знакомлю детей с частушками разных регионов России. Дети очень любят петь частушки и с удовольствием исполняют их на праздниках.

Дети любят играть в русские народные игры. Почти в каждой местности есть свои игры, которые здесь родились и получили распространение. Во многих играх поются короткие или длинные песни – игровые припевки, исполняющиеся на простые, доступные каждому ребёнку мелодии. Для детей игра – всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем.

Очень интересной бывает работа по обучению детей игре на ложках. Я провела беседу с детьми о том, откуда появились ложки и как на них стали играть. От занятия к занятию мы стали осваивать новые приемы игры. Музыкальные номера с ложками я включаю в праздники и развлечения.

В 2015 году 25 апреля исполняется 175 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского и поэтому, я думаю очень важно говорить о том, как композитор любил жизнь и каждый день для него имел большую значительность, и как он писал: «…прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа». Но след остался в его прекрасной музыке, которую мы будем слушать снова и снова и передавать её своим детям и внукам.

Восприятие музыки стоит на первом месте в любой программе по музыкальному воспитанию и поэтому я выделяю особое место этому виду деятельности на музыкальных занятиях в детском саду со старшими дошкольниками. Через раздел «Слушание музыки» я провела цикл занятий по теме: Петр Ильич Чайковский «Времена года», начиная с октября по май, Целью чего является: воспитание гуманной, нравственной личности, развитие патриотических чувств средствами искусства.

Поставила такие задачи:

Формировать знания детей о творчестве П. И. Чайковского при знакомстве с пьесами из цикла «Времена года»;

Развивать грамотную речь детей при анализе произведений, развивать творческие способности через активную деятельность;

Воспитывать эстетические, нравственные, патриотические качества на основе искусства;

Воспитывать интерес к культуре своего народа, что является неотъемлемой частью при формировании общей культуры личности детей, о чём говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Разработала программу слушания произведений, которая строится по принципу сезонности. К каждой пьесе я подобрала соответственный мате-риал по изобразительному искусству, поэзии, продумала выход в активную деятельность, определила основные воспитательные задачи. (см. прилож-ение№1). Работа проделана большая, но я хочу остановиться на тех моментах, которые получились более яркими. Я поставила цель: знакомство детей с пьесами о народных традициях через классическую музыку П.И. Чайковского «Святки» и «Масленица». Основными задачами здесь являются: - воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа, приобщать детей к истокам русской народной культуры посредством восприятия классической музыки, народных игр, песен, развивать двигательную, театрализованную деятельность.

На первом занятии мы просто прослушали произведение «Святки», отметили его настроение, название. Рассказывала детям о содержании праздника: святки – это время от Рождества до Крещения, праздник, в котором сочетались элементы обряда христианского с древними, языческими. На святки ходили ряженые из дома в дом, гадали о своей будущей судьбе, в семьях царило праздничное веселье. Ряженые одевались ради шутки, пели святочные песни, водили хороводы. В домах их угощали, одаривали подарками. На втором занятии произвели анализ произведения, говорили о средствах выразительности в музыке. Основная мелодия пьесы выдержана в стиле бытовой музыки, фрагменты которой чередуются с эпизодами вальса. А завершается пьеса, и, вместе с ней весь цикл безмятежным вальсом, домашним праздником вокруг красивой Рождественской елки. Рассматривали детскую иллюстрацию, где девочки погружаются в таинство – они гадают на расплавленном воске и мечтают о том, какой подарок им подарят к празднику: может быть, куклу или украшение, а младшая сестрёнка тоже очень интересуется и не отходит от старших девочек. Далее в музыкальные занятия я включала игры и танцы, которые характерны для проведения развлечения «Святки». Это, например, такие игры и хороводы: «Шёл козёл по лесу», «Катание колеса», «Золотые ворота» и др. Была проделана предварительная работа совместно с воспитателями: просмотр презентации «Колядки», беседа «Святки». Я определила задачи проведения развлечения: - познакомить с обрядом колядования, обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными движениями.

Для родителей была оформлена папка – передвижка по данной теме, также родители хорошо помогли при разучивании с детьми стихов и колядок.

Воспитатели очень активно принимали участие при подготовке к мероприятию: шили костюмы, учили роли, оформляли музыкальный зал.

Детей встретила добрая хозяюшка и скоморох. После чего дети читали стихи, колядки – Коляда идёт к нам в дом,

И мешки несёт с добром!

Скоморох очень весело и задорно проводил игры. Обязательными гостями стали коза и медведь с весёлой сценкой, после которой все весело танцевали. Так же был и элемент гадания – «девочки цыганки» предлагали достать предмет из коробочки, который в свою очередь что-то означал, например, хлеб – житьё в достатке, конфета – лучше нету радости для ребят чем сладости и др. Пригласили и Бабу Ягу для весёлой игры «Здравствуй бабушка Яга!». В конце никто не остался без угощения (см. приложение2).

В феврале с детьми слушали «Масленицу» П.И. Чайковского. Три музыкальных занятия мы слушали, анализировали музыкальное произведение. "Масленица" - это картина народного гуляния, где живописные моменты сочетаются с звукоподражанием музыке гуляющей толпы, озорным звучаниям народных инструментов. Вся пьеса состоит как бы из калейдоскопа маленьких картинок, сменяющих одна другую, с постоянным возвращением первой темы. С помощью угловатых ритмических фигур Чайковский создает картину с шумными и радостными возгласами толпы, притопыванием пляшущих ряженых. Взрывы смеха и таинственный шепот сливаются в одну яркую и пеструю картину празднества. Рассматривали картину Бориса Кустодиева «Деревенская масленица» (Гармонист). Говорили о том, что гармонист весело играет, пляшет и у него выступил румянец на лице, на заднем плане Видно катание на лошадях, наряженные люди, дети, все веселятся и ждут прихода весны, хотя ещё лежит снег. Масленица или масленая неделя - праздничная неделя перед Великим постом. Масленицу чествуют веселыми гуляниями, разудалыми играми, катанием на лошадях, разными потехами. А в домах пекут блины, специфическое языческое блюдо, которое из глубины веков прочно вошло в русскую жизнь.

В конце масляной недели мы с воспитателями решили провести «Проводы зимы» с целью дать детям представление о народном празднике. Праздник начался в помещении детского сада. Весёлые скоморохи не давали детям скучать, играли и танцевали, после чего праздник перешёл на улицу, где по традиции сжигали чучело и вместе с ним сгорело всё плохое - болезни, напасти, невзгоды прошлого. На праздник пришла и «Весна», которая тоже поиграла с детьми. Проводили игры, которые традиционны для данного праздника – перетягивание каната, катание на санках, пели русскую народную песню «Блины» под звучание баяна, после чего угощались румяными блинами (см. приложение№3).

Оба развлечения прошли на эмоциональном подъёме, дети делились впечатлениями дома с родителями. Анализируя опыт проделанной работы я для себя решила, что буду дальше знакомить старших дошкольников с народными праздниками через синтез искусств. Например:

А.А. Римский Корсаков - опера Снегурочка.3д., Вступление: Сцена в заповедном лесу Хоровод «Ай во поле липонька...» и Песня «про бобра»);

Л.В. Бондаренко - художественная роспись по дереву, «Гуляние на Ивана Купала»;

А. Цыбульская «Стихи на Ивана купала»;

И. Ф. Стравинский –«Русская» из балета «Петрушка» - Выход Петрушки;

А. Виноградова «Петрушка» - картина;

Л.Зубарев «Петрушка» - стихи.

Музыкальные занятия я стараюсь проводить на хорошем творческом и эмоциональном подъеме, чтобы приносить детям радость, потому что только такая атмосфера будет способствовать воспитанию интереса к музыке, эмоциональному раскрепощению.

Свою работу веду по программе, которую составила на основе основной общеобразовательной программы детского сада, программы М.В. Хазовой «Горенка», которая привлекла меня тем, что считает основным путём воспитания общечеловеческих качеств – приобщение ребёнка к своей национальной культуре и также использовала полихудожественный подход к воспитанию дошкольников по программе Самолдиной К.А.

В перспективное планирование музыкального репертуара включила

40% музыкального репертуара, направленного на патриотическое и культурное воспитание старших дошкольников (см .приложение№4).

Так как репертуар является основой воспитания личности дощкольников, он отвечает следующим требованиям:

    Развивающий и воспитывающий характер словесно – музыкального материала.

    Доступность содержания, понятность образов, соответствие жизненному опыту и возрасту детей.

Степень сложности произведений

    соответствует уровню подготовленности детей.

    Репертуар носит гуманистический характер, что утверждает позитивное жизненное начало.

    Репертуар направлен на пробуждение чувств: радости, юмора, сострадания, доброты, красоты, любви, ответственности, дружбы, патриотизма.

Участвуем в мероприятиях детского сада и района, это - тематические праздники, развлечения, конкурсы, концерты. Особое внимание уделяем государственным патриотическим праздникам: 9 мая, День защитников Отечества, День России, 8 марта. Осенние праздники отмечаем в форме ярмарки, также обязательно уделяем большое внимание Дню космонавтики. Участвуем во всех районных конкурсах патриотической песни. Участвовали 20.01.2013году в районном конкурсе эстрадной песни «Песни нашего детства, посвященному 100-летию со дня рождения героя Советского Союза А.И. Покрышкина, (см.приложение№ 5) , 23 февраля 2013 года участвовали в районном конкурсе патриотической песни «Я люблю тебя, Россия» (см. при -ложение№6) Дети неоднократно выступали на педагогических конференциях районного значения, выступали на родительских собраниях и перед детьми младших групп, на конкурсе «Воспитатель года 2011г» , на семинарах заведующих ДОУ (см. приложение№7). По приглашению управления образования администрации Мошковского района выступали в Мошковском районном Клубном объединении на рождественских чтениях 25 декабря 2014года, где исполнили «Танец с платками» под песню Ю.Тарана «Россия-ты моя звезда» , а ранее 1 октября на День пожилого человека, там же танцевали танец «Грибы-грибочки»(см. пр иложение№8). Затем провели праздник в детском саду, куда пригласили бабушек и дедушек, о меропри-ятии было освещено в районной газете. Корреспонденты районной газеты «Мошковская новь» частые гости наших мероприятий. Стало традицией в нашем детском саду проводить концерт на «День пожилого человека». Такие мероприятия позволяют воспитывать уважение и любовь к старшему поколению. На празднике мы объединяем мир трёх поколений - детей, родителей, бабушек и дедушек. Очень любимы детьми праздники, посвящённые маме – «День матери» и «8 марта». Любовь к Родине начинается с любви к матери, поэтому мы с трепетом и любовью вместе с детьми готовим эти праздники (см. приложение№9).

Также участвовали во «Всероссийском конкурсе детских утренников, театрализованных представлений «День Победы,69 лет», где заняли 3 место по Сибирскому федеральному округу (см. приложение№10). Получили диплом 1 степени за 1 место в районном этапе Областного смотра-конкурса дошкольных образовательных учреждений по экологическому воспитанию дошкольников «Экобеби» - 2014(см. приложение№11 ).

Первое место по Новосибирской области во Всероссийском конкурсе заняли за «Осеннюю ярмарку» (см. приложение№12). 15 февраля 2015г., с ансамблем «Непоседы» заняли 3 место в конкурсе патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!», где исполняли песню «Сегодня салют», музыка М. Протасова, слова В. Степанова (см. приложение№13).

Участвую в научно-практических конференциях и круглых столах разного уровня. Участвую на педагогических советах в детском саду, провожу открытые занятия. 19 декабря 2011г. участвовала в районном методическом объединении воспитателей дошкольных учреждений

Передовой педагогический опыт в детском саду

Самоанализ по проблеме:
«Воспитание патриотических чувств
через привитие любви к родному краю»

Составила воспитатель I кв. категории
МДОУ №84 «Серебряное копытце»
г. Набережные Челны, Чванова М. В.

Актуальность темы заключается в том, что современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение.

Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.

Соответственно, должны претерпеть и способы, средства и методы обучения и воспитания детей.

Нужны новые формы работы, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где проявляются возможности для творческой стороны интеллекта.

Приступая к работе над данной проблемой, мы хорошо понимали, что для целенаправленного результативного осуществления воспитательно-образовательного процесса необходим основательный, теоретический и практический багаж.

Изучение новинок методической литературы. Повышение квалификации в ИНПО по проблемам:

«Обновление содержания дошкольного образования и повыв технологии развития личности» в объеме 114 часов. « Психолого-педагогические, организационно-методические аспекты реализации образовательных программ в ДОУ»72 часа.

Для формирования человеческой личности важно, чтобы внешний план морали стал внутренним, принятым образом жизни. В отличие от морали (норм, вырабатываемых обществом) , нравственность, патриотизм -это приобретение личности, то есть осознанная свобода выбора и ответственность.

Когда ребёнок начинает активную жизнь, он сталкивается с множеством проблем и трудностей, связанных не только с тем, что ещё мало знает об этом мире, по должен и хочет познать его, ему нужно научиться жить в окружение себе подобных. И не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают и даже наказывают. В процессе этого сложного познания ребёнок становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственное поведение.

Это все - знание принятых в обществе норм и правил поведения: переживание, способность к сочувствию, к радости, действий в отношении других людей, развитие собственных качеств - есть понятие нравственности. Без неё человек не может жить среди людей.

Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм у дошкольников. Патриотизм - чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни; территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта. Россия - родина для многих народов и народностей. Но для того, чтобы считать себя сыном или дочерью России, необходимо ощутить себя частью народа, принять русский язык, историю и культуру. Россиястрана многонациональная, поэтому национальная гордость не должна выражаться в тупом самомнении и самодовольстве. Настоящий патриот, его патриотизм выражаются в делах, в глубоком уважении к культуре, а не в самовозвеличивании.

Творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально, он создаётся культурой человека, нравственной ee глубиной.

Основной идеей является формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории родного края, чувства любви к своему Отечеству па основе разнообразия форм работы.

Целью моей работы является совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к родному краю.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

  1. Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему пароду, его обычаям, традициям.
  2. Использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки.
  3. Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края, страны, основы экологической культуры, гуманного отношение ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц и т. д.) .

Работая над данной проблемой, мы определили следующие направления

Проблемное обучение, которое обеспечивает постоянную открытость ребенка новому и выражается в поиске несоответствий и противоречий, а также в собственной постановке вопросов и проблем. Предполагает сотрудничество ребенка с педагогом в творческой деятельности по решению новых проблем, что способствует воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления, развитию таланта. При этом:

Деятельность педагога: учить мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на развитие интеллекта.

Деятельность ребенка: приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе открытия новых знаний, также творчески мыслит.

Экспериментальная деятельность. Детское экспериментирование развивает продуктивные формы интеллекта. Как сказал П. Н. Поддьяков «Претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития».

На наш взгляд значимыми условиями для успешного экспериментирования являются:

Развивающая среда;

Уровень общения со сверстниками;

Способность к сотрудничеству;

Профессионализм педагога, его готовность к реализации данной программы;

Потребность родителей;

Опора на собственный опыт ребенка;

Обучение в действии;

Чередование индивидуальной и коллективной работы; -использование индивидуальных и групповых проектов.

Нацеливать па развитие творческих способностей ребенка (каждый ребенок талантлив) ;

Каждый день работы с детьми поиск. Не раскрывать истину, а научить ее находить с помощью рассуждений, наводящих вопросов;

Постоянно открывать перед детьми «Тайну двойного во всем»; -учить детей разрешать противоречия;

Учимся, играя каждый день.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Я стремлюсь широко использовать все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черта русского, татарского характера, присущие им нравственные ценности, представления о добре и правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя с поговорками, загадками, сказками, я приобщаю их к нравственным общечеловеческим ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Приобщение к народным праздникам и традициям - важная особенность патриотического воспитания. Фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, животных. Все эти наблюдения непосредственно связаны с трудом, различными сторонами общественной жизни человека во всей его целостности и многообразии:

Посещение краеведческого музея города

Изучение краеведческой литературы о городе и крае; -организация выставки фотографий и открыток»; -шитьё для кукол русских, татарских народных костюмов;

Сбор и систематизация русских, татарских пословиц и поговорок, отражающих разные стороны русского парода: доброту, трудолюбие, любовь к матери, к Родине,

Перед тем, как приступить к планированию работы, мною были

проведены анкетирование родителей, беседы с детьми для выявления уровня

знаний, диагностика. Оценку труда осуществляла по таким критериям: 1. Знание государственной, городской символики. 2. Знание и применение пословиц, поговорок, их нравственная оценка. З. Народные праздники (Масленица, Рождество, Пасха) . 4. 3нание русских, татарских народных сказок. 5. Русские, татарские национальные костюмы. 6. Знание известных людей РТ, РФ.

В решении поставленных задач использовали следующие разделы программы: Я, моя семья, мой домашний адрес

В своей работе нам хотелось убедить детей и их родителей в том, что любовь к Родине, к своему народу начинается с малого - с любви к матери, с уважения к людям, окружающим тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.

Для решения поставленных задач использовали специально организованные занятия, экскурсии по родному городу, оформление семейных альбомов, сюжетно - ролевые игры, использовали богатейший материал устного народного творчества, пословицы, поговорки, загадки. Социально - нравственное направление

Развивали умение у дошкольников проявлять интерес к истории, народной культуре, фольклору, к городу, в котором они живут, к стране. По этой теме па занятиях, экскурсиях давались сведения о достопримечательностях городов Набережные Челны, Казани, Москвы, проходило знакомство с символикой РТ, РФ, с известными людьми РТ РФ.

В изобразительной деятельности, в беседах, в чтении книг, рассматривании открыток, фотографий, пытались воспитать интерес к прошлым и сегодняшним событиям города. Читали с детьми, ставили театрализованные сказки, представления, участвовали в народных играх и праздниках: Рождество, Масленица, Пасха, Сабантуй. В работе широко использовались произведения устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. В пословицах, поговорках, сказках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в них занимает уважительное отношение к труду и любовь к Родине. Предметный мир

Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно, проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности детей.

Организовывались занятия в группе, проводились наблюдения, проектная деятельность: "Как сарафан в поле вырос", «Возрождение национальной культуры», "Что такое волокно", "Богатыри земли русской", "Путешествие хлебного зернышка", "Спасем зеленую. полянку". Формировались конкретные представления о предметах быта, их назначении, проходило знакомство с различными материалами -бумагой, деревом, тканью, резиной, стеклом, льдом»

Мы научили понимать взаимосвязь назначения предмета и материала, из которого он изготовлен. Разбирали существенные признаки, лежащие в основе обобщений: одежда, обувь. Получали представления о национальном женском и мужском костюме. Добивалась описания детьми предметов, подчеркивая характерные особенности. На этих занятиях зарождается интерес к предметам прошлого и сегодняшнего дня. Вместе с детьми и их родителями собрали богатый материал для музея. Изготовили красивые национальные костюмы и продемонстрировали их перед детьми детского сада. Интересно прошли конкурсы для родителей: поделки из фруктов и овощей, необыкновенный снеговик, кормушка для птиц и создание музея льна.

Большое место в организации нашей работы по этой теме принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. Были использованы игры с бытовыми, трудовыми, общественными сюжетами. Игры драматизации по любимым сказкам с использованием различных видов театра: кукольный, пальчиковый, настольный, плоскостной. Интересны занятия посвященные игрушкам наших бабушек. Большой интерес вызывают тряпичные куклы, которыми играли бабушки. Наиболее простой способ изготовления такой куклы закручивание двух лоскутков односторонней ткани. Полученную основу можно «нарядить» в соответствии с выбранным образом. Занятия с такой куклой для детей -источник эмоциональных переживаний: радости и неизменного удивления. Похоже па фокус - не было ничего, и вдруг появился человечек. Очень важно, что в процессе творчества происходит приобщение ребёнка к традициям народной культуры, при этом ребёнок испытывает радость, удовольствие, восхищение.

Нравственное значение всех этих факторов трудно переоценить. Упражняя детей в умении отражать в играх впечатления от реальной жизни, можно использовать игрушки - заменители, декораций, умения в мимике и жестах передавать эмоциональные состояния.

Ребёнок и музыка

Используя различные формы организации занятий, игр, старались обогатить музыкальный опыт детей в процессе знакомства с произведениями народной, классической, современной, вокальной музыки.

Изобразительное искусство

Через игру, систему занятий, организацию ярмарок, мини-музеев старались дать представления о разнообразных произведениях декоративно-прикладного искусства, об их назначении и особенностях, традициях образов, узоров, орнаментов, их связи с природой, народным бытом, культурой и обычаями.

Работая с детьми и их родителями, старались формировать у детей познавательную активность, умение получать знания и их применять. В будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию. Решать поставленные задачи старались вместе с родителями. Проводились родительские собрания в форме вечера вопросов и ответов «Колесо истории», по истории Татарстана в форме деловой игры. Предлагали родителям посетить краеведческий музей, сфотографировать самое красивое, па их взгляд, место в городе; сделать поделку из природного материала; выполнить альбом на тему: «История фотографии».

Подобрать и выучить пословицы на определенную тему.

Через данные формы донести до их сознания, что родители и дети -носители народной культуры.

Педагог Н. Волков писал: «Народ наиболее в чистом виде всегда представляют дети, когда национальное умирает в детях, то это означает начало вымирания нации».

Воспитание не приводит к сиюминутным результатам, оно оказывает воздействие на личность ребёнка на много лет вперёд.

Выводы о позитивных результатах проделанной работы:

  1. Воспитание патриотических чувств через привитие люби к родному краю представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно-практическим отношением к миру.
  2. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями.
  3. Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому - очень важно привить ему именно общие непреходящие человеческие ценности, давать понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.


 

Возможно, будет полезно почитать: