Деловая игра по экологическому праву сценарий. Методическая разработка по экологии «Экология и дети». Деловая игра для воспитателей ДОО. задание. «Новая жизнь ненужному мусору»

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ».

заместитель заведующего

МДОБУ «ДС №11»Белоснежка»

общеразвивающего вида»

Цель: закрепление знаний педагогов по теме экологического воспитания детей дошкольного возраста; сплочение коллектива ; установление эмоциональной благоприятной обстановки в педагогической среде дошкольного учреждения.

На интерактивной доске высвечено:

Прежде всего, про четыре узнай

Воздух, огонь, животворная почва и влага,

Создается для смертных

(Эмпедокл. Древняя Греция)

Мероприятие проходит в красиво оформленном экологическом кабинете.

Организация игры.

Педагоги разделены на 3 команды «Ромашки», «Ручейки», «Первоцветы». Каждая команда сидит за своим столом (красный, желтый, зеленый). На столах лежат соответствующие карточки. Если команда готова ответить на вопрос, она поднимает карточку. Если ответ неверный, право ответа переходит другой команде. Команды имеют право дополнять ответы соперников, вступать в спор после ответа. Окончательное решение о правильности ответа принимает жюри. Правильный ответ высвечивается на интерактивной доске.

Ведущий (руководитель творческой группы «Экологи») знакомит с правилами игры, зачитывает задание с карточек, следит за регламентом.

Жюри: три опытных педагога из участников творческой группы – производят подсчёт баллов, подводят результаты деловой игры .

Оборудование: плакаты, выдержки, интерактивная доска, видеофильм «Моя планета», презентация «Ответы на вопросы», карандаши, ножницы, клей, картон, фломастеры.

Ход игры.

Звучит музыка. Ведущий на фоне музыки, видеофильма «Моя планета» читает стихотворение.

Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Ведущий: Мы рады приветствовать в этом зале всех, кто хочет показать свои знания по теме «Экологическое воспитание в ДОУ» В состязании примут участие три команды: «Ромашки», «Ручейки», «Первоцветы».

Мало любить природу, любоваться ее красотой, нужно приложить все силы, чтобы она стала еще краше, и богаче.

В игре нашим участникам понадобятся настойчивость, любознательность, фантазия, знание программного материала, методик, технологий, а также умение работать в команде и отстаивать свою точку зрения. Оценивать ваши ответы будет жюри (представление)

1 часть. Теоретическая.

1) Блицопрос. (Каждой команде задается по два вопроса. За правильный ответ команда получает 1балл. Правильный ответ высвечивается на экране интерактивной доски).

· Условия необходимые для экологического воспитания детей?

(Экологическая комната, уголок природы в группе, участок)

· Формы организации с детьми по экологическому воспитанию?

(Экскурсии в природу, НОД, прогулки, праздники и развлечения, труд в уголке природы, цветниках, элементарная поисковая деятельность, экологическое воспитание в повседневной жизни)

· Перечислите, какие комнатные цветы должны находиться в группах младшего возраста. Объясните свой выбор.

(Камелия, бальзамин , бегония, герань, т. е растения, у которых четко выражены стебель, лист. Воспитанники 2младшей группы должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их части - стебель, лист, цветок);

· Назовите основные компоненты, которые включает в себя экологическая культура.

(Экологические знания и умения, экологическое мышление; ценностные ориентации; экологически оправданное поведение)

· Назовите практические методы экологического воспитания дошкольников.

(Игра, элементарные опыты и моделирование)

· Назовите основной метод, который используется в экологическом воспитании дошкольников

(Наблюдение-это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.)

2). Ринг капитанов. (Каждому капитану задается один вопрос)

· Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение этого слова?

(Само слово «экология» образовано от греческих «экос» ­«дом» и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле­ - наука о Доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между со­бой и окружающей средой»)

· Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?

(Становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью)

· Пожалуйста, закончите предложение : «Для того чтобы экологическое воспитание и образование принесло наи­больший эффект и пользу в развитии детей….. »

(Экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса и включаться во все виды деятельности : непосредственно-образовательную деятельность, прогулки, режимные моменты, игры).

2 часть. Практическая.

1 задание.

Дайте краткую характеристику предложенной Вам программы экологического воспитания дошкольни­ков.

(Каждая команда выбирает конверт с предложенной программой)

· Рыжова «Наш дом-природа»: - М.: Карапуз-Дидактика, 2005.;

· Николаева эколог.- М.: Мозаика-Синтез,2004;

2задание.

Попробуйте смоделировать, как элементы экологическо­го воспитания можно ввести в непосредственно-образовательную деятельность:

· по физической культуре;

· музыке;

· в занятия познавательного цикла.

3 задание.

Постройте схематически систему педагогического взаимодействия, направленного на экологическое развитие детей

(Специально организованное обучение, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей).

4задание.

Вам предлагаются диагностические карты знаний и уме­ний детей «Экологическое воспитание: мир природы и ребенок». Расскажите, как Вы будете диагностировать следующие знания, умения и навыки детей в подготовительной к школе группе (Вытягивают конверты):

· Владение навыками экологически безопасного поведения в природе;

· стремление к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

· умение вести наблюдения за объектами живой и нежи­вой природы;

· умение проводить простейшие опыты, знание правил безопасности;

· отношение детей к природе.

(используются наблюдения за отношением детей к объектам в группе, на участке, во время прогулки, моделирование ситуаций выбора между оказанием помощи живому существу и более привлекательным занятием)

5 задание.

На столе лежат карточки различных цветов, на которых указаны определенные темы. Вам необходимо составить систему вопросов для бесед с детьми по выбранной теме («Дикие животные», «До­машние животные», «Времена года», «Деревья»)

(На слайде высвечивается примерный перечень вопросов.)

6 задание.

Попробуйте подчеркнуть и расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологической комнаты в детском саду (на 1-е место поставьте самое ак­туальное, на Ваш взгляд, положение):

·Наличие как можно большего числа видов растений и животных

·Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ра­ковины)

·Обеспечение комфортных условий для всех представи­телей живой природы, обеспечение необходимой им среды обитания и ухода

·Безопасность (отсутствие или недоступность ядовитых растений , отсутствие опасных видов животных, насеко­мых)

·Обеспечение для детей возможности ухаживать за расте­ниями и животными

·Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы

·Обеспечение для детей возможности экспериментиро­вать с объектами неживой природы

3часть. В споре рождается истина.

Команда «Ромашки» - выступают с позиции воспитателей, «Ручеек»- родителей, «Первоцветы» - ученые

На обсуждение выносятся вопросы:

· На ком, по Вашему мнению, лежит основная нагрузка и ответственность в экологическом воспитании детей?

(На воспитателе, который, не ограничиваясь непосредственно-образовательной деятельностью, вводит элементы экологического воспитания во все виды деятельности детей)

· Как Вы думаете, какую роль в экологическом воспита­нии играет формирование у детей эмоционального отно­шения к природе? Важно ли оно для успешного усвоения детьми экологических знаний?

· Решая вопросы экологического воспитания дошкольников воспитателю достаточно ли привлекать родителей только к совместным мероприятиям?

(Работу с родителями надо строить в рамках системы «воспитатели – родители – дети - природа». Экологическое образование дошкольников надо рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленной на формирование экологической культуры всех членов семьи. Компоненты просвещения родителей: познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный)

3 часть. Творческая.

Ведущий. (На фоне видеофильма). Современный человек стал жить совсем по другим законам и правилам. Поэтому везде, где бы он не появился, его сопровождает мусор, который уже не нужен не только самому человеку, но и не может быть использован никакими другими организмами. Правда, можно попробовать использовать мусор еще в каких-либо целях. Тогда мусор перестанет быть мусором и снова станет полезной вещью. Сегодня каждая из команд, используя свою выдумку и фантазию, постарается изготовить из ненужного мусора какую-либо поделку.

1 задание. «Новая жизнь ненужному мусору»

Каждая команда выбирает любой из использованных материалов и за 5минут должна создать любую запоминающуюся поделку, либо какой-нибудь яркий шедевр.

2 задание. Дефиле костюмов (домашнее задание)

Командам было дано домашнее задание - изготовить наряд из экологически чистых предметов. В течение 2 минут каждая команда представляет изготовленный костюм, описывает материалы, из которых он изготовлен.

3 задание. Музыкальный калейдоскоп.

Используя данные слова, попробуйте вспомнить и спеть хотя бы один куплет песни, в которых они присутствуют:

· Ромашки, лес

· птицы, вода

· береза, сопки

4часть. Итоговая.

Ведущий. Уважаемые участники игры, пока жюри подводит итоги, предлагаю вашему вниманию презентацию «Сохраним нашу планету чистой, голубой и зеленой!»

Выступление членов жюри. Награждение

5часть. Синквейн.

Вот и подошла к концу наша деловая игра «Экологическое воспитание в ДОУ» и, прежде, чем закончить мероприятие, заполните «Синквейн». Это совсем не сложно.

Вторая строка – три глагола в третьем лице, описывающие действия мероприятия и тему.

Третья строка – это предложение, суждение, Ваше мнение по поводу мероприятия и темы.

Заключительная строка, которая состоит из одного слова – резюме сказанного в предыдущих строках, Ваше эмоциональное состояние сейчас (Например: «Ура!» или «Устала!»), существительные, глаголы, обстоятельства.

На этом наша встреча закончилась, надеюсь, что тема нашей игры была для Вас полезна и интересна.

Желаю всем творческого успеха в такой важной и нужной для детей работе!

Список литературы:

1.Белая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы.- М.: ТЦ Сфера, 2008.

2. и другие. Педагогические советы. - Волгоград: Учитель, 2010.Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников//Дошкольное воспитание№7- с.58-63

3., От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования - М.: Мозаика - Синтез,2012.

4.. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. - Волгоград: Учитель, 2008.

5., Кондратьева природы и ребенок. Методика экологичесукого воспитания дошкольников.-СПб.:Детство-Пресс,2003.

6.Никишина и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. - Волгоград: Учитель, 2007.

7.Николаева эколог: программа и условия ее реализации в детском саду - М.: Мозаика – Синтез, 2004.

8.Николаева экологического воспитания в детском саду. Книга для воспитателей. - М.: Просвещение, 2004 Программа «Наш дом-природа»-М.: «Карапуз-Дидактика»,2005.

9.Экологическое образование в детском саду. - М.: Карапуз, 2001.

10.Соломенкова воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации .-3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2008.

11.Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: метод. пособие. - М.: Айрис-пресс, 2007.


Деловая игра

«Экологическая гостиная»

Цели:

* дать практическую направленность экологическим знаниям участников;

* развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии;

* совершенствовать работу в ДОУ по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности,

установить тесное сотрудничество между педагогами садов.

Ход мероприятия:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами проводим деловую игру "Экологическая гостиная".

Само слово «экология» образовано от греческих «экое» - «дом» и «логос» - наука.. То есть экология в широком смысле - наука о Доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой».

Охранять природу - значит охранять Родину.

М. Пришвин

Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии - главные задачи экологической работы в ДОУ.

Дошкольное детство - один из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям. Давайте вспомним цели экологического воспитания в ДОУ.

    Цель Э.В. дошкольника - формирование начал экологической культуры.

    Цель Э.В. дошкольника – научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим его большим миром.

    Целью Э.В. дошкольников является «формирование осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни».

    Цель. Э.В. дошкольника – изучение детьми объектов живой и неживой природы, то, что раньше называли ознакомлением с окружающим миром.

    Цель. Э.В. дошкольника – это познание живого во взаимосвязи со средой обитания, и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Таким образом, в процессе экологического образования детей воспитатель решает следующие задачи:

    формирование системы элементарных экологических знаний и представлений;

    воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе;

    развитие эстетических чувств по отношению к окружающему миру (осознание красоты природы, желание ее сохранить);

    формирование элементарных навыков рационального природопользования

РАЗМИНКА А сейчас предлагаю немножко размяться. Предлагаю вам конверты с карточками. В каждом из них предложены слова на экологическую тему. Вам нужно собрать слова из карточек одного цвета. (Наблюдение, Лаборатория, Насекомые, Растения).

Хорошо, в разминкой справились все.

Следующее задание: методическое обеспечение для решения задач экологического воспитания.

I Предлагаю назвать известные вам методические пособия по развитию экологического воспитания с учетом ФГОС ДО.

(Методическое обеспечение в ДОУ: для решения задач экологического воспитания педагоги опираются на следующие программы: ООП ДОУ разработанной на основе «Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой (М., Мозаика-синтез, 2010) и парциальных программ эколого- оздоровительной направленности «Юный эколог» С. Н. Николаевой (М, Мозаика-синтез, 2002), «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой (М, Линка-пресс, 1997))

С этим справились, а теперь давайте вспомним, какие методы используются в ДОУ для воспитания и образования детей.

Наглядные методы. В их число входит наблюдение, просмотр познавательных фильмов, картинок, демонстрация различных моделей. Данная группа методов позволяет сформировать в сознании ребенка определенные яркие и устойчивые образы. Практика работы с дошкольниками показывает, что они легко становятся узнаваемыми и формируют у детей вполне конкретные представления об окружающей природе.

Практические методы. К ним по праву относят игру, моделирование и проведение самых элементарных опытов и экспериментов. Эта группа методов позволяет закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми, во время игры дети учатся строить простые логические цепочки. Кроме того, практические методы позволяют активно формировать ценностные ориентиры дошкольника.

Словесные методы. Конечно же, это рассказы воспитателя, беседы с детьми, чтение литературы с экологическим подтекстом, рассказы самих детей. Использование данных методов позволяет формировать гуманное и эмоционально положительное отношение к природе, систематизировать полученные знания.

II А теперь следующее задание: с использованием метода моделирования определить, что находится в коробке. (карточки с моделями КИВИ и БАКЛАЖАН)

III Хорошо. Теперь давайте вспомним формы экологической работы с детьми, используемых в ДОУ.

( Экологические занятия; Экологические экскурсии Уроки доброты Уроки мышления Экологические кружки Экологические конкурсы КВНы, аукционы, марафоны, викторины, «Поле чудес» с экологической тематикой; Экологические акции Обсуждение и проигрывание экологических ситуаций Трудовой десант«Зеленый патруль» Клуб исследователей природы Лаборатория юного эколога Ведение «Панорамы добрых дел»Ведение фенологических календарей природы Коллекционирование природных объектов Экологические выставки и экспозиции Экологические музеи Дни (Недели) экологического творчества Экологические праздники и фестивали Экологические игры (дидактические, имитационные, мо делирование экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т. д.) Экологические сказки Экологические тренинги Инсценировки, театрализации и т. д. на экологические темы)

IV А сейчас одну из форм нам продемонстрирует Бобрышева Елена Борисовна и представит нам Экологическую зарядку. (Зарядка, проводит Бобрышева Е. Б.)

V А сейчас будет творческий конкурс. Каждой команде будет дана пословица, вы должны её нарисовать и представить другой команде, но чтобы она её угадала. (Весна красна цветами, а осень пирогами. Готовь сани летом, а телегу зимой.)

VI Угадали, молодцы. Сейчас подумайте и назовите элементы предметно - развивающей среды в ДОУ, используемые для экологического воспитания дошкольников). (Уголок природы, модели и схемы, наглядный материал, календарь природы, картотеки труда, наблюдений и экспериментов, лаборатория, учебное панно, методическая, энциклопедиче6ская и учебная литература, экологическая тропа, мини-огороды в групповых помещениях и огороды на участках ДОУ, экологические коллекции и мини-музеи, зимний сад, паспорта растений и т. п.)

VII А теперь поговорим о животных Сначала назовите тех, кто связан с производством лекарств (барсук – жир; медведь – желчь; пчёлы – мёд, прополис; змея – яд; коза – молоко и т. д.).

А теперь тех животных, которых одомашнил человек и зачем (Кошка, собака, корова, свинья, лошадь, кролик, буйвол, як, овца, верблюд и т. д. Дают шерсть, мясо, молоко; используют для охраны; как транспортное средство)

IX Следующее задание: "Экологическое лукошко". Быстрый ответ.

Вед: Почему капель звенит,

Или в небе гром гремит?

Сколько ног у паука,

Домик, где у червяка?

Ведь на все вопросы эти

Ждут ответа наши дети.

* У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

* Наука о животных. (Зоология)

* Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)

* Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

* Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)

* Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

* Какую траву любят кошки? (Валериана)

* Самая высока трава? (Бамбук)

* Лесной петух. (Глухарь)

* Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)

* Наука о растениях. (Ботаника)

* Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется)

* Трава от 99 болезней. (Зверобой)

* Пингвин птица или животное? (Птица)

* Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)

* Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

* Писатель и художник, творчество которого посвящено природе. (Е. Чарушин.)

* Какая ягода заменяет лимон? (Клюква.)

X Музыкальная пауза.("Облака, белогривые лошадки", "Кабы не было зимы", "Кузнечик", "Улыбка" . "Вместе весело шагать" "Во поле березка стояла")

XI А теперь кроссворд.

Приложение №2 (педагоги выполняют задание)

А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать кроссворд на тему «С днем рождения, земля»

1.кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг. (солнце)

2. я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне. Не тону я в воде, не горю в огне. (лед)

3. ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (луна)

4. бежит по снегу, а следу нету. (поземка)

5. пол – лепешки над домами, не достать его руками. (месяц)

6. утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем – ищем – ищем, не найдем. (роса)

7. на зов ответит зовом, на слово – тем же словом. На смех – ответит смехом, оно зовется… (эхо)

8. чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий. Озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (дождь)

9. мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается. (вода)

10. сколько по ней не иди – все будет бежать впереди. (тень)

11.каждый, кто проходит – подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется. (родник)

12. все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу (листок)

13. поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи. (ноябрь)

14. когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (зима)

15. несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Я… (осень)

16.белый, словно молоко, все кругом заволокло. (туман)

17. колос золотиться, речка серебрится. Расцвела природа! Что за время года? (лето)

18. опустел наш шоколадный сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

XII Оригами " Голубь мира"

Итог: От правильного построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребенку надо с детских лет внушать, что любить природу – значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.

Чувством любви к природе наделяется далеко не каждый, как и музыкальным слухом. Поэтому оно нуждается в развитии. Мы, воспитатели ДОУ вместе с родителями являемся первыми проводниками детей в природу.

Таким образом, формируя у детей систему знаний об особенностях приспособления разных видов к среде обитания, приобщая их природоохранной деятельности, проводя праздники, утренники, игры экологической направленности и привлекая к работе родителей, воспитатель способствует экологическому воспитанию ребенка, развитию активного и ответственного отношения к природе. А это в свою очередь способствует развитию у детей познавательного интереса, любознательности.

Давайте, друзья, в любую погоду

Будем беречь родную ПРИРОДУ!

И от любви заботливой нашей.

Станет земля и богаче, и краше!

Помните, взрослые, помните, дети!

Помните - что, красота на планете,

Будет зависеть только от нас.

Не забывайте об этом сейчас.

Планету живую сберечь для народа.

И пусть восхваляет гимн жизни

ПРИРОДА!

"Экологический серпантин" сценарий по станционной игры для школьников старших классов

Петрякова Ольга Борисовна методист МБУ ДО "Дом детского творчества" г. Краснослободск Республика Мордовия.
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию сценарий по станционной экологической игры. На каждой станции дети отвечают на вопросы, получают по одному баллу, за правильный ответ. На каждой станции своё жюри, они ставят баллы в маршрутные листы. В конце игры жюри, по маршрутным листам подсчитывают общее количество баллов у каждой команды. Побеждает команда набравшая большее количество баллов, за все выполненные задания. Данная разработка может быть использована учителями биологии, педагогами дополнительного образования, методистами учреждений дополнительного образования детей. Сценарий праздника предназначен для детей старшего школьного возраста.
Тема: "Экологический серпантин" сценарий по станционной игры для школьников старших классов.
Цель: Сформировать у детей основы экологической культуры, правильное отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы.
Задачи:
- ознакомить с глобальными проблемами загрязнения планеты Земля;
- прививать экологическое мышление;
- сформировать основы экологической культуры;
-научить решать экологические задачи и проблемы;
Оборудование: таблички с названиями станций, карточки с заданиями, маршрутные листы, ручки, ноутбук.
Подготовительный этап: Команды заранее готовят визитную карточку и домашнее задание.
Ход мероприятия.
Ведущая:
Добрый день, уважаемые друзья! Мы рады приветствовать вас в Доме детского творчества на игре "Экологический серпантин".
Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле-матери. Зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наша планета – величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества.
Наука экология изучает наш дом – планету Земля и то, как надо жить в этом доме. Все в нашем доме взаимосвязано, все зависят друг от друга: если погаснет солнце – все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения – нечего будет есть животным и человеку... Поэтому, сохранить природу значить сохранить жизнь.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды...
Все меньше окружающей природы.
Все больше окружающей среды.

Всего несколько строк из стихотворения Роберта Рождественского, но они отражают тот факт, что все мы, люди XXI века, почти незаметно для себя оказались не просто свидетелями, но виновниками этих печальных изменений. Ведь это мы, взрослые и дети, потребляем электроэнергию, для вырабатывания которой существуют целые отрасли промышленности, мы ездим в автомобилях, которые сжигают миллионы тонн бензина и требуют дорогостоящих дорог с асфальтовым покрытием... А заводы и фабрики, огромные мегаполисы, отравляющие воздух, почву и воду...
Мы собрались здесь сегодня для того, чтобы обсудить ряд вопросов, связанных с такой важной проблемой современности, как охрана окружающей среды. Эта проблема особенно актуально звучит сейчас.
А пока что от вас требуется? Главное, что бы все были объединены одной целью - сохранить, поддержать и улучшить экологическое благополучие окружающей среды. Только благодаря слаженному и тесному взаимодействию, можно достичь значимых результатов.
А теперь приступим к игре. Я приглашаю вас в путешествие по станциям, где вы сможете одержать победу, благодаря своим знаниям, сообразительности и сплочённости команд.
Вся ваша работа будет оцениваться компетентным жюри. (Представление жюри)
Теперь настала пора нам познакомиться с вашими командами. Объявляю конкурс "Визитная карточка". На представление каждой команде отводится не более 3 минут. Максимальная оценка – 5 баллов.

Конкурс "Визитная карточка".
(представление команд)


Ведущая: Я вижу, что все команды готовы к выполнению заданий. Сейчас мы отправляемся в путешествие по станциям, согласно вашим маршрутным листам. А в конце собираемся в этом зале, для проведения конкурса домашнего задания и подведения итогов. (Каждая команда получает маршрутный лист).

Станция "Орнитологическая"
1. Это самая маленькая птица в нашей стране, в 5 раз легче воробья. Обитает в больших и старых хвойных лесах. Питается мелкими насекомыми. С утра до вечера копошится в ветвях ели, старательно очищает каждую веточку от насекомых и их личинок. Поет скромно и негромко, но почти круглый год, даже в сильные морозы. (Королек)
2.Это очень пугливая и осторожная птица. Всю свою жизнь проводит высоко на деревьях. Очень красивая и заметная. Возможно, поэтому с юга прилетает позже других птиц, когда на деревьях уже шумит листва, и улетает раньше всех, пока еще листья не опали. Самец поет удивительно красиво, а самка издает звуки, напоминающие визг кошки, поэтому ее называют и флейтой, и лесной кошкой. (Иволга)
3.Этих птиц называют "северные попугайчики". Такое прозвище они получили за свои кривые клювы: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Гнезда строят на высоких хвойных деревьях. Птенцов они выводят зимой. Птица-отец очень заботлив. В первое время он кормит и малышей, и мать. (Клест)
4.Из соломинок, глины лепят эти птички гнезда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами. Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, комаров и мух, которые летают в воздухе. Эти птицы редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. (Ласточка)
5."Меня называют "смотритель леса". Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?" (Поползень)

Станция "Логическая цепочка"
Нужно подчеркнуть лишнее в этой цепочке слово.

1. Корень, стебель, цветок, букет , лист – это части растений.
2. Солнце, камень, дуб , небо, снег – это неживая природа.
3. Вяз, ольха, пихта , ясень, клен – это лиственные деревья.
4. Боярышник, бересклет, орешник, жимолость, липа , - это кустарники.
5. Поползень, сойка, дятел, дрозд , королек – зимующие птицы.
6. Медведь, бурундук, барсук, белка - впадают в спячку.
7. Ель, сосна, пихта, береза , лиственница, туя, можжевельник – это хвойные деревья.
8. Соловей, ласточка, стриж, ворона , кукушка, жаворонки – это перелетные птицы.
9. Воробей , соловей, жаворонок, дрозд – это птицы певчие.
10. Мать-и-мачеха, ромашка, тысячелистник, крапива, одуванчик, волчье лыко - это лекарственные растения.


Станция "Эрудит"
1. Какая древесина продаётся не кубометрами, а килограммами? (Карельская берёза)
2. Какое дерево даёт сладкий сок, как и берёза? (Клён).

3. Из какого дерева делают спички? (Из осины).
4. Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёза).
5. Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)
6. Растёт ли дерево зимой? (Нет).
7. Какой цветок называют цветком влюблённых? (Ромашка).
8. Косой ли заяц? (Нет).
9. Что делает зимой ёж? (Спит).
10. Какое животное нашей полосы обладает самым громким голосом? (Лось)
11. Самый быстрый зверь? (Гепард).
12. Где у кузнечика ухо? (В коленях передних ног).
13. Самое большое животное? (Усатый синий кит, вес более 200 т).
14. У кого рот на брюхе? (У акулы).
15. Какие рыбы имеют оружие на носу? (Рыба-пила, рыба-меч).
16. Можно ли ящерицу поймать за хвост? (Нет, она его отбросит)


Станция "Золотые россыпи помоек"
Нужно подчеркнуть правильный ответ.

I. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
1. Пластмасса
2. Стекло.
3. Металл.
II. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
1. Рассортировать.
2. Собрать в одном месте.
3. Раскрошить.
III. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
1. Компостировать.
2. Сжечь при специальных условиях.
3. Переплавить.
IV. Первоочередная забота при выборе свалки:
1. Защита поверхности земли и грунтовых вод.
2. Ограждение места свалки.
3. Укомплектование соответствующей техникой.
V. Вредные выбросы оказывают влияние:
1. Только на те регионы, где появилось загрязнение.
2. На близлежащие регионы.
3. Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение "увидело свет".
VI. Самая страшная "добавка" к воде:
1. Бытовой мусор.
2. Пестициды.
3. Минеральные удобрения.
VII. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду:
1. Газы.
2. Жидкости.
3. Твердые вещества.
VIII. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
1. 10 лет.
2. 50 лет.
3. 100 лет и более.
IX. Поступление в среду обитания вредных веществ приводит к нарушению функционирования экологических систем, называют:
1. Загрязнением.
2. Экологическим кризисом.
3. Интродукцией.
X. Выброшенную бумагу "съедят" невидимки - микробы за:
1. 1-2 года.
2. 5-8 лет.
3. 20 и более.
XI. Гарбология это...
1. наука о доме;
2. наука о почве;
3. наука о мусоре.
XII. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
1. Их захоронение.
2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса.
3. Рециркуляция (повторное использование отходов).


Станция "Лесные загадки"
1. Кто путешествует по воздуху на нитке?
(Паук).
2. У кого на сучке кладовая?
(У белки).
3. Какую птицу называют "белобока"?
(Сорока).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери?
(Кукушки).
5. Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(Бобры).
6. Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка).
7. Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка.
(Стрекоза).
8. На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному.
(Черепаха).
9. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно -
Укусит. Ясно?
(Змея).
10. Волны к берегу несут
Парашют - не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь - обжигает.
(Медуза).

Наталья Ветрова
Деловая экологическая игра для педагогов ДОУ

Деловая экологическая игра с педагогами (на педсовете)

Цель:

Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии;

Повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их деятельности,

Установить тесное сотрудничество между педагогами.

Ход мероприятия:

Уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами проведем деловую экологическую игру.

1. И так, что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)

Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой.

Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

2. Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

Участники поочередно называют:

Уголок природы:

Модели и схемы;

Наглядный материал;

Календарь природы;

Картотеки труда, наблюдений и экспериментов;

Лаборатория;

Учебные панно;

Методическая, энциклопедическая и художественная литература;

Мини-огороды в групповых помещениях;

Экологические коллекции и мини-музеи;

3. У вас есть карточки с заданием, попробуйте подчеркнуть и расставить по значимости, приведенные ниже принципы создания экологической комнаты в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):

Наличие как можно большего числа видов растений и животных;

Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т. д.);

Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;

Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых);

Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;

Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;

Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы;

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы. Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

4. Предлагаю Вам небольшой блиц - турнир “Подумай и ответь”.

(О весне.)

1. Какой снег быстрее тает, грязный или чистый и почему? (Грязный, потому что солнце к темному припекает сильнее.)

2. Почему у березы молодые листочки клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от мороза.)

(О животных.)

3. Кто в лесу огород вскопал? Что на нем задумал выращивать – вершки или корешки? (Кабан не сажает, не сеет, а урожай собирает. Рылом, как плугом пашет, пяточком вынюхивает, зубами дробит. Все для него годится: вершки и корешки, жуки и улитки, мясное и рыбное.)

4. Елка исполосована, как граблями железными. Осина ободрана – словно монтер на “кошках” лазил. Лунки в земле, будто кто на пятках вертелся. Кто такие метки оставил? (И задиры и лунки - все это метки медведя. “Знайте все: я тут живу”. Другой медведь его знаки увидит и поймет, что место занято.)

(О растениях.)

5. Почему нельзя уничтожать мухоморы? (Красный мухомор служит лекарством для лосей.)

6. Для чего нужна трава? (Для красоты, как корм животных, душистые вещества для приготовления духов, очищает воздух.)

(О птицах.)

7. Для чего птицам хвост? (С помощью хвоста птица управляет полетом, как рулем.)

8. Почему июнь называют месяцем тишины? (Птицы сидят на гнездах, высиживают птенцов.)

9. У какого насекомого уши на ногах? (У кузнечика.)

10. Сколько ног у паука? (Восемь.)

(О насекомых.)

11. Из чего муравьи строят свои дома? (Из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веточек.)

12. Куда зимой пропадают насекомые? (Прячутся под кору деревьев, под сухие листья, забиваются в щели домов, заползают под землю, впадают в спячку.)

5. Вопросы и ответы:

1. Назовите фамилию писателя, творчество которого можно соотнести с данным высказыванием: «В нем счастливо сочетание два умения, два таланта: рассказчика и рисовальщика». (Е. Чарушин)

2. Этот писатель – природовед называл свои произведения «сказки-несказки». По форме эти произведения сказочные: звери и деревья разговаривают, думают, получают, любят. (В. Бианки)

6. А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать по одному кроссворду.

1. Бежит по снегу, а следа нет (поземка)

2. Утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем – ищем – ищем, не найдем (роса)

3. Когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (зима)

4. Опустел наш шоколадный сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

5. Чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий. Озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (дождь)

6. Мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается (вода)

7. Белый, словно молоко, все кругом заволокло. (туман)

(Итоговое слово – приро да)

1. Кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг (солнце)

2. На зов ответит зовом, на слово – тем же словом. На смех – ответит смехом, оно зовется… (эхо)

3. Я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне.

Не тону я в воде, не горю в огне (лед)

4. Ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (луна)

5. Пол – лепешки над домами, не достать его руками (месяц)

6. Сколько по ней не иди – все будет бежать впереди (тень)

(Итоговое слово – солн це)

7. Решение педагогических ситуаций.

Первой команде

В саду для детей старших групп и их родителей было предложено задание, изготовить кормушки для птиц. Дети с азартом и радостью показывают и рассказывают, как они смастерили, кто-то с папой, кто-то с дядей, с дедушкой кормушки. Только 5-ти летний Антон сидел и тихо наблюдал за всеми. Одна из девочек обратилась к нему: «А ты, почему не принес кормушку? Тебе не жалко птиц!» А Антон ответил: «Мама все время работает ей некогда, а папы у меня нет!» Все дети рассмеялись.

Ваши действия?

Второй кома нде

В саду идет подготовка к Новому году. В музыкальном зале уже украсили елку. Весело и радостно проходит новогодний праздник, но тут к воспитателю подходит 6-ти летняя Кира и спрашивает:

«- Анна Ивановна, а почему елку срубили, ведь нельзя ломать и губить деревья. Ведь после праздника выкинете».

Ваши действия?

Подведение итогов соревнования между командами.

Наталья Харченко
Деловая игра для воспитателей по экологии «Повышение экологической компетентности педагогов»

Деловая игра для воспитателей .

"Повышение экологической компетентности педагогов "

Цель : закрепление знаний педагогов по теме экологического воспитания детей дошкольного возраста; сплочение коллектива; установление эмоциональной благоприятной обстановки в педагогической среде дошкольного учреждения

Организация игры :

Педагоги разделены на 2 команды. Каждая команда сидит за своим столом (желтый, зеленый) . На столах лежат соответствующие карточки. Если команда готова ответить на вопрос, она поднимает карточку. Если ответ неверный, право ответа переходит другой команде. Команды имеют право дополнять ответы соперников, вступать в спор после ответа. Окончательное решение о правильности ответа принимает жюри.

2. Относительно новое название опытов в природе. (Экспериментирование.)

3. Они окрашивают и отображают эмоциональную и поэтическую сторону знакомства с природой. (Стихи)

4. Она же и туристская, и экологическая . (Тропа)

5. Какую лекарственную траву и слепой знает? (Крапива)

(Клюква)

7. Книга, в которую заносятся редкие и исчезающие виды растений и животных. (Красная)

Основная часть :

1. Что вы понимаете под термином экология ? Каково значение этого слова?

2. Что такое «экологическое воспитание » детей дошкольного возраста?

Педагогический процесс , направленный на формирование у детей экологической культуры .

3. Как, по вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?

Цель экологического воспитания – научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим миром;

Целью экологического воспитания дошкольников является формирование осознано правильного отношения к явлениям, объектам живой, неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни;

Цель экологического воспитания – изучение детьми объектов живой и неживой природы, то, что раньше называли ознакомлением с окружающим миром;

Цель экологического воспитания дошкольников – это познание живого во взаимосвязи со средой обитания, и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним

4. Пожалуйста, закончите предложение : «Для того, чтобы экологическое воспитание и образование принесло наибольший эффект и пользу в развитии детей…»

Достаточно занятий по экологии

Экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно -образовательного процесса и включаться во все виды деятельности : физкультурные занятия, конструирование, ознакомление с окружающим миром, коллективный труд, занятия по математике, развитию речи, прогулки, режимные моменты, игры.

5. Перечислите основные задачи .

Формирование системы знаний о явлениях и предметах природы;

Формирование умений и навыков для организации экологически целесообразной деятельности;

Формирование познавательного отношения к природе;

- воспитание эстетического восприятия природы ;

- воспитание культуры поведения на природе.

6. Каковы условия, необходимые для ?

Уголок природы в группе;

Участок детского сада.

7. Что должно быть в уголке природы?

Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.

8. Что должно быть на участке детского сада?

Деревья, кустарники, цветники, огород.

9. Какие методы используются для экологического воспитания детей ?

Наглядные, практические, словесные.

10. Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей .

Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, презентаций.

11. Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников .

Игра ; элементарные опыты; моделирование.

12. Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников .

Рассказы воспитателя и детей ; чтение художественных произведений о природе; беседы.

13. Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников .

Наблюдение.

14. Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию .

Занятия;

Экскурсии;

Повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы);

- экологические праздники и развлечения;

Элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте) .

Минута отдыха «Это интересно знать» .

Яблоки гораздо более эффективно бодрят людей по утрам, чем кофеин.

Зеленый чай содержит на 50% больше витамина С, чем обычный черный.

Чихнуть с открытыми глазами невозможно.

Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение необходимо не менее 7–8 лет.

От появления всходов черники до образования первых плодов проходит более 10 лет

Кроссворд :

По горизонтали :

1. В старину это растение называли лекарством от 77 недугов. Он заживляет раны, останавливает кровь, уничтожает глисты, снимает боль в желудке, успокаивает нервы

2. Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны

3. Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички.

4. Какую лекарственную траву и слепой знает?

5. Золотой и молодой за неделю стал седой, а денёчка через два облысела голова.

6. Какая ягода заменяет лимон?

7. Верхняя сторона листа зеленая и холодная, нижняя – светлая, мягкая и тёплая. Что это за растение?

8. В простонародье это растение называют «бородавником» . Что это за растение?

По вертикали :

Подведение итогов.

На этом наша встреча закончилась, надеюсь, что тема нашей игры была для Вас полезна и интересна.

Желаю всем творческого успеха в такой важной и нужной для детей работе!



 

Возможно, будет полезно почитать: