Творческий проект в детском саду. Театральная деятельность для дошкольников

Победитель всероссийского конкурса "Самая востребованная статья месяца" ДЕКАБРЬ 2017

МБДОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД №5 Воспитатель: Попова Ольга Анатольевна г. Озёры 2014г.

“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей…”
(Б. М. Теплов)

Театр, как известно, любят и дети, и взрослые. Его возможности многообразны, а сила воздействия велика

Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру.

Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.

В связи с этим, при работе с детьми дошкольного возраста нельзя недооценивать силу театрализованной деятельности. Данная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения, воспитания и всестороннего развития детей.

Детство – это радость, игра, слияние с природой. Театр – волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Если в дошкольном образовательном учреждении есть театр – значит, там сосредоточен феномен детства: радость, удивление, восторг, фантазия, творчество. Театр выступает своего рода маркером, критерием творческой деятельностной позиции педагогического коллектива и устойчивого развития детского сада.

Театр является традиционным видом искусства: объясняет мир, создает эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества (А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.)

Занятия по театральной деятельностью в ДОУ дает возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом, развивают их способности в различных видах деятельностей. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость и пр. Выступления перед аудиторией формируют уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствуют развитию у дошкольников всех компонентов речи. Ведь участие в спектакле предполагает освоение не только содержательной, но и образовательной, эмоциональной стороны речи. Это говорит о том, что в театрализованной деятельности решаются задачи всех образовательных областей и не только через воздействие на ребенка, но и через игру, в которой ребенок получает знания непроизвольно через практику действий. А также происходит и развитие интегративных качеств дошкольников. Анализ отечественной и зарубежной литературы позволил установить, что театрализованная деятельность способствует эмоциональному раскрепощению ребёнка, а самовыражение посредством искусства – существенный компонент творчества, способ эмоциональной разрядки

Так же театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии. Следовательно, надо строить всю педагогическую работу исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия. Это говорит о необходимости принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования как приоритетных.

В современном обществе, в век информатики, резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Все педагогические установки направлены в первую очередь, на развитие мышления. Актуальной проблемой в наше время стало то, что эмоционально-духовная сущность ребёнка переходит во вторичную ценность. Информатика принесла множество инновационных решений для развития и воспитания ребёнка. Дети быстрее решают логические задачи, но, к сожалению значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость.

Перед педагогами возникают проблемы:

Как же разбудить в детях интерес к миру и к самим себе?

Как заставить их душу трудиться?

Как сделать творческую деятельность потребностью, необходимой частью жизни?

Как научить детей сопереживать, понимать чувства другого, фантазировать, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром?

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, творчество. Всё это может дать ребёнку театр, именно в театральной деятельности ребёнок связывает художественное творчество и личные переживания. Мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр – благодатная почва для творчества. Всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету, художники и декораторы, режиссеры – вот они чародеи сказочной страны, именуемой театр.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства, а это может дать театр.

А ещё, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение «рисовать»

О театре как средстве воспитания говорили многие великие люди. Театрализованная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения и воспитания, всестороннего развития детей. В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Очень важным для ребенка этого возраста является коллективный характер театрализованной деятельности. Участвуя в спектакле, ребёнок обменивается информацией и координацией функций, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними.

Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля дети учатся выделять, средства её достижения, планировать и координировать свои действия. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития.

Велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребёнка. Исследование, проведённое Г.А. Волковой (И. №4) по логопедической ритмике, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи.

Кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.

По мнению детского психолога А.В. Запорожца, непосредственное эмоциональное сопереживание и содействие героям в процессе театрализованной деятельности являются первой ступенью в развитии эстетического восприятия дошкольника.

Живописец, график, скульптор, литератор, музыкант, педагог Е.В. Честняков считал, что именно театр является основным средством приобщения маленького человека к искусству.

Театрализованную деятельность сопровождает атмосфера праздника, которая своей торжественностью и красотой делает жизнь ребенка ярче и вносит в неё разнообразие и радость.

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.) . Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Известный детский психолог Н. Н. Поддьяков написал так: «Следует выделить еще одну чрезвычайно важную особенность процесса творчества – он всегда насыщен яркими положительными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для детей, познавших радость первых своих пусть маленьких, но открытий, удовольствие от своих новых рисунков, построений.

Яркие, положительные эмоции - основа формирования острой потребности детей в том, или ином виде творчества. Иначе говоря, именно на основе творчества мы имеем возможность управлять формированием духовных потребностей, обогащать и развивать личность ребенка». Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а как бы вызревают в его художественной деятельности. А ещё, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение «рисовать» собственные образы, развивается интуиция, смекалка и изобретательность, вырабатывается способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и выступление перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных ценностей ребенка, раскрепощение и повышение личной самооценки. При чередование функций исполнитель-зритель, помогает ребенку демонстрировать собственную позицию, умения, знания и фантазию.

Действия ребенка – актёра на сцене происходят не в реальной, а в вымышленной ситуации. Кроме того средства выразительности (жесты, мимика, движения) не могут быть случайными, а должны соответствовать тому или иному сценическому образу.

Учёные считают, что, приобретая активный характер, воссоздающее воображение шестилетнего ребёнка в состоянии достаточно полно и точно воспроизводить окружающую его действительность. А благодаря яркости, лёгкости и быстроте, присущей детскому воображению – добиваться в своём творчестве оригинальных решений.

Возникновение и развитие внеситуативно-личностной формы общения побуждает детей стремиться к доброжелательному вниманию со стороны взрослых, добиваться взаимопонимания, сотрудничества с ними.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) . Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Особая роль отводится работе с родителями. Ребенок и родители – единое целое. А совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна. Поэтому родителей воспитанников следует привлекать к участию в театрализованных занятиях, праздниках, причем в качестве не только зрителей, но и исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. Это поможет им лучше узнать своего ребенка, особенности его характера, темперамента. О значении театра в воспитании детей следует рассказывать родителям на консультациях и круглых столах. Педагог может посоветовать посетить с ребенком тот или иной спектакль, потом обсудить с ним увиденное и сделать иллюстрации.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений. Кроме того, театральные игры с успехом используются на занятиях по чтению художественной литературы (инсценировка художественных произведений, знакомство с литературными произведениями, заучивание стихотворений) .

Работа воспитателя в ДОУ строится в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем. Успешность и результативность театральных занятий зависят, прежде всего, от музыкальных занятий. Поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определенных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно. Совместно с инструктором по физической культуре разрабатываются сценарии физкультурных праздников и досугов. На совместных с психологом занятиях проводятся различные игры и упражнения, направленные на сплочение детского коллектива, раскрепощение стеснительных и замкнутых детей.

Особую актуальность, театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребёнка в школу. Так, например, с появлением произвольности психических процессов дети должны целенаправленно управлять не только своим поведением, но и психическими процессами (вниманием, восприятием, памятью и др.) . Ученые установили, что между волевой и эмоциональной сферой существует тесная взаимосвязь. Влияние эмоций на волевую регуляцию поведения проявляется в том, что переживание успеха или неудачи вызывает или угнетает волевые усилия. Атмосфера праздника, которая создаётся вокруг театрализованной деятельности, в известной мере способствует волевой мобилизации ребёнка. При этом эмоциональные процессы заряжают и регулируют остальные психические функции: память, внимание, мышление и др. Во время спектакля дети действуют без отвлечений, очень внимательны и самостоятельны. По окончании спектакля радость достижения цели продуцирует дальнейшее целенаправленное поведение (они ещё более организованы на репетициях, готовы к мобилизации усилий для преодоления трудностей) .

Таким образом, театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

В заключении отметим, что театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры в разных видов искусства, которые находят свой воплощение в театрально-игровой деятельности.

Театр учит нас видеть прекрасное в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму. Детский спектакль – кульминация проделанной детьми, педагогами и родителями работы, это, вероятно, одна из самых замечательных возможностей остановить прекрасные мгновения жизни. Причем уловить счастливые моменты радости могут все: родители, наблюдающие за игрой своих детей на сцене, педагоги, знающие цену труда и сценического успеха, и воспитанники, игра которых помогает созидать большие личности маленьких исполнителей. А это того стоит!

«Преодоление трудного начинается с легкого,
осуществление великого начинается с малого,
ибо в мире трудное образуется из легкого,
а великое – из малого».
Лао-Цзы

Проект для дошкольников ДОУ «Театр, где сказка живет»

Предлагаемый проект необходим для раскрытия творческой одаренности ребенка, для успешной реализации его интеллектуально-творческого потенциала, для социально-коммуникативных способностей, для сплоченности семьи и детского сада.
Проект направлен на обучение детей искусству театра во всех видах театрализованной деятельности, на создание собственных сценариев к спектаклям всеми участниками проекта, на показ театрализованных представлений детям и родителям.
Театральная деятельность помогает развитию творческой одаренности ребенка и его всестороннему развитию, учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.
Используя методы сказкотерапии, моделирования сказок, различных приемов развития словесного творчества в ходе реализации проекта, участниками театральной студии будут создаваться новые сказки и сценарии к спектаклям.
Вовлечение родителей в совместную работу, создаст радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. Проект рассчитан на три возрастные группы дошкольников 4-7 лет.
Участники проекта: Творческая группа педагогов, дети и их родители.
Актуальность проекта
В дошкольном возрасте дети очень легко и быстро приобретают новые знания, умения и навыки. Но в настоящее время коммуникативное развитие ребёнка вызывает тревогу. К сожалению, телевизор и компьютер, различные компьютерные игры стали заменять общение и игровую деятельность. Дети перестают общаться не только с взрослыми, но и друг с другом.
Только живое общение обогащает жизнь детей, - нельзя об этом забывать!
У многих детей коммуникативная функция речи нарушена. У таких детей наблюдается плохая память, неустойчивое внимание, ребёнок быстро утомляется, у него недостаточно развивается познавательная деятельность, нарушается грамматический строй речи. У дошкольников это проявляется в робости, скованности, они не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, правильно ответить на вопросы, не могут правильно задать вопрос, у детей затрудняется установление контакта как со взрослыми, так и сверстниками.
В современном обществе, в век информатики, резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Все педагогические установки направлены в первую очередь, на развитие мышления.
Актуальной проблемой в наше время стало то, что эмоционально-духовная сущность ребёнка переходит во вторичную ценность. Дети, к сожалению значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость.
И в моей работе возникают проблемы:
Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни?
Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Как же разбудить в детях интерес к миру и к самим себе?
Как научить детей сопереживать, понимать чувства другого, фантазировать, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром?
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, творчество.
Всё это может дать ребёнку театр, именно в театральной деятельности ребёнок связывает художественное творчество и личные переживания.
В моей работе с детьми важными задачами являются раскрытие творческой одаренности детей, снижение уровня тревожности, неуверенности в себе, избавление от застенчивости. Эти задачи можно решить посредством театрализованной деятельности.
С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра и развития одаренных детей. Поэтому для меня театрализованная деятельность является самым основным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании.
Для эффективной работы, создания благоприятных условий и проявления признаков одаренности воспитанников, необходимо раннее выявление их творческих возможностей и способностей, развития и саморазвития личности, способной к оптимальной творческой самореализации.
Поэтому у меня появилась идея открыть в детском саду театральную студию для более углубленной работы с детьми по театрализованной деятельности, начиная со средней группы дошкольников, с её поэтапным развитием, которая бы стала реализацией моего проекта: «Театр, где сказка живет».

Цель проекта: Раскрытие творческой одаренности ребенка, успешной реализации его интеллектуально-творческого потенциала, способствующего социально-коммуникативному становлению, создание оптимального психологического климата у дошкольников посредством детской театральной студии.

Задачи для реализации проекта:
Познакомить детей с разными видами детских театров: театр масок, пальчиковый театр, настольный театр, шагающий театр, теневой театр, театр марионеток, кукольный театр «Бибабо», театр ростовых кукол, театр актеров. Обучить приемам манипуляции детских театров различных видов.
Познакомить с понятиями «эмоции», «пантомимика», умение распознавать эмоциональные состояния других. Развивать эмоционально-творческий потенциал дошкольников.
Поддерживать стремление к дружеским контактам в совместных играх-драматизациях, создавать благоприятные условия для развития коммуникативных способностей.
Расширять у дошкольников на основе театрального творчества общую осведомленность об окружающем мире; формировать определенный элементарный опыт профессиональных действий на железнодорожном транспорте, о труде железнодорожников и других профессий через театрализацию.
Развивать воображение, фантазию в сочинении собственных сказок методом моделирования. Формировать независимость мышления, то есть находить собственные решения, открыто излагать смелые идеи, гипотезы.
Формировать умение принимать критику без обид, а так же способности находить недостатки в собственных суждениях, оценках.
Развивать умение адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях.
Развивать интерес к изготовлению декораций, костюмов, настольных театров своими руками совместно с родителями и детьми.
Вовлекать родителей в совместную работу, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Этапы реализации проекта

1 этап – Работа со средней группой дошкольников и их родителями
(Сентябрь – май)

1. Знакомство детей с видами театра (пальчиковый театр, театр масок, шагающий театр, кукольный театр, теневой театр, театр марионеток). Обучение приемам манипуляции детских театров различных видов, навыков кукловождения.
2. Знакомство с русско-народными сказками, обучение умению их пересказывать, обыгрывание сказок во всех видах театра.
3. Знакомство с понятием «эмоции», распознание эмоций.
4. Создание клуба родителей «Театральная мастерская» по изготовлению театральных кукол для домашних театров.
5. Создание фотоальбома «Мир театра своими руками».

Летний период (июнь–август) - Диагностика по изучению способностей детей к творчеству.

2 этап – Работа со старшей группой дошкольников и их родителями
(Сентябрь – май)

1. Знакомство с правилами поведения в театре, знаменитыми театрами России.
2. Моделирование сказок по выбору объекта или сюжета.
3. Составление сказок приемами развития словесного творчества совместно с родителями.
4. Дети – детям. Показ кукольных и теневых театров детям младших групп.
5. Театр марионеток «Танцующие страусята». Показ навыков кукловождения на праздниках детского сада.
6. Театр ростовых кукол. Показ детьми спектакля путем совместного творчества целевой группы проекта «Мы спасаем Колобка».
7. Создание сборника сказок совместного творчества детей и родителей «Сказки дошколят на новый лад».

Летний период (июнь-август) - Диагностика по изучению способностей детей к творчеству.

3 этап – Работа с детьми подготовительной группы и их родителями
(Сентябрь – май)

1. Знакомство с театром актеров, театральными терминами.
2. Знакомство с театральными профессиями (какую работу выполняют люди этих профессий, для того, чтобы поставить спектакль).
3. Игры для развития актерского мастерства «Страна эмоций», «Скажи без слов», «Пантомима» и др.
4. Постановка спектаклей по сценариям собственного сочинения методом моделирования сказок:
«Как семеро козлят пошли в детский сад»;
«Как паровозик лес спасал»;
«Вот какой рассеянный».
5. Привлечение родителей к помощи в изготовлении костюмов и декораций к спектаклям.

Условия, необходимые для полноценной реализации проекта
четкое планирование и реализация театрализованной деятельности на всем продолжении проектной деятельности;
наличия и развития представлений и интереса детей к различным видам театра;
наличия разнообразия костюмов и доступности художественного оформления спектаклей и инсценировок по художественным произведениям;
овладения детьми правилами и приемами того или иного вида театрализованной деятельности;
взаимодействия детей, родителей и педагогов ДОУ;
серьезного, эмоционально-положительного отношения педагога к играм детей в театр.

Методы реализации проекта
Предварительной работой по проекту будет проведение диагностики по изучению способностей детей к творчеству, которое важно осуществлять во взаимодействии с педагогами и родителями. В среднем дошкольном возрасте один из главных методов по выявлению признаков творчески одаренных детей – метод наблюдения. Как правило, творчески одаренным детям свойственно относительно легкое, быстрое усвоение доступных для них этических норм поведения, положительных социально-эмоциональных качеств.
Показатели уровней одаренности в детском возрасте не остаются константны¬ми, поэтому некоторые методики проводятся во всех возрастных группах.
Так же для коррекции психоэмоционального состояния театральная деятельность полезна застенчивым детям с высоким уровнем тревожности. В комплекс психодиагностических методик детей среднего дошкольного возраста включены:
Методика «Три ступеньки» для изучения самооценки ребенка;

Методика изучения личности «Три желания»;
Методика определения уровня развития творческих способностей «Солнце в комнате».

Описание проекта

Работа по проекту начинается со средней группы. Дети среднего дошкольного возраста знакомятся с видами театров.
Виды театра, необходимые в проектной работе с детьми:

1.Театр масок
2.Пальчиковый театр
3.Шагающий театр
4.Настольный театр
5.Теневой театр
6.Кукольный театр «Бибабо»
7.Театр марионеток
8.Театр ростовых кукол
9.Театр актеров

Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Выполнение движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи, концентрирует внимание на одном виде деятельности.

Куклы шагающего театра устроены таким образом, что ребенок может просунуть указательный и средний пальцы в ее ножки (сзади) и заставить персонажа «шагать». От этого кукла «оживает» в глазах ребенка. А можно работать и разными парами пальцев, разными руками и двумя руками одновременно.

Настольный театр – это игрушки и декорации, которые можно расположить на столе. Они могут быть картонные, деревянные или резиновые. Благодаря такому виду театра, у детей происходит первичное освоение режиссёрской театрализованной игры.

В театре бибабо , используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма – большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Такой театр обыгрывается за ширмой.

Теневой театр – это экран, на котором плоские картонные или фанерные фигурки, прикасаясь к его обратной стороне, оставляют тени. Экран ставится так, чтобы он находился между источником света и детьми (источником света может быть лампа или окно). В теневом театре можно разыгрывать знакомые сказки. Это необычный вид кукольного театра. В тенях-силуэтах ребенок узнает знакомых персонажей, и сказка оживает в его воображении. Такие спектакли обогащают внутренний мир ребенка, учат детей представлять, развивают воображение.

Театр марионеток . Марионетка – сложная в управлении кукла, но зато она «волшебная» - кажется, что живет она отдельно от того человека, который ею управляет.

Благодаря таким видам театра дети обучаются приемам манипуляций с театральными куклами. Занимаясь с детьми театром, жизнь наших воспитанников будет интересной и содержательной, наполнится её яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.
Так же дети, играя в театр, учатся пересказу русско-народных сказок.
В процессе рассказа и показа сказки ребенок развивает речь, мелкую моторику, речевую и жестовую выразительность, учится самостоятельно передавать образ сказочных персонажей.
С помощью сценок-этюдов дети знакомятся с эмоциями, умению их распознавать.
Особая роль отводится работе с родителями. Ребенок и родители – единое целое. А совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна. Для этого возникает необходимость в создании родительского клуба «Театральная мастерская» для проведения мастер-классов по изготовлению театральных кукол и театров своими руками. Участниками клуба будут родители со своими детьми. Благодаря таким способам обыгрывания театра в домашней обстановке, повышается уровень самооценки ребенка, уверенность в своих возможностях, сплоченность семьи. В виде консультаций и круглых столов родители получают информацию о значении театра в воспитании детей, так же возможность посетить с ребенком тот или иной спектакль, а потом обсудить с ним увиденное, и сделать иллюстрации.
В конце учебного года (в мае) совместно со всеми участниками родительского клуба создается фотоальбом, в котором будет вся проделанная работа театральной мастерской.

В летний период (июнь-август) проводится диагностика детей старшего дошкольного возраста:

Методика исследования тревожности ребенка;
Методика изучения личности «Цветик-семицветик»;

Игровой тест «Три слова» для оценки творческого воображения.

Дети старшей группы с помощью слайдовых презентаций обучаются правилам поведения в театре, знакомятся с театрами России.
Различными видами театра детьми обыгрываются сценарии русско-народных сказок. Используя методы и приемы сказкотерапии, моделирования сказок, различных приемов развития словесного творчества можно придумать новую сказку, сценарий к спектаклю.
Используя метод сказкотерапии, у ребенка развивается воображение, которое является психологической основой творчества, делающего его способным к созиданию нового. Например, после чтения и обсуждения РНС «Колобок», детям задается ряд вопросов: «Что произошло бы с Колобком, если бы он жил в нашем городе? Куда бы он покатился? Если бы он жил на высоком этаже? Что нужно сделать, что бы с Колобком не произошла беда? Как бы мы ему помогли? и т.д. Благодаря такому методу, у детей развиваются положительные социально-коммуникативные качества, дружеские взаимоотношения, желание прийти на помощь. Таким образом, с детьми можно придумать новый сюжет сказки «Мы спасаем Колобка».
Метод моделирования является одним из самых эффективных методов обучения детей сочинению сказок, позволяющий формировать различные навыки сочинения сказок (по выбору объекта, сюжета и т.д.). Так как в нашем детском саду определено одно из важных направлений деятельности – это работа по ранней профориентации на железнодорожную тематику, то и уклон выбора сюжета сказок делается на железнодорожную тему. Готовых сказок и рассказов на железнодорожную тему мало, поэтому все инсценировки и спектакли, поставленные детьми – это продукт детской фантазии. Моделирование сказок происходит через общение, диалог, с множеством наводящих вопросов, правильно поставленных педагогом предварительно. А «правильные» вопросы побуждают ребенка думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Предлагается совместное творчество по сочинению сказок детям и их родителям. Взяв за основу русско-народные сказки и используя приемы словесного творчества: «перевирание сказки», «дополни сказку», «начало и конец» и т.д., получаются новые сюжеты к сказкам, которые впоследствии станут театральными представлениями.
Фантазии детей нет границ, и не все сценарии полученных сказок можно обыграть на сцене, но их можно обыграть другими видами театра: пальчиковым, теневым, кукольным театром.
Дети старшей группы закрепляют навыки приемов кукловождения. Показывают готовые спектакли детям младших групп в виде теневых и кукольных театров. Выступают на праздниках детского сада, представляя свой опыт манипуляций кукол-марионеток (в марте).
К концу учебного года (в мае) дети старшей группы готовят спектакль с использованием ростовых кукол «Мы спасаем Колобка».

Ростовая кукла позволяет ребенку быстро перевоплотиться в ту или иную роль. Ножки куклы одеваются на ноги ребенку, на ручки одеваются рукавички, голова куклы на лямочке подвешивается на шею ребенка – и ребенок «в костюме» выбранного героя.

Так же создается сборник сказок на железнодорожную тематику «Сказки дошколят на новый лад», придуманных совместно детьми и родителями (в мае).

В летний период (июнь-август) проводится диагностика детей подготовительной группы:
Методика «Лесенка» для изучения самооценки ребенка;
Методика исследования тревожности ребенка;
Методика «Диагностика природной памяти»;
Методика изучения личности «Если бы я поймал золотую рыбку»;
Методика изучения творчества ребенка, тест на креативность Вильямса «Дорисуй фигуру»;
Методика моделирования сказок.

В подготовительной группе дети знакомятся с театром актеров.

Театр актеров. Самый большой и трудоемкий вид театра, в котором выступают сами дети. Играя в театр актеров, ребенок проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности, творчески применяет в спектаклях знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства общения, проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
С помощью слайдовых презентаций дети знакомятся с театральными профессиями, театральными терминами. Для того, что бы развивать эмоционально-творческий потенциал и формировать невербальные средства общения, дети знакомятся с различными эмоциями, пантомимикой.
На основе сказки «Волк и семеро козлят», объединив два праздника День матери и День рождения детского сада, используя прием «начало и конец», ребята покажут спектакль «Как семеро козлят пошли в детский сад» (ноябрь). На основе сказки «Паровозик из Ромашково», взяв за основу тему экологии, ребята покажут сказку «Как Паровозик лес спасал» (февраль). Используя прием «дополни сказку» ребята покажут мюзикл «Вот какой рассеянный» (май).
Все придуманные детьми сказки требуют большой подготовки не только в заучивании ролей, но и в изготовлении костюмов, декораций, атрибутов и др. Поэтому родителей воспитанников необходимо привлекать к участию в театрализованных постановках, причем в качестве не только зрителей, но и соавторов текста, изготовителей декораций и костюмов. Это поможет им лучше узнать своего ребенка, особенности его характера и темперамента.

(Сценарии спектаклей прилагаются в рубрике в других записях)

Заключение
В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко будут развиваться в ходе реализации моего проекта.
Представление сказок и веселых сценок, придуманных лично детьми с любимыми персонажами, наиболее любимы для инсценировок и способствуют развитию мышления, речи, внимания, памяти и творческих способностей, позволяют проявить фантазию.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Кроме того, «играя» сказочного героя, ребенок получает представление о добре и зле, учится разбираться в людских характерах, сопереживать и помогать слабым, тем самым придает уверенности в себе, помогает избавляться и от собственных страхов. А выступление перед аудиторией формирует у детей опыт социальных навыков поведения, способствует развитие у дошкольников всех компонентов речи. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Таким образом, работа по проекту снижает уровень тревожности, избавляет от застенчивости, неуверенности в себе, помогает развитию творческой одаренности ребенка, его всестороннему развитию. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

В этой статье раскрывается значение театрализованной деятельности в жизни дошкольников. Она является самым распространенным видом детского творчества и должна занимать важное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, способствовать всестороннему развитию детей. В статье описывается опыт работы педагога детского сада «Катюша», города Сургута, Ханты-Мансийского автономного округа.

Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что-то связана игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение . Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это - конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемое событие. Таким образов, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость .

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.В. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С. Фурмина и др.). Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д. .

Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:

Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;

  • приобщать детей к театральной культуре;
  • обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности;
  • создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Я организовываю театрализованную деятельность в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; органично включаю в различные другие занятия (музыкальное, познанию и др.) Одним из основных средств развития личности ребенка, является среда. Причем предметно-развивающая среда не только обеспечивает совместную театрализованную деятельность, но является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной его формой самообразования .

Таким образом, театрализованная деятельность очень увлекает детей моей группы своей яркостью, красочностью, динамикой и разнообразием. Она приобщает детей к театру, а они любят это искусство необычность тех зрелищ, которые развертываются мною или самими детьми, захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир. Театрализованная деятельность не копирование, а творческий процесс создания образов, декораций, пьес. Это деятельность доступна детям с младшего возраста. Мы играем с детьми в театрализованные игры и они доставляют удовольствие, радость, вызывают хорошее настроение. Но не только в этом воспитательные возможности этого вида деятельности. Через такую игру дети получают образец дружбы, правдивости, отзывчивости через положительные персонажи спектакля. Театрализованная деятельность должна занимать важное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, способствовать творческому развитию детей, формированию у них базиса личностной культуры .

Наш детский сад работает по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, дополняя ее различными современными парциальными программами. Анализируя существующие программы, рекомендованные для работы с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи стоящие перед нами - педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщение детей к театрализованной деятельности и развитие творческих способностей детей.

В нашем детском саду в каждой группе созданы зоны для театрализованных игр, где собран богатый дидактический материал: оформлены папки «Детям о театре», «Театральные профессии», «Виды театра» и др.; разработаны картотеки: «Упражнения и этюды», «Игры на превращения», «Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий», «Ритмопластика», «Игры на развитие двигательных способностей» и др. А также имеются картотеки игр и упражнений на речевое дыхание, артикуляционная гимнастика, зарядка для шеи и челюсти, игры и упражнения на расширение диапазона голоса, творческие игры со словами. Яркие альбомы с иллюстрациями и картинками к сказкам привлекают внимание детей. В создании театрализованных уголков родители принимали самое активное участие. В результате совместной работы появились разные виды театра: пальчиковый, настольный, теневой театр, театр ростовых кукол, театр «Щелкающей головки», театр «Забавная перчатка» и др. Были подобраны разнообразные материалы и лекала для самостоятельного изготовления детьми атрибутов и элементов костюмов к спектаклям.

Театрализованные зоны стали одними из любимых уголков, где дети с большим удовольствием разыгрывают полюбившиеся сюжеты сказок, репетируют роли, рассматривают иллюстрации. Все это дает детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения.

Хорошей традицией в нашем детском саду стало проведение спектаклей для малышей. Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления, каждому дается возможность почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным.

Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями наших воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя. Родители изготавливают вместе с детьми костюмы, декорации к спектаклям, учат роли. Учувствуют в проектах, которые мы организуем совместно. Родители выступают с презентациями своего опыта «Театр дома» на родительских собраниях. А так же сами в рамках проекта «Театр каждый день», приходят и совместно с детьми учувствуют в инсценировке русских народных сказок. Все это способствует сближению и взаимопониманию в семьях воспитанников.

Работу по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности проводим в тесном контакте с музыкальным руководителем, и родителями. В подготовке театрализованных представлений участвует весь коллектив детского сада: совместно с воспитателями готовим декорации, афиши, разрабатываем эскизы костюмов. Вместе с музыкальным руководителем подбираем музыкальные произведения, разучиваем их, работаем над постановкой танцев. Делимся своим опытом с коллегами. Показываем театр для детей младших групп.

Итак, одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка является театрализованная деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

  1. В процесс театрализованной игры дети узнают об окружающем мире.
  2. Развиваются психические процессы.
  3. Развивается речь.
  4. Совершенствуется моторика.
  5. Развивается эмоционально-волевая сфера.
  6. Происходит коррекция поведения.
  7. Развивается чувство коллективизма.
  8. Происходит развитие творческих способностей.

Список литературы:

  1. Акулова О. Театрализованные игры. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 24.
  2. Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников: Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 1993. - 48 с.
  3. Кошманская И. П. Театр в детском саду (Серия «Мир вашего ребенка»). - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. - 320 с.
  4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - Москва. Издательство «ТЦ Сфера», 2004. - 128 с.
  5. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. - М.: Школьная пресса (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12), 2000. - 128 с.
  6. Царенко Л. И. От потешек к Пушкинскому балу... - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. - 160 с.
  7. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-6 лет / под ред. О.Ф. Горбуновой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 144 с.

Детское творчество – основа для гармоничного развития ребенка. Одним из эффективных видов малышей является театрализованная деятельность в детском саду.

Театральные постановки близки и понятны детям, потому что в их основе лежит игра – основа детской сущности. Малыши в детском саду принимают участие в театрализованных представлениях с большим энтузиазмом.

Кроме того, театр способствует всестороннему развитию ребенка, помогая решать многие проблемы современной педагогики. Также развивает интеллект, формирует художественное и эстетическое восприятие.

В чем заключается польза от театрализованных занятий в детском саду?

Благодаря подобным занятиям происходит:

  • расширение знаний об окружающей среде;
  • формирование самостоятельности и творческой активности;
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие памяти, образности мышления и фантазии;
  • улучшение координации движений, плавности и гибкости;
  • повышение выразительности речи и дикции;
  • приобретение навыков внешнего выражения чувств героев через мимику, жесты и интонацию;
  • умение работать в коллективе.

Театрализованная постановка в детском саду способствуют нравственному воспитанию дошкольников. Ведь каждое представление основывается на определенном литературном произведении или сказке, которое несет духовно-нравственную составляющую.

Через эмоциональное восприятие, ребенок постигает такие важные понятия как дружба, честность, смелость, предательство, добро, зло и т.д.

Театрализованная сказка в детском саду помогает ребенку преодолеть робость и застенчивость. Постепенно малыш приобретет уверенность в своих силах, и его самооценка неуклонно растет.

Как правило, сначала педагог знакомит малышей с разновидностями театра. Существенно облегчают эту задачу наличие театрализованных уголков в детском саду. Они могут включать в себя такие виды театра: кукольный, масок, матрешек, настольный, театр из пластилина или игрушек и т.д.

Для младших дошкольников кукольный или пальчиковый театр – завораживающее зрелище. Постепенно дети вовлекаются в театрализованные игры. Затем игровые задания постепенно усложняются.

Старшие дошкольники уже могут принимать непосредственное участие в спектаклях. Первые выступление на сцене перед зрительным залом – непростое испытание для ребенка. Важно, чтобы родители верили в своего малыша и всячески его поддерживали и подбадривали. И тогда страх и застенчивость постепенно сменится уверенностью и радостью от игры.

Театр для детей – это веселье и множество позитивных эмоций. А так как театрализованная деятельность неразрывно связана с музыкой и танцами – это еще больше усиливает детские впечатления и делает игру еще более привлекательной.

В то же время, театрализованная деятельность в детском саду может принести немало хлопот родителям. Ведь очень часто юному актеру или актрисе необходимо изготавливать или брать в прокат костюмы для игры. Также нужно постоянно помогать и поддерживать любимое дарование. Но, несмотря на все возможные трудности, результат превзойдет все ваши ожидания.

Глаза ребенка буду светиться от счастья, а родители буду испытывать чувство радости и гордости за подрастающее чадо.

Театрализованная деятельность в детских садах учит детей видеть красоту окружающего мира. Кроме того, детский театр вызывает интерес у малышей к своей культуре, театру и литературе. А в ходе театрализованной игры, происходит постепенное раскрепощение ребенка, которое помогает развить творческую активность и умение импровизации.

Театрализованная деятельность - как средство развития способностей детей.

Введение.

Сегодня перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса. Формирование коммуникативной компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования является одной из задач образовательного учреждения.

Основным направлением становления и развития коммуникативной компетентности детей является театрально-игровая деятельность в детском саду. Именно она позволяет развить у ребёнка выразительность речи, повысить уровень его интеллектуальной культуры, воспитать эстетически развитую личность, привить любовь к родной культуре, помочь каждому почувствовать уверенность к себе, выработать у ребёнка эмоциональную отзывчивость, и при этом имеет ярко выраженный оздоровительный характер. Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно более независимо. И это качество необходимо развивать.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.

Цель и задачи
Цель педагогической деятельности - развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
обогащать и активизировать словарь;
развивать диалогическую и монологическую речь;
воспитывать гуманные чувства у детей.
Методы и приёмы организации театрализованной деятельности
Принципы проведения театрализованной деятельности:
- наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала (иллюстрации, видеоматериалы, экскурсии в театр, музыкальные фрагменты, театрализованные спектакли педагогов детского учреждения);

- доступность – театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена по принципу дидактики (от простого к сложному);

- проблемность – направлена на поиск разрешения проблемных ситуаций;

Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.

Методы работы по организации игр – драматизаций:
метод моделирования ситуаций - предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;

метод творческой беседы

Метод ассоциаций - дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.

Общими методами руководства игрой - драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Правила драматизации:

Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.

Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка – см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием с детьми обсуждается, «проговаривается» каждая роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Виды драматизации:
игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
ролевые диалоги на основе текста;
инсценировки произведений;
постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Методы работы:
метод моделирования ситуаций - предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;

метод творческой беседы - предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога;

метод ассоциаций - дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.

Общими методами руководства игрой - драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

В качестве результатов работы по организации театрализованной деятельности детей в ДОУ можно назвать следующие: дети становятся более эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления, открыто и честно. Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.



 

Возможно, будет полезно почитать: