Педагогические модели организации экологического образования в доу. Система экологического воспитания детей дошкольного возраста. Компоненты системы экологического образования в ДОУ

Житникова Оксана
Система экологического воспитания детей дошкольного возраста

“Любить природу – значит любить Родину”

М. Пришвин

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности дошкольников , в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок к учебной деятельности.

Экологическое образование и воспитание детей является чрезвычайно актуальной проблемой настоящего времени. На сегодняшний день экологическая грамотность , бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме этого, экологическое образование дошкольников – огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребёнка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления : анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов, сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов, умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и животных к сезонам и среде обитания, обобщение (дошкольники учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).

Инновационное направление, выбранное педагогами нашего ДОО с 2016 учебного года – экологическое воспитание дошкольников .

Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры , формирование бережного отношения к окружающему миру, воспитание чувства ответственности за сохранность природы.

Одни из главных задач – развитие у детей систематизированных знаний о природе ближайшего окружения, умения наблюдать её характерные особенности и сезонные изменения, потребности любоваться природой, воспитание стремления охранять и оберегать природу, видеть ее красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей . Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания , то и у детей будет воспитываться интерес , любовь к природе и бережное отношение к ней, появится желание оберегать и сохранять ее красоту. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Система работы по экологическому воспитанию дошкольников нашего ДОУ разработана с учётом парциальных программ : Воронкевич О. А., «Добро пожаловать в экологию - Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста , детские экологические проекты (библиотека программы «Детство» , а также программы дополнительного образования «Наш дом – природа» , разработанной Приморским краевым институтом развития образования, как факультативный курс дошкольного образования . Программа дополнительного образования была реализована в этом году впервые с детьми средней группы. На следующий учебный год работа по программе продолжится. Программа «Добро пожаловать в экологию » проводится с детьми с трёх до семи лет, уже 3 года. Методический комплект представлен методической литературой (Приложение 1) .

При построении системы экологической работы мы обратили особое внимание на следующие основные направления :

Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы : дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников .

Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме : это - театрализованные представления на экологическую тему , праздники, утренники, экологические игры , игры-путешествия.

Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) - совместные с родителями акции по озеленению территории детских участков ДОУ, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, подкормке птиц, изготовлению кормушек и скворечников, что способствовало привитию бережного отношения воспитанников к родной природе .

Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий : проектной деятельности, экскурсий в природу, опыты, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Наглядных (наблюдения, экскурсии, походы, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видеофильмов о природе);

Словесных (беседы, чтение художественной литературы о природе, развлечения и досуги);

Практических (экологические дидактические игры , опыты и эксперименты, труд на природе).

На занятиях и в обобщающих беседах педагоги используют мнемотаблицы и коллажи, особое место занимает игровое проблемное обучение, которое стимулирует познавательную активность детей и приучает их к самостоятельному поиску решений проблемы. Метод игрового проблемного обучения позволяет превратить непрерывную непосредственно образовательную деятельность в увлекательную игру.

В своей работе педагоги используют разные формы совместной деятельности : экологические наблюдения , опытно-экспериментальную деятельность, беседы, чтение художественной литературы экологического содержания , экологические и дидактические игры и труд в повседневной жизни детей . Непрерывная непосредственно образовательная деятельность построена на совместном творчестве педагога и ребёнка, и выстраивается в форме игровых проблемных ситуаций, экологических путешествий , викторин, клубов знатоков природы и т. д. Самостоятельная деятельность детей предусматривает созданную педагогом предметно пространственную развивающую среду, которая благоприятно влияет на познавательную активность ребёнка, то есть мини экологические центры в группах , место для проведения опытно-экспериментальной деятельности, картотеки дидактических игр, для разного уровня развития детей , разнообразная наглядная информация, пособия, картины, модели, коллажи, мнемотаблицы. Всё это активно используют педагоги нашего дошкольного учреждения .

В октябре 2016 года, став участниками краевого семинара для педагогов и руководителей филиалов КОЗЕШ, я решила попробовать заинтересовать педагогов экологическим направлением работы ДОО. Вместе мы решили принять активное участие в III краевом экологическом марафоне “Экодетство» и поэтому 2016-2017 учебный год прошёл под девизом : Дети России - за сохранение природы!

Дошкольники очень любознательны , они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому используем активные формы и методы обучения – экспериментирование, опытническую работу, прогулки, экскурсии и т. д.

Система работы с детьми включает :

Посезонное комплексно-тематическое планирование непрерывной непосредственно образовательной деятельности;

Создание эколого - развивающей среды (уголки и центры природы, в планах лаборатория природы и экологическая тропа ;

Организация совместной деятельности (развлечения, праздники, наблюдения, огород овощных культур, труд в природе);

Чтение художественной литературы;

Совместная творческая деятельность воспитателей , детей и родителей (проекты «Ёлочка-красавица» , «Весёлый Снеговик» , кружок «Юнные исследователи» , акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовлению скворечников и кормушек для птиц и др.);

Выращивание зелени в зимне-весенний период («огород на окне» );

Игровая деятельность, как основная форма деятельности детей ;

- экология здоровья (дыхательная гимнастика, музыкотерапия, двигательная активность, закаливание);

Создание системы экологической работы (авторские разработки занятий, работа с родителями, с общественными организациями, методическое и информационное обеспечение и т. п.).

К имеющемуся плану работы мы добавили участие в краевых акциях, в работу клуба «Весёлый гномик» , который проводит библиотекарь нашей школы № 20 (1 раз в месяц по плану преемственности, добавили 1 заседание на экологическую тему : «Земля – наш общий дом» и . В детском саду в течение года воспитателями были организованы выставки детских рисунков на экологическую тематику .

Друзья и защитники Природы – Эколята : Тихоня, Умница, Шалун, Ёлочка, за год стали поистине нашими друзьями. Все досуговые мероприятия мы проводили с их участием. Быть в роли одного из Эколят , было очень почётно.

Планомерная работа с педагогами, понимание значимости экологических проблем - все это позволило нам провести большую и целенаправленную деятельность с детьми в данном направлении. Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждались на консультациях, семинарах, пятиминутках. Чтобы определить пробелы в знаниях педагогов, я использовала анкетирование по вопросам экологического воспитания детей . На основании анализа анкет планируется дальнейшая методическая деятельность в детском саду.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей , так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время подготовки творческой работы или природоохранной акции, а взрослому лучше понять ребенка. Проводили выставки совместных рисунков, поделок из бросового материала, фотографий на темы «Я и природа» , «Бережём планету вместе» , «Нарисуем волшебство» , «Зимняя фантазия» и др., привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы, библиотечки, в природоохранных акциях (уборка территории детского участка и детского сада, посадка деревьев и цветов в цветниках, изготовление скворечников и кормушек и т. д.).

Здоровье следует рассматривать как состояние гармонии между ребенком и окружающей его средой, поэтому задачу работников детского сада и родителей определяем в поиске и разработке соответствующего подхода к здоровью детей и деятельности , направленной на его укрепление. С этой целью разработана система оздоровительной работы для каждой возрастной группы . Она включает закаливающие процедуры, элементы дыхательной гимнастики и точечного массажа, ходьбу босиком по массажным коврикам, фитотерапию, музыкотерапию и др. Систематически проводятся физкультурные досуги, спортивные праздники, дни здоровья. Для расширения возможностей двигательной активности воспитанников в детском саду руками сотрудников создан мини-стадион, включающий : беговую дорожку, футбольную площадку и «дорожку здоровья» , в планах ещё очень многое. Очень хочется приобрести для наблюдений на улице «Метеостанцию» , и другое лицензионное оборудование, соответствующее современным требованиям и стандартам, но финансировать такие серьёзные и дорогостоящие проекты пока не кому, к сожалению.

Результатом системной и целенаправленной работы в 2016 – 2017 учебном году стали следующие достижения :

1. Участие в краевом конкурсе воспитательных проектов по теме : «Труд и терпение превращаются в умения» . Данная работа была высоко оценена и детский сад получил Диплом I степени. (Приложение 2)

2. Участие в краевом экологическом марафоне , а именно :

Краевая акция «Эколята » - друзья и защитники Природы помогают зимующим птицам». 1 кормушка была отправлена на конкурс, остальные были сделаны родителями, но так и не отправлены (Приложение 3) ;

Краевая акция «Ёлка «Эколят » - друзей и защитников Природы». В рамках акции провели флешмоб «Ёлочка, живи!» , который был оценен Дипломом I степени. А также из 22 ёлочек, отправленных на конкурс - 3 были оценены Дипломом I степени, Дипломом II степени и Дипломом III степени (Приложение 4) ;

Краевая акция «Эколята и молодые защитники Природы организуют День Земли» (Приложение 5) ;

Краевой экологический субботник «Зелёная Весна 2017» (Приложение 6) .

3. Организованы экологические выставки - «Что нам осень принесла» - поделки из природного и подручного материалов, «Ёлочка-красавица» , «Весёлый Снеговик» - поделки из бросового материла, организация опытно-экспериментальной деятельности. (Приложение 7)

4. Выставки рисунков детей старшего дошкольного возраста : «Зимние забавы» , «Нарисуем волшебство» , «Бережём планету вместе» и др. (Приложение 8)

5. В рамках работы клуба «Весёлый гномик» на заседании «Земля – наш общий дом» дети просмотрели интересный материал по теме : «Красная книга Хабаровского края» , сделали альбом в группу, и была оформлена выставка рисунков «Бережём планету вместе» . (Приложение 9)

6. Социально-значимые комплексные мероприятия экологического содержания , приуроченные к датам и событиям, имеющим общественное значение, большое воспитательное воздействие на дошкольников , эффективный способ пропаганды экологических идей среди родителей – «Ёлочка, живи!» , «Птичья столовая» , «Наш участок самый лучший» , «Жить без мусора» .

Перспективы экологического образования в ДОУ на последующие годы :

1. Продолжать повышать уровень экологической культуры и считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным направлением в системе непрерывного экологического просвещения .

2. Совершенствовать работу по экологизации воспитательно -образовательного пространства в рамках преемственности начальной школы и дошкольного образовательного учреждения, в этой связи необходимо :

Совместно рассмотреть вопросы реализации проекта «Детский сад - эталон экологической культуры » ;

Содействие в работе по укреплению материально-технической базы, привлечение специалистов начальной школы по вопросам экологии , экологической подготовки родителей;

Активнее привлекать методы музейной педагогики, краеведения в экологическом воспитании дошкольников и младших школьников;

3. Развивать и совершенствовать обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления личности ребенка (семья, детский сад, школа, центры дополнительного образования) ;

4. Выявлять, обобщать и распространять лучший опыт педагогической работы с детьми дошкольного возраста , используя средства массовой информации, семинары, конференции и другие массовые экологические мероприятия .

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина», писал В. А. Сухомлинский. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ

Экологическое состояние нашей планеты требует от человеческого общества понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Очень важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного воспитания и образования. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Педагогический коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения считает, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, созидая, помогать другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.
Наш детский сад работает по проблеме экологического воспитания уже давно. В основе лежит основная образовательная программа ДОУ, а так же используем технологии программы С.Н.Николаевой «Юный Эколог»

Цель программы : формировать экологическую воспитанность дошкольников.

Задачи:

  • - развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней;
  • - формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
  • - помочь в накоплении детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
  • Успех реализации программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
  • - готовностью педагога к осуществлению экологического образования детей;
  • - личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения программы;
  • - постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
  • - построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;
  • - активным участием родителей в воспитательном процессе;
  • - установлением педагогом ДОУ связей со школой, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.
  • При построении системы экологической работы мы обратили особое внимание на следующие основные направления:
  1. Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.
  2. Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это - театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия.
  3. Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) - совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, работой на огороде, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, акции по охране редких цветов, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников, способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.
  4. Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектной деятельности, экскурсий в природу, туристические прогулки, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов. Пути реализации системы экологической работы в ДОУ:
    - создание условий (экологизация развивающей среды, программно-методическое обеспечение);
    - повышение экологической грамотности педагогов;
    - обновление содержания, форм и методов работы с детьми;
    -экологическое просвещение родителей.

    Планомерная работа с кадрами, понимание значимости экологических проблем - все это позволяет нам проводить обширную целенаправленную деятельность с детьми в данном направлении. Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах.

    Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции), а взрослому лучше понять ребенка. Проводим выставки совместных рисунков плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий, привлекаем родителей к участию в оформлении центров природы, лаборатории, библиотечки, в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, посадка деревьев, изготовление скворечников и кормушек и т.д.)
    Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому используем активные формы и методы обучения – экспериментирование, опытническую работу, прогулки, экскурсии и т.д.

    Система работы с детьми включает:
    -посезонное тематическое планирование непосредственно-образовательной деятельности;
    - создание эколого - развивающей среды (центры природы, лаборатории природы, экологическая тропа);
    -организация совместной деятельности (праздники, наблюдения, экологическая тропинка, аптекарский огород, огород овощных культур, труд в природе);
    - чтение художественной литературы;
    -выращивание зелени в зимне-весенний период («огород на окне»);
    -игровая деятельность, как основная форма деятельности детей;
    -экология здоровья (дыхательная гимнастика, музыкотерапия, двигательная активность, закаливание, эколого-психологический тренинг);
    -создание системы экологической работы (авторские разработки занятий, работа с родителями, с общественными организациями, методическое и информационное обеспечение и т.п.).
  1. ​ Создание эколого-развивающей среды, условий для здорового образа жизни детей важнейшее условие эффективности нашей работы. Эколого-развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль:
  1. - Групповые комнаты, в которых размещены уголки природы, экологические лаборатории, «огороды на подоконнике», дидактические игры, библиотечки, уголки релаксации и т.д.
  2. - Проводятся экологические, фольклорные праздники, музыкальные занятия, связанные с темой природы, экологические постановки и спектакли с участием детей, кукольные спектакли экологического содержания и др.
  3. - Территория детского сада, используется для создания фрагментов природных и культурных ландшафтов, элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок: экологическая тропа, включающая альпийскую горку, огород, аптекарскую клумбу, различные деревья и кустарники, цветники и др.
  4. - Здоровье следует рассматривать как состояние гармонии между ребенком и окружающей его средой, поэтому разработана система оздоровительной работы для каждой возрастной группы. Она включает закаливающие процедуры, элементы дыхательной гимнастики и точечного массажа, ходьбу босиком по массажным коврикам и по «комбинированной дорожке», фитотерапию, прием поливитаминов и иммуностимулирующих препаратов, музыкотерапию и ароматерапию и др. - Систематически проводятся физкультурные досуги, спортивные праздники, дни здоровья.

Типовая модель экологического воспитания

Цель экологического воспитания - становление начал экологической культу­ры у детей, развитие экологического со­знания, мышления, экологической культу­ры у взрослых (воспитателей, родителей), их воспитывающих.

Содержание экологического вос­питания - новый взгляд на традицион­ное ознакомление детей с природой, но­вое миропонимание, построенное на ус­воении Космического Закона , предназна­ченного для Земли: все живое на планете находится в неразрывной связи со средой своего обитания. Этот Закон в равной сте­пени относится к растениям, животным, людям, их сообществам. Закона не могут избежать ни отдельно взятый человек, ни человечество в целом. Следовательно, его надо знать, по нему надо жить - значит, воспитывать детей так, чтобы они проник­лись его пониманием.

Формы и методы работы с детьми , обозначенные в типовой модели, обеспе­чивают реализацию содержания экологи­ческого воспитания и достижение его це­ли. Методы, как и содержание, являются новыми, хотя и строятся на традиционных видах деятельности : на наблюдении, труде в природе, игре, моделировании, речевой деятельности. Методы позволяют показать детям взаимосвязь организма со средой в практических формах взаимодействия ре­бенка с природой ближайшего окружения. Ведущим является метод создания и под­держания экологически необходимых ус­ловий для живых существ, находящихся в пространстве жизнедеятельности детей.

Создание обогащенной эколого-разви вающей среды в детском саду рассматри­вается нами не только как условие , но - главным образом - как метод экологичес­ кого воспитания , ибо эта деятельность яв­ляется непрерывной, педагогически обус­ловленной и совместной с детьми. В такой деятельности взрослый всем своим пове­дением: искренним вниманием, словами, чувствами - демонстрирует правильные формы взаимодействия человека с приро­дой, обучает пониманию взаимосвязи рас­тений, животных с условиями, в которых они находятся, развивает сочувствие, со­переживание, любовь к живому.


Все другие методы экологического вос­ питания (словесный, специально органи­зованная игра воспитателя с детьми, на­блюдение и моделирование увиденного в календарях природы) реализуют иные ви­ды деятельностей, но в центре их остается та же идея приспособительного взаимо­действия организма со средой.

Важную роль в типовой модели выпол­няют технологии экологического вос­ питания - система запланированных на весь год эколого-педагогических меро­приятий с детьми всех возрастов. В техно­логиях представлена взаимосвязь содер­жания, форм и методов экологического воспитания, подробно раскрыты и описа­ны приемы воспитательно-образователь­ной работы с детьми каждой возрастной группы. Именно эколого-педагогические технологии, последовательно реализуе­мые на практике, обеспечивают достиже­ние поставленной цели - формирование начал экологической культуры, результаты которого отчетливо могут проявляться в старшем дошкольном возрасте.

Критерии экологической воспи­ танности должны ответить на вопрос: что такое начала экологической культуры? Полагаем, что это личностное новообра­зование дошкольного периода, которое затрагивает интеллектуальную, эмоцио­нальную, мотивационную и поведенчес­кую сферы. Его действие проявляется в пространстве жизнедеятельности ребенка (в группе детского сада, домашних услови­ях, местах прогулок и др.).

Показателями экологической воспитанности являются:

· ярко выраженный интерес к окружающе­му миру, природным явлениям, эмоцио­нальный отклик на их красоту;

· понимание уникальности живого, сочувствие, сопере­живание животным и растениям, находя­щимся рядом;

· практические умения гу­манного с ними обращения;

· действенная готовность вместе с взрослым создавать и поддерживать хорошие условия для пи­томцев, проживающих под одной крышей с ребенком.

Реализация типовой модели экологичес­кого воспитания в дошкольном учрежде­нии предполагает комплекс организа­ ционно-управленческих действий , спланированных администрацией детско­го сада на один-три года. Важнейшими яв­ляются следующие:

Педсоветы, на которых развивается экологическое сознание воспитателей,
формируется их гражданская позиция, проявляющаяся в ответственности за разрешение экологических проблем.

Система углубленной методической работы , позволяющей педагогам овладеть методикой экологического воспитания, новыми технологиями, повысить свое ма­стерство в этой области.

Создание в учреждении обогащенной эколого-развивающей среды , позволяю­щей проводить с детьми и их родителями интересную и разнообразную работу.

Планомерное осуществление вышеука­занных мероприятий способствует разви­тию экологической культуры у взрослых, воспитывающих дошкольников и в дет­ском саду, и в семье.

Практика осуществления экологическо­го воспитания показала: в дошкольных уч­реждениях в последние годы реализуются различные варианты типовой модели: эколого-оздоровительная, эколого-эстетическая, эколого-экономическая, эколого-правовая и др. Вариативность существую­щих подходов обусловлена не только раз­ными условиями и устремлениями детских садов. Она является показателем глобаль­ности решаемой проблемы, интегрирую­щей в себе все стороны действительности и развития человеческой личности.


Новым аспектом воспитания детей , ко­торое может быть осуществлено на базе типовой экологической модели, является развитие их духовной сферы . Рассмотре­ние данного вопроса требует широкого подхода.

Экологический кризис подвигнул чело­вечество к осмыслению своей деятельнос­ти, пересмотру значения результатов на­учно-технического прогресса, переос­мыслению своей роли в системе «чело­век-природа-общество». Отношение че­ловека к себе, своей роли в мире, понима­ние своей сущности менялись на протя­жении истории. Двадцатый век - это куль­минация негатива, созданного человечес­кой цивилизацией. Этот негатив проявля­ется в прагматическом антропоцентриз­ме; человек считает себя «царем природы», вершиной всего сущего. Ведущие отечест­венные и зарубежные ученые (­ев, А. Печчеи и др.) считают: истоки экологического кризиса нахо­дятся в самом человеке - в проблеме отсутствия или недостаточного раз­вития его духовности. Современно зву­чат слова Н. Бердяева: «Человек перестал понимать, для чего он живет, и не имеет времени задуматься над смыслом жизни. Жизнь человека заполнена средствами к жизни, которые стали его самоцелью». Кризис духовный - еще более опасный, чем кризис экологический, ибо его результа­том является интеллект, вышедший из-под контроля нравственности. Такой ин­теллект является разрушителем гармо­нии божественного мира.

Между тем на заре своего развития че­ловек не отделял себя от природы: более того, он не отделял себя от всего Мирозда­ния. Древние философы Востока, Греции рассматривали человека как часть Космо­са, как малый космический мир, в котором отражаются все процессы Вселенной. Ан­тичный период - это период космоцентричного мироощущения. Именно тогда были сформулированы главные пробле­мы: предназначение человека, его место в природе и обществе, соотношение души и тела, разума и чувств. В дальней­шем человечество в своем развитии по­шло по пути проти­вопоставления себя внешнему миру: жизнь была отделе­на от неживой при­роды, общество - от жизни в природе, техника - от культуры, человек - от при­роды и Космоса. В Средние века человек был поставлен в центр познания, и это ста­ло началом развития антропоцентричес­кого миропонимания - миропонимания, основанного на формуле «Человек - царь природы». Разрушительную роль сыграл и материализм Х1Х-ХХ веков, достигший своего апогея в России в форме практиче­ски насильственного атеизма . Человек и вправду начал верить, что мир - это толь­ко та реальность, которую он может вос­принять своими органами чувств - уви­деть, услышать, пощупать и т. д. Между тем многие открытия прошлого века наглядно демонстрируют: человек, как биологичес­кое существо, несовершенен. У него нет органов для восприятия радиации, слабо развиты обоняние, зрение, слух, он не чув­ствует ультра - и инфракрасные лучи, ульт­развук, не обладает эхолокацией.

В настоящий момент все острее ощуща­ется необходимость пересмотра отноше­ ния человека к окружающему миру и свое­му месту в нем. Настало время осознать: человек - это не только планетарное, но и космическое явление; его развитие не мо­жет осуществляться по одним только со­циально-экономическим законам, обеспе­чивающим многочисленные блага для те­ла - его биологической составляющей. Че­ловек наделен душой, в нем есть космичес­кий дух, поэтому он должен развивать свой внутренний мир - этот божествен­ный потенциал, который невидим для глаза, но постоянно проявляется в делах, чувствах, мыслях, отношении к миру при­роды и людям.

Потребность в духовности, ее осмысле­нии, развитии - это примета нашего вре­мени. Раньше других это осознали фило­софы, культурологи. Наметилась тенден­ция отождествлять духовность с рели­гиозностью, но это, с нашей точки зре­ния, неправомерно духовность мо­жет быть и свет­ской, вне церкви. С этих позиций напи­саны появившиеся в последнее время пе­дагогические иссле­дования (НД Никандров, ЛЛ. Байкова и др.), посвященные воспита­нию духовности у школьников.

Светская духовность - это стремление человека к познанию мира, познанию себя и своего места в этом мире, это постиже­ние высших ценностей, стремление к гар­монии во взаимоотношениях с людьми, природой, культурой, наукой, искусством, это созидание и творчество в любой сфере деятельности.

в своем исследовании духовной культуры старшеклассников утверждает, что ее показателями являют­ ся такие проявления личности, как

· высо­кая степень эмоционально положитель­ного отношения к другим и себе (лю­бовь);

· фактор внутреннего духовного са­моутверждения, стимулирующий жиз­ненные силы (вера);

· внутренний регуля­тор эмоционального состояния, деятель­ности индивида (надежда, оптимизм);

· способность человека осуществлять нравственный самоконтроль - формули­ровать для себя нравственные обязанно­сти, оценивать совершаемые поступки (совесть);

· духовная практика - создание духовных и материальных ценностей, несущих в себе новизну, оригинальность, уникальность (творчество, духовная са­мореализация).

Можно утверждать, что выделенные исследователем критерии духовности школьников старших клас­сов в равной степени относятся и к взрослым. Отличие просматривается лишь в степени ее осознания: взрослый «чувствует» свои духовные потребности, может их сформулировать, осуществляет на их основе разные виды деятельности, испытывая при этом большое удовлетво­рение; школьник находится в состоянии становления, наращивания духовных по­требностей и не всегда может их обозна­чить словом и делом.

Ребенок дошкольного возраста нахо­дится в самом начале своего развития, о духовности этого периода можно гово­рить лишь условно. Тем не менее, можно выделить качества характера, поведе ния ребенка, которые содержат в себе по­тенциал духовности. Для реализации это­го потенциала необходимо воспитание, способное обеспечить развитие таких ка­честв. Попытаемся определить их.

· Дружелюбие, открытость ребенка как начало доброго отношения к миру, природе, людям; эти качества в дальней­шем могут перерасти в большую любовь в широком и духовном ее понимании.

· Данная от природы ориентировка в окружающем пространстве может пре­вратиться в любознательность, устойчи­вый интерес к знаниям, стремление по­знавать сначала ближайший, затем далекий (космический) мир.

· Любовь к родным, близким (потреб­ ность в защищенности) может помочь
ребенку преодолеть свой эгоизм, а развитие способности сочувствовать, сопере­ живать станет началом человеколюбия, жизнелюбия.

· Стремление стать лучше в дальней­шем может превратиться в устойчивое ка­чество, которое обеспечит непрерывное саморазвитие, самосовершенствование.

· Стыдливость может быть началом совестливого отношения к своим поступ­кам, а в дальнейшем преобразоваться в подлинное чувство совести, которое и будет регулировать нравственное поведение личности.

· Неугомонная активность, стремле­ние к деятельности, к получению резуль­ тата могут стать началом творческого отношения к действительности, началом созидания, одухотворенного поиска приложении своих сил.

· Умение радоваться, замечать хоро­шее в любых его проявлениях может быть
началом сохранения, а затем и созидания гармонии в окружающем мире, гармонии прекрасного.

Экологическое воспитание, правильно организованное в дошкольном учрежде­нии, представляет широкие возможнос­ти для развития духовной сферы ребен­ка. Эти возможности заключены главным образом во взаимодействии дошкольни­ка с миром природы, находящейся в про­странстве его жизнедеятельности. Имен­но поэтому большое значение имеет обо­гащенная эколого-развивающая среда дошкольного учреждения, насыщенная многообразием живых объектов, пред­ставленная различными «экологически­ми пространствами» в помещении и на территории ДОУ. Такая среда позволяет организовать с детьми различные виды деятельности. Ведь известно: ребенок - это активное, деятельное существо, кото­рое следует направить в нужное русло, которому надо показать, как действовать в созданных условиях.

В помещении детского сада традици­онно устраивают уголки природы в груп­пах, огороды на окне в зимнее время. В по­следние годы активно создают комнаты и кабинеты природы, зимние сады, лабора­тории для опытов. «Экологические прост­ранства» на территориях ДОУ также очень разнообразны: цветники, площадки природы, фруктовые сады, огороды, ми­ни-фермы, экологические тропинки и др. Как же может быть использована обога­щенная природная среда для развития духовной сферы ребенка? Ответ напраши­вается сам собой: через систематическую организацию и осуществление разных видов педагогически целесообразной, психологически доступной деятельности с воспитанниками детских садов.

Главный вид деятельности - при нали­чии значительного количества растений и животных - создание для них экологи­ чески правильных (т. е. соответствующих их потребностям) условий. Данная дея­тельность является непрерывной: живые существа всегда требуют к себе внимания, возобновления недостающих условий (вода, питание, воздух, тепло и пр.). Эта де­ятельность позволяет оказать большое влияние на духовную сферу дошкольника, если она организована правильно, т. е. от­вечает следующим критериям.

Она должна быть совместной - вос­питателя с ребенком в группе, воспита­теля с детьми на участке, коллектива пе­дагогов со старшими дошкольниками и родителями на всей территории ДОУ.

Со стороны взрослых в деятельности должен быть представлен образец гра­ мотного и гуманного взаимодействия с природой.

Общение воспитателя с ребенком должно быть добрым - ребенку необхо­димо чувствовать поддержку взрослого, позитивную оценку своих усилий.

Только в этом случае на конкретных примерах дети познают специфику и уникальность жизни, учатся трепетному отношению к ней, учатся понимать со­стояние другого живого существа, сочув­ствовать ему, приобретают практичес­кие навыки заботы об опекаемых ими растениях и животных.

Итогом такой деятельности стано­ вится духовный компонент - осознанная радость от того, что и его усилиями все живое остается живым, растет зеленый лук, цветут растения на клумбе, хорошо получается уход за обитателями живого

Главная форма позна­вательной деятельности в экологическом воспи­тании - наблюдение - также дает выход в ду­ховную сферу ребенка. Разнообразные, эколо­гически правильно со­зданные условия жизни (аналогичные естест­венной среде) для жи­вотных и растений, про­живающих в ДОУ, де­монстрируют морфо-функциональную при­способленность живых организмов к среде оби­тания. Дети под руковод­ством воспитателя на­блюдают за рыбками в аквариуме и уста­навливают их приспособленность к жиз­ни в воде; наблюдают за птицами в клетке и на участке детского сада, вникают в их приспособленность к жизни в наземно-воздушной среде, в их поведение, приспо­собленное к сезону. Развивающийся по­знавательный интерес - это проявление духовности ребенка, которая в дальней­шем может стать устойчивым и глубоким стремлением к познанию окружающего мира. Вопросы ребенка, его самостоя­тельные наблюдения, сообщения о своих впечатлениях - это по сути внешние про­явления такой духовности. От поддержки воспитателя зависит его последующее развитие.

Элементы духовности (воодушевление, эмоциональное переживание воображае­мой ситуации) можно наблюдать, когда дети заняты отобразителъной деятель­ ностью (рисование, лепка, игра и др.), со­держанием которой являются впечатле­ния о природе. Если воспитатель находит нужные слова, нужную интонацию, чтобы показать дошкольникам красоту природ­ных явлений, гармонию взаимоотноше­ний живых существ с окружающей сре­дой, способен вызвать душевный отклик, тогда можно видеть сосредоточенную де­ятельность детей, стремление как можно тщательнее и качественнее изобразить явление природы. Особенно ярко это мо­жет проявляться, если мотивация дея­тельности достаточно сильная (например, сделать любимому человеку подарок - ри­сунок, поделку...).

Общение с живыми существами , особенно с симпатичными зверька­ми, - еще одна важная деятельность в процес­се экологического воспи­тания, которая способ­на пробуждать в детях душевность, бескорыс­тие, доброту и гуман­ность, т. е. духовность нравственного порядка. Беда в том, что в детских садах мало практикуется эта деятельность: неред­ко животные не имеют кличек, их не берут в ру­ки, не гладят и не холят, не приучают брать корм с руки, не говорят им ласковые, добрые слова, не выпускают в свободное пространство и не выгулива­ют на улице. Между тем все млекопитаю­щие и птицы - высокоразвитые животные, они многое понимают, легко вырабатыва­ют рефлексы, могут играть с предметами и людьми. Необходимо организовать обще­ние с живыми существами, чтобы пробу­дить в детях нравственную духовность. Эта деятельность важна еще и потому, что пра­вильные формы общения с животными, приобретенные под руководством опыт­ного педагога, дети обязательно перенесут в семью, где нередко содержатся кошки, собаки, птицы и прочая живность, в обра­щении с которыми подчас можно наблю­дать детскую жестокость и даже беспредел.

Хотелось бы остановиться на эколого-педагогических технологиях в моей про­грамме «Юный эколог», которые опубли­кованы в серии книг («Воспитание эко­логической культуры в дошкольном дет­стве» - технология для подготовитель­ной к школе группы; «Методика экологи­ческого воспитания в детском саду» - технологии для старшей и средней групп; «Экологическое воспитание млад­ших дошкольников» - технологии для первой и второй младших групп). Сами технологии как целостные целенаправ­ленные системы, если они добросовест­но осуществляются в работе с детьми на протяжении года, обеспечивают разви­тие духовности ребенка - его интеллектуальной, эмоциональной, нравственной сфер.

В этих технологиях предусмотрены ме­роприятия, которые больше других влия­ют на развитие духовной сферы детей. К ним относится «Панорама добрых дел», осуществляемая со старшими дошкольни­ками с декабря и до конца года: дети ос­мысливают свои поступки, и в результате все хорошее «материализуется» в виде значков. Это комплексные занятия, на ко­торых организуются мини-выставки про­изведений искусства (например, занятия, посвященные сезонам, природным мате­риалам: камням, глине, воде, дереву). Вос­питатель не только расширяет знания де­тей о природе, но и учит переживать ее красоту; представленную в живописи, гра­фике, скульптуре, архитектуре, изделиях народных промыслов. Это также система­ тические циклы наблюдений за живот­ными и растениями, которые проводятся с детьми всех возрастных групп во все пе­риоды учебного года. На конкретных при­мерах дети познают гармонию природно­го мира. Это т. н. самиздаповская деятель­ ность в старшей и подготовительной к школе группах: дети вместе с воспитате­лем делают самодельные книжки на осно­ве сказок В. Бианки, рассказов В. Танасийчука, оформляют их рисунками.

Духовность развивают и мероприятия, приуроченные к Дню Земли, и серьезная систематическая забота о зимующих пти­цах, и акция по сбережению зеленой елки перед Новым годом.

На развитие потенциальной духовнос­ти дошкольников большое влияние оказывают примеры духовного становления знаменитых писателей (занятие, посвя­щенное Е. Чарушину в средней группе, празднование дня рождения В. Бианки в старшей группе; их творчество выросло из глубин познания природы и любви к ней).

В заключение хотелось бы подчеркнуть: развитие духовной сферы посредством экологического воспитания может на­чаться в дошкольный период, если для этого будут созданы условия в детском саду; обогащенная развивающая предмет­ная среда, организация разных видов дея­тельности в этой среде пробуждают ини­циативу, стимулируют творческую актив­ность детей. И все же главными условиями, как нам представляется, следует считать духовность взрослых и реальное ее прояв­ление во взаимоотношениях с ними.

подчеркивает: воспи­тание духовной культуры невозможно без духовной культуры учителя, без диалога культур. «Испытывая на себе духовное влияние учителя, ученик вначале бессоз­нательно, доверяясь авторитету старшего, затем осознанно, руководствуясь принци­пом добровольного самоопределения, "взращивает" свою духовность в соответ­ствии с общечеловеческим законом по­стижения истины, добра и красоты».

С. Николаева

Конд. педагог. наук, вед. науч. сотруд. НИИ семьи и воспитания РАО

«Дошкольное воспитание» № 4/2004

Экологическое состояние нашей планеты требует от человеческого общества понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Очень важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного воспитания и образования. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Педагогический коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения считает, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, созидая, помогать другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.
Наш детский сад работает по проблеме экологического воспитания уже давно. В основе лежит основная образовательная программа ДОУ, а так же используем технологии программы Н.Н. Кондратьевой «Мы».

Цель программы : формировать экологическую воспитанность дошкольников.

Задачи:

  • - ра звивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней;
  • - формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
  • - помочь в накоплении детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
  • Успех реализации программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
  • - готовностью педагога к осуществлению экологического образования детей;
  • - личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения программы;
  • - постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
  • - построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;
  • - активным участием родителей в воспитательном процессе;
  • - установлением педагогом ДОУ связей со школой, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.
  • При построении системы экологической работы мы обратили особое внимание на следующие основные направления:
  1. Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.
  2. Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это - театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия.
  3. Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) - совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, работой на огороде, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, акции по охране редких цветов, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников, способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.
  4. Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектной деятельности, экскурсий в природу, туристические прогулки, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

    Пути реализации системы экологической работы в ДОУ:
    - создание условий (экологизация развивающей среды, программно-методическое обеспечение);
    - повышение экологической грамотности педагогов;
    - обновление содержания, форм и методов работы с детьми;
    -экологическое просвещение родителей.

    Планомерная работа с кадрами, понимание значимости экологических проблем - все это позволяет нам проводить обширную целенаправленную деятельность с детьми в данном направлении. Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах.

    Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции), а взрослому лучше понять ребенка. Проводим выставки совместных рисунков плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий, привлекаем родителей к участию в оформлении центров природы, лаборатории, библиотечки, в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, посадка деревьев, изготовление скворечников и кормушек и т.д.)
    Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому используем активные формы и методы обучения – экспериментирование, опытническую работу, прогулки, экскурсии и т.д.

    Система работы с детьми включает:
    -посезонное тематическое планирование непосредственно-образовательной деятельности;
    - создание эколого - развивающей среды (центры природы, лаборатории природы, экологическая тропа);
    -организация совместной деятельности (праздники, наблюдения, экологическая тропинка, аптекарский огород, огород овощных культур, труд в природе);
    - чтение художественной литературы;
    -выращивание зелени в зимне-весенний период («огород на окне»);
    -игровая деятельность, как основная форма деятельности детей;
    -экология здоровья (дыхательная гимнастика, музыкотерапия, двигательная активность, закаливание, эколого-психологический тренинг);
    -создание системы экологической работы (авторские разработки занятий, работа с родителями, с общественными организациями, методическое и информационное обеспечение и т.п.).

    1. ​ Создание эколого-развивающей среды, условий для здорового образа жизни детей важнейшее условие эффективности нашей работы. Эколого-развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль:

Система экологического воспитания в ДОУ

с использованием активных методов обучения.

Заместитель заведующей

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Там - лес погубили, там - лугов лишились.

Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя.

Важный аспект в решении вопроса сохранения земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Чтобы такое воспитание осуществлять, нужно решить, по крайней мере, три задачи:

1)Доказать детям, что в природе все взаимосвязано;

2)Помочь понять им, для чего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие последствия (и для природы и для человека), зная же эти связи можно использовать природу разумно и бережно;

3)Помочь детям научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (здесь мы выходим на правила поведения в природе).


На протяжении многих лет (более 10) наш детский сад работает по проблеме экологического воспитания дошкольников. Наш коллектив стремится к созданию нового культурного образа дошкольного учреждения, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.

Для получения ожидаемых результатов в дошкольном учреждении необходимо создать определенные условия и, прежде всего, - систему работы коллектива. Наша система состоит из взаимосвязанных компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию в реализации экологического образования .

1. Оценка окружающей среды. Экологический паспорт.

Большое значение в обучении ребенка имеет среда, в которой он проводит длительное время, в частности среда дошкольного учреждения. Она должна соответствовать тем принципам, которые мы излагаем детям в рамках программы, и быть экологически безопасной.

Для этого необходимо оценить

Экологическую ситуацию, в которой находится детский сад

Оформление, оборудование, среду помещений с точки зрения экологической безопасности

Влияние, которое оказывает детский сад на окружающую среду.

Нашим учреждением уже был ранее составлен экологический паспорт, но время идет и экологическая ситуация изменяется, поэтому возникла необходимость в переиздании экологического паспорта с учетом рекомендаций предыдущего.

2.Профессиональная подготовка педагогов

Одним из важных факторов, влияющих на формирование основ экологического мировоззрения у ребенка и навыков экологически грамотного поведения, является профессиональная подготовка педагогов.

Мы стараемся внедрять в работу разнообразные, новые формы повышения квалификации сотрудников. Например: КВНы, конкурсы («Огород на окне», конкурс на лучший дизайн групповых участков, конкурс экологических проектов, на лучшую кормушку для птиц), экологические тренинги.

Важную роль в этом вопросе играют курсы повышения квалификации:

В 2009 учебном году воспитатель прошла подготовку на курсах по теме «Актуальные проблемы, современные тенденции экологического образования в детском саду»

Заочные курсы по теме «Экологическое воспитание в детском саду» под руководством, автора программы «Наш дом - природа» прошли двое воспитателей.

Посетили краевую конференцию по проблемам экологического образования дошкольников в 2007 году.

Через консультации, семинары практикумы воспитатели получают природоведческие, экологические знания, знакомятся с программами, методиками экологического воспитания дошкольников.

Итоги работы подводятся на педсовете.

Таким образом, подготовка педагогов может включать следующие направления:

Научно-профессиональная подготовка (знание основ экологии, естествознания)

Профессионально-методическая. (Освоение современных методик экологического образования и умение реализовывать на практике интегрированный подход)

Освоение методик работы с родителями и основ экологической безопасности

Умение организовывать развивающую предметную среду

Воспитание у педагогов чувства ответственности за свои действия и состояние окружающей среды.

3.Следующим компонентом системы экологического образования является экологическое просвещение родителей.


Не секрет, что осуществлять экологическое образование родителей гораздо труднее, чем детей. Однако этим вопросом заниматься необходимо, так как без поддержки родителей нам не обойтись.

Главная задача родителей

– поддерживать интерес детей к природе,

Поощрять их экологически грамотные поступки,

Проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду

И, конечно же, быть во всем примером.

Кроме просветительной работы с родителями большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. Например, нами были проведены природоохранные акции «Посади дерево», «Превратим в игрушки мусор» (поделки из бросового материала), «Помоги птицам выжить» (изготовление кормушек, обеспечение кормом), «Помоги планете выжить» (уборка мусора) и другие.

Родители охотно участвуют в экологических конкурсах: «Огородная сказка»

«Мусорная фантазия» в рамках проекта «Отходы в доходы»

«Бал цветов», конкурс плакатов, рисунков. Большой популярностью и у детей и у родителей пользуются тематические выставки фотографий. Например: «Ребята и зверята», «Я и природа» и др.

Родители оказывают помощь в сборе коллекций, экспонатов из природного материала, выращивании растений для уголка природы и участка, приобретении животных в уголки природы.

4.Компонент «Сотрудничество детского сада с организациями и учреждениями»

В рамках экологического образования наш детский сад сотрудничает с несколькими организациями и учреждениями.

По вопросам преемственности мы сотрудничаем с Ключевской средней школой :

«Круглый стол» с участием учителей начальной школы.

Совместно с сотрудниками больницы мы планируем мероприятия по благоустройству территории.

5.Создание экологической развивающей среды.

Одно из важных условий воспитательно – образовательной работы по экологическому образованию дошкольников – правильная организация развивающей предметной среды.

С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать:

Эколого-эстетическому развитию

Оздоровлению ребенка

Формированию нравственных качеств

Формированию экологически грамотного поведения.

Таким образом, экологизация развивающей природной среды должна способствовать реализации всех компонентов его содержания:

Познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного.

Развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.

До недавнего времени в нашем детском саду действовала экологическая комната – лаборатория, которая выполняла обучающую, познавательную и релаксационную функции. В настоящее время помещения для экологической комнаты нет, поэтому мы используем групповые помещения, коридоры, рекреации, лестничные площадки.

В рекреации мы расположили экологический мини-музей. В нем находятся макеты экосистем, макет «Времена года», фотовыставка «Достопримечательности села Ключи», передвижные выставки различных природных экспонатов.

Зона коллекций (в группах) (предназначена для знакомства детей с объектами природы, для обучения классификации по различным признакам)

Зона релаксации (в группе) включает в себя разные по величине и видам комнатные растения , аквариум, альпийскую горку, мини фонтан. Зона релаксации предназначена для отдыха детей и ухода за комнатными растениями и обитателями аквариума)

Зона экспериментирования: создана в группах для проявления инициативы ребенка и самостоятельных исследований.

Познавательные пирамиды: «Береза в разное время года», «Животные». Изготавливаются совместно с детьми, помогают закрепить знания о природных объектах и явлениях.

Огород на окне (создается для наблюдений за ростом растений).

Центр воды и песка «Капитошка». Предназначен для экспериментирования с водой и песком, для снятия статического и эмоционального напряжения, развития моторики рук.

Центр науки в старшей группе. Предназначен для экспериментирования, опытов, наблюдений. Кроме этого в каждой группе действуют уголки природы. Для закрепления знаний широко используются дидактические игры.

Разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека, - вот главные аспекты работы педагога с детьми. Необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса, а для этого необходимо тесное сотрудничество всего коллектива. В нашем детском саду работу по экологическому воспитанию возглавляет и направляет педагог-эколог. Он планирует работу в общесадовском масштабе, привлекая специалистов, воспитателей и родителей.

Например, музыкальный руководитель разрабатывает сценарии экологических праздников, подбирает музыкальное оформление для занятий по экологии и др. Физинструктор включает в занятия упражнения-имитации различных животных, растений, организует походы в природу, участвует в организации спортивно-экологических праздников. Гармонично сочетается экологическое воспитание с изобразительной деятельностью: это закрепление материала экологических знаний в рисовании и лепке, это работа с природным материалом, оформление рекреаций и холлов коллективными коллажами и многое другое. Расширяются и закрепляются экологические знания и в других видах деятельности.

Большое внимание должно уделяться общению с природой, организации различных форм работы во время прогулок, экскурсий, в том числе на экологической тропинке, находящейся на территории детского сада.

Цель создания такой тропинки – обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней.

Новой формой работы с дошкольниками являются экологические проекты, в рамках которых они проводят исследовательскую работу.

Цель проектов - создать условия для подготовки детей к обучению основам экологии, сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:

познавательную, исследовательскую, творческую (художественно-эстетическую) ценностно-ориентированную, коммуникативную.

Как правило, такие проекты выполняются всем коллективом детей или отдельными группами под постоянным наблюдением и руководством воспитателя. Проект включает подготовительный, исследовательский этапы и обсуждение результатов. Работа по проекту носит интегрированный характер: результаты дети обобщают в виде рисунков, коллажей, участвуют в инсценировках, праздниках.

Нашими педагогами разработан ряд проектов «Превратим в игрушки мусор», «Напиши письмо грачу», «Юные защитники природы», «Дерево года – береза», «Волшебница – вода». По продолжительности проекты разные от 1 месяца до года.

Тренинговые упражнения.

Одним из активных методов обучения является экологический игровой тренинг.

Цель тренинговых игр такова:

1Установление, укрепление межличностных контактов при работе в группах.

2.Возможность самовыражения каждого участника.

3.Возможность посмотреть на себя со стороны.

4.Пробуждение интереса друг к другу.

5.Пробуждение энтузиазма к теме тренинга.

6. Развитие эмпатии, воображения, творчества.

В подгруппы дети объединяются по желанию. Для создания эмоционального фона во время выполнения заданий можно использовать спокойную музыку. В конце тренинга возможна рефлексия. Заменить рефлексию можно просмотром записи игры, предоставить возможность посмотреть на себя со стороны. При организации тренинговых игр педагог опирается на ранее полученные знания и практические действия детей. То есть прежде чем провести игру-тренинг, необходимо провести предварительную работу. Например, для «плетения паутины» дети должны познакомиться с пищевыми цепочками, иметь представление о взаимосвязях живых организмов; в упражнении «Слепая экскурсия по зоопарку» дети должны знать характерные признаки животных и т. д. Возможно вручение подарков.

Игры-тренинги можно использовать как самостоятельный вид деятельности, так и часть занятия.

Таким образом, при взаимосвязи всех компонентов системы достигаются наиболее эффективные результаты. Усвоение экологических знаний детьми ежегодно превышают показатели по другим направлениям.



 

Возможно, будет полезно почитать: